Разгерметизация коллективности: несколько упражнений для тренировки воображения

До 2 июля 2021 года в краснодарском ЦСИ «Типография» проходит проект «Тренинг Фантазия». Организованный ЦСИ совместно с Гёте-Институтом как часть Pop-Up-фестиваля немецкой культуры и немецкого языка в Краснодаре в рамках Года Германии в России 2020/21, проект объединил в себе несколько программ — от выставочной до образовательной. Александр Буренков рассказывает о том, как «Тренинг Фантазия» реагирует на актуальную повестку — в искусстве и обществе.

Катерина Верба. Фрагмент инсталляции «Реабилитация кипариса». 2021. Кипарисовые балки, ростки и семена кипарисов, видео, фото, архивные материалы. Проект «Тренинг Фантазия» в ЦСИ «Типография». Краснодар, 2021. Фото: Лилит Матевосян. Courtesy ЦСИ «Типография»

Открывшийся в ЦСИ «Типография» проект «Тренинг Фантазия» выстроен вокруг исследования того, как изменения в нашем повседневном опыте влияют на опыт знакомства с искусством и каким образом может проходить пересборка личного, коллективного и исторического опыта. Это опыт ставится под сомнение, а текущая ситуация нестабильности рассматривается как ресурс для размышлений. Какой инструментарий «миротехнологий» (литературных, технологий пластических искусств, науки и восприятия) можно использовать именно сейчас, в момент утверждения постпандемийной реальности? В каких способах создания миров (если говорить словами классика аналитической философии Нельсона Гудмена) нашими эстетическими, научными, философскими и политическими силами мы нуждаемся больше всего, чтобы понять мышление других (в том числе других живых существ)? Какие именно альтернативные конфигурации мира необходимо вообразить, чтобы получить к ним чувственный доступ с помощью искусства (как сказала бы философ и художница Патриция Рид, на которую ссылаются кураторы проекта)? Эти вопросы кажутся как никогда актуальными для переопределения границ личного, коллективного и исторического опыта с помощью искусства. Умение команды ЦСИ «Типография» остро и кристально ясно формулировать стоящие перед искусством вопросы и живо реагировать на меняющийся контекст не просто в очередной раз подтверждают, что зачастую самые артикулированные культурные проекты проходят не в Москве, а в российских регионах, но и помещают «Типографию» в ряд других передовых художественных институций по всему миру.

Джесси Дарлинг. Культурные артефакты несуществующего архива (различные). 2020–2021. Принты. Проект «Тренинг Фантазия» в ЦСИ «Типография». Краснодар, 2021. Фото: Лилит Матевосян. Courtesy ЦСИ «Типография»

К примеру, летом 2020 года римский музей MACRO перезапустился трехлетним проектом «Музей превентивного воображения: от редакции» (Museum for Preventive Imagination: Editorial; продлится до 2022 года), название которого отсылало к проекту Ufficio per l’Immaginazione Preventiva, созданному в Риме в 1973 году художниками Карло Маурицио Бенведути, Туллио Каталано и Франко Фаласка: это был прототип «бюро» для продвижения художественных практик вне установленных институций с целью проникновения в повседневную жизнь Рима и за его пределами. Выставкой в MACRO ее новый художественный руководитель Лука Ло Пинто предложил собственное видение тренировки воображения силами современных художников и в качестве ответа на пандемию представил музей в виде трехмерного журнала со своей редакционной структурой, передовицами, остро реагирующими на новостную повестку с пометкой «молния». Попирая традиционные музейные конвенции, Ло Пинто открыл для искусства десять тысяч квадратных метров музея, в том числе помещения, которые обычно не отводились под показ искусства, превратив музей в офис редакции, работающей в формате непрерывной деятельности и предоставляющей новый опыт коллективности.

Выставка «Тренинг Фантазия» реализует возможность нового опыта на территории неуверенности и нестабильности и с порога выбивает посетителей ЦСИ из привычной логики, вынуждая их проходить на экспозицию через обязательный пункт досмотра, под который замаскирована инсталляция Вали Фетисова User Flow. С помощью почти незаметных ситуативных экспериментов, сливающихся с выставочной инфраструктурой или урбанистической средой, Фетисов систематически изучает вопросы социальной психологии (процессы мышления людей, их взаимовлияния и отношение друг к другу), закономерности поведения людей, обусловленные их включением в социальные группы. Для чего художнику может потребоваться анкетирование посетителей и составление психологического портрета? Процедуральность досмотра вызывает усталость и раздражение, почти все испытывают ощущение замешательства от абсурдной просьбы охранника открыть рот и проглотить выпрыскиваемую аппаратом неизвестную жидкость. Ей оказывается обычная вода: простой тест на доверие. Насколько безоговорочно каждый из нас способен принимать предлагаемые обществом правила игры и комфортной жизни в условиях постоянно совершенствующихся систем слежки и надзора?

Container imageContainer image

Работы основной выставки «Тренинг Фантазия» создают зоны нестабильности, расшатывают пределы восприятия и выводят из зоны комфорта. Препарирование личных и коллективных страхов современности, выбивающих почву из-под ног и вызывающих ощущение «не по себе», — основной лейтмотив экспозиции. Белорусская художница Марина Напрушкина обращается к опыту сообщества беженцев и мигрантов, пронизанного страхом социальной незащищенности, неконтролируемого насилия и тотальной нестабильности. Страх депортации и отсутствие уверенности в своем будущем порождают антилозунг, обращенный к властям, привыкшим использовать разжигание страха и ненависти в своих целях: «Ваш страх — наш капитал, ваша ненависть — наш мандат». Видео «Август» той же Напрушкиной позволяет еще яснее понять, что никакая манифестация антилозунгов не может быть услышана — единственным спасением в борьбе с ненавистью, насилием и страхом может быть только коллективность и солидарность.

Во время первого пандемийного года команда ЦСИ «Типография» по заказу берлинской самоорганизованной инициативы ZK/U Berlin — Center for Art and Urbanistics сняла видеооткрытку (видео было создано для платформы «СЕТКА») об истории своего центра: действие сюжета было демонстративно перенесено из ЦСИ на улицы Краснодара и в другие места юга России. По меткому замечанию участников коллектива центра, флюидная институция, не раз переезжавшая с место на место и менявшая свое пространство в городе, похожа на живое существо, вбирающее в себя всю нынешнюю команду и в то же время позволяющее разместиться в себе самым разным людям. Еще лучше опыт коллективности «Типографии» может быть описан через аналогию с гаражным кооперативом, дух которого ЦСИ сохранил до сих пор. Он сталкивается с теми же проблемами, что и жители гаражных кооперативов: центр могут снести, команде может быть нечем платить за аренду, все могут попросту поссориться друг с другом. Как замечает в видео один из участников группировки ЗИП Степан Субботин, именно в гараже русский человек занимается творчеством, это место для отдыха, пространство личной свободы, где можно делать то, что тебе действительно по душе. Именно этим самоорганизация похожа на гараж, на коллективное тело с органами, слаженно взаимодействующими между собой. Для его бесперебойного функционирования важно преодолеть частное ради общего, чтобы хрупкая система не распалась на отдельные структуры.

Фрагмент экспозиции проекта «Тренинг Фантазия» в ЦСИ «Типография». Краснодар, 2021. Фото: Лилит Матевосян. Courtesy ЦСИ «Типография»

Было бы неправильным свести «Тренинг Фантазию» к выставке: это полноценный фестиваль с музыкальной программой, исследовательской лабораторией и серией специальных событий на разных площадках города, 24-часовой кинопрограммой-аттракционом, предложившей многофазную возможность для исследования различных форм зрительского опыта, индивидуально-хоровыми сессиями Лены Клабуковой «Недвижимость» в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, еще одной кочующей выставкой «Феминистские транслокальности», в этот раз доехавшей до Краснодара. Фестиваль стал первой инициативой подобного масштаба, реализуемой ЦСИ «Типография». Выход в город, буквальное внедрение в непривычные урбанистические контексты и проведение полноценного городского фестиваля было чревато разгерметизацией кропотливо создаваемой годами экосистемы центра, рискованным шагом для хрупкой структуры самоорганизации, объединившей художников, меценатов и местных энтузиастов культуры, каждый из которых за время работы внес свой символический, материальный, творческий вклад в общее дело — как в гаражном кооперативе, формируя пространство личного, для души. Может ли в таком случае центр действительно превратиться в вышедшего из-под контроля монстра, масштабированного до пространства всего города и вобравшего в себя самых разных людей — расширенную аудиторию горожан?

Казалось, что чувство потери контроля над ситуацией было основным для многих художественных проектов в рамках фестиваля. В перформативной сайт-специфической работе Алексея Таруца GOLDEN HITS гости перформанса на туристическом автобусе (с тревожным звуком парктроника и карканьем ворон из динамиков) отправлялись от недостроенного бетонного замка в парке 30-летия Победы в неизвестном направлении — конечным пунктом назначения оказывались сюрреалистические интерьеры Дома книги в центре города: здесь барельефы об истории письменности соседствовали с выставкой-продажей котов, дешевого трикотажа, янтаря и сувениров местных умельцев. Перформанс предъявлял присутствие как изначально лишенное собственного места, детерриториализированное состояние, красной нитью проступавшее и в других работах.

Container imageContainer image

Павел Миляков в своей аудиовизуальной работе Regenerating Spartak-98 обратился к специфике проведения футбольных матчей во время пандемии COVID-19, когда на стадионах были только игроки, — еще один пример дистанцированной коллективности. Отсутствие болельщиков создавало ощущение ненормальности игры, и восстановить привычную атмосферу стадиона помогали записанные звуки, имитирующие реакции зрителей и тем самым влияющие на аудиовизуальные образы. С помощью этой техники и алгоритмов нейросетей Миляков воссоздал матч «Спартак» — «Интер» полуфинала кубка UEFA, который состоялся 14 апреля 1998 года.

При создании работы «Гиперспецифическое» — четырехчастной пространственной композиции для четырехканальной звуковой инсталляции из автомобилей с тюнингованной акустической системой — саунд-художник и музыкант Стас Шарифуллин (HMOT) сотрудничал с конкретным городским сообществом Краснодара — любителями «автозвука», автомобильных аудиосистем, способных воспроизводить расширенный диапазон частот на нередко экстремальных уровнях звукового давления. Случайные и псевдослучайные ритмические и гармонические паттерны врывались в обычный саундскейп Краснодара в виде интервенции под Тургеневским мостом и очевидным образом сбивали с толку прохожих.

Звуковой перформанс Acción [VoiP_99dBSPL] исследователя звука в области аудиоэлектроники и акустических вмешательств Уго Эскинки активизировал звуком уже нефункционирующий ангар на заводе ЗИП. Во время звонка в мессенджере WhatsApp из Берлина художник разбивал свой телефон: звуковое исследование постепенной интерференции, повреждения и износа MEMS-микрофона мобильного устройства становилось поэтичным парафразом разложения и распада современной сверхкомплексной технологизированной реальности.

НМОТ. Гиперспецифическое. 2021. Четырехканальная звуковая инсталляция в рамках проекта «Тренинг Фантазия» в ЦСИ «Типография». Краснодар, 2021. Фото: Алена Колесникова. Courtesy ЦСИ «Типография»

«Тренинг Фантазия» может быть рассмотрен как комментарий к «Поэтике пространства» Гастона Башляра: эта работа посвящена анализу возникновения художественных образов, связанных с обжитыми пространствами, которые автор назначает территориями счастья и покоя. Размышления участников группировки ЗИП о «Типографии» как по-настоящему душевном месте с распределенной, ризоматической структурой созвучны башляровскому анализу того, как и из чего складываются ощущения от дома, в котором ты живешь и который имеет грандиозное феноменологическое значение: он — место концентрации внутренних процессов человеческого сознания и своеобразная точка отсчета всего эмоционального опыта. «Наша душа — это жилище. Вспоминая о разных домах, о разных “комнатах”, мы научаемся жить внутри самих себя». На своей лекции в рамках публичной программы «Тренинга Фантазии» философ Оксана Тимофеева неспроста вспоминала онейрический дом, который мы сами строим в своих снах и который не похож на реальный дом из нашего детства: дом как место, сотканное из поэтических образов, мечтаний и воспоминаний, превращается у Башляра в живой манифест души, в пространство, наполненное приглушенным светом, где обретают форму наши грезы и фантазии. Воображение — это главная способность человеческой природы, а подлинное переживание пространства бывает только счастливым (как и акт творения сопровождает только счастье, и даже если ты пишешь трагедию — ничего, кроме счастья), порождающим радость. Возможно, именно радость от совместных усилий по изменениям окружающей реальности и верность логике своего дома стали ключами к успеху фестиваля.

Используя городскую реальность как материал для художественных проектов и тем самым расширяя зрительский опыт, команда ЦСИ «Типография» буквально поставила эксперимент по апсайклингу окружающей реальности. Апсайклинг — вторичное использование предметов и их творческое преобразование в новые вещи — важное направление мысли не только в современном искусстве, но и общественной жизни, получившее дополнительную остроту звучания в свете пандемии. Концепция потребления стремительно меняется, и апсайклинг вместе с другими потребительскими трендами zero waste и антироста (degrowth) представляет собой один из способов помыслить более экологичные способы существования: в случае с Краснодарским краем эта тема действительно становится важной и для многих локальных авторов из-за ее особенной актуальности для региона, главным достоинством которого считается природа, при этом безбожно уничтожаемая. Живущая в Геленджике художница Лена Колесникова, обращающаяся с архитектурной и антропологической перспектив к проблемам миграции, урбанизации, безработице и неравному распределению доходов, а также к эстетике российского юга и незаконных по своей сути для постоянного проживания жилых гаражных районов, в разговоре вспоминает, что раньше в России апсайклинг встречался практически во всех бытовых сферах: «Я помню рубрику в журнале “Наука и жизнь”, которая называлась “Маленькие хитрости”, где были собраны разные полезные советы домашнему мастеру, или передачу “Очумелые ручки”, где пластиковая бутылка реинкарнировалась в полезные и не очень полезные вещи бесчисленное количество раз. Конечно, в то время людьми двигала не забота об экологии, а элементарная экономия, так как не многие жили в достатке. Сегодня вещи становятся массовым и доступным ресурсом. Благодаря  виртуальным барахолкам можно найти практически все! Подержанная вещь обладает магией свободы — с ней можно делать все что хочешь, она пробуждает фантазию и устраняет страх что-то испортить или сделать не так — с новой вещью так не получится».

Container imageContainer imageContainer image

Помимо элементарной экономии на материалах, приводящей к новой волне «русского бедного» искусства, авторы обращаются к стратегии апсайклинга в погоне за той же душевностью: материалы, бывшие в употреблении, уже насыщены интересными историями, и потенциал для творчества у них больше, чем у новых предметов. Это становится особенно явным на проходящей в фонде искусств «Голубицкое» выставке «Либо мир переполнен мусором, либо нашими воспоминаниями» под кураторством Варвары Бусовой, выстраивающей любопытные параллели между современными стратегиями апсайклинга и богатейшим историко-археологическим контекстом Тамани, переполненным не только мусором и воспоминаниями, но и примерами вторичного использования предметов в ритуальных, экономических и статусных целях. Как и подавляющее большинство грантовых выставок, собранных по итогам опен-колла, экспозиция полна аккуратных, но недодуманных проектов, самыми сильными из которых оказались либо ироничные высказывания, вроде псевдомузейной витрины ХК «Бусинки», либо проекты, обращающиеся к археологии будущего, как, например, «Слой» Александра и Светланы Рощенко, предложивших взглянуть на следы XXI века как на окаменелости современной культуры. И все-таки многие художественные высказывания выставки кажутся слишком застенчивыми перед лицом климатической катастрофы, их попросту можно не услышать: в последние годы Стамбульская, Тайпейская и многие другие биеннале современного искусства буквально кричали о проблемах климатической катастрофы и энвайронменталистской политики. К примеру, польская художница Диана Лелонек в своем проекте Center for the Living Things идет еще дальше и создает исследовательскую параинституцию, собирающую брошенные и вышедшие из употребления предметы, отходы человеческого перепроизводства, ставшие естественной средой для многих живых организмов. Превращаясь буквально в гибриды растений и искусственных объектов, подражающие поведению живой материи, этот мусор — сложно классифицируемая составляющая сегодняшних ландшафтов антропоцена, пристально изучаемых и картографируемых современными художниками по всему миру.

На выставке «Тренинг Фантазия» только одна работа — «Реабилитация кипариса» Катерины Вербы (которая и в своих прошлых проектах использовала в качестве материалов деревянные бревна или пластиковые бутылки) — обращается к стратегии апсайклинга, в предельно личном интонировании: кипарисовые балки из родного крымского дома предков художницы (те балки, которые уже не поддавалась реставрации, но выкинуть или сжечь которые не поднималась рука) — это образ, вмещающий в себя всю поэтику разговора о территориальном и природном, личном и политическом, об истории своей семьи и судьбе целого народа — крымских татар, изучением которого художница планирует заниматься и в следующих проектах. Тема бережного отношения к природе близка философии жизни крымских татар, у мусульман это даже описывается в Коране: человек, животные и природа едины, и каждый мусульманин обязан заботиться о природе. Поэтому Вербе кажется также логичным использовать переработанные вещи и найденные артефакты при создании инсталляций, буквально давать им новую жизнь: когда кипарисовую балку занесли в тепло центра «Типография», в ней начали расти грибы, и ненужный артефакт прошлого будто ожил, став почвой для новой жизни. Высаживая кипарисы «навстречу Бойсу» (занятный реверанс русско-немецкому культурному сотрудничеству в виде фестиваля культуры Гёте-института), Верба выстроила витиеватый диалог с личной мифологией Бойса, связанной с его лечением крымскими татарами после крушения самолета во время Второй мировой войны и акцией «7000 дубов». В год столетия со дня рождения Бойса по всему миру решили отдать дань уважения памяти соучредителю Немецкой партии зеленых: совсем недавно на южной террасе галереи Тейт открылась социальная скульптура «Желуди Бойса» художников и эко-активистов Акройда и Харви, высаженная из ста желудей, собранных авторами в 2007 году в Касселе. Сам проект «Тренинг Фантазия» — тоже своего рода упражнение по перепроектированию социальной скульптуры, со своей коммунальностью и коллективно разделяемым опытом программ фестиваля, которые ненадолго стали полноценной частью городской жизни Краснодара в очень непростое для создания культурных проектов время.

Публикации

Rambler's Top100