Холода и искусство
Зима 1919 года в Петрограде выдалась холодной. Страдали не только люди, но и памятники истории и культуры, а также музеи. О том, чем для последних обернулись февральские морозы, повествуют две заметки из ежедневной газеты «Жизнь искусства».
Борис Кустодиев. Петроград в 1919 году. 1919. Бумага, тушь, графит. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Холода и искусство. 18 февраля 1919 года
Холода сильно беспокоят наших музееведов. В критическом положении, например, находится Русский музей. Отдел имуществ Комиссариата народного просвещения обещал заготовить для музеев дрова, но обещание это не могло быть осуществлено. Температура в музее до того низка, что хранители все время сидят в пальто. Хранители опасаются, что от низкой температуры могут пострадать картины. Если вопрос об отоплении музея не будет разрешен в положительном смысле, то музей вынужден будет закрыться, хотя сохранность произведений от этого нисколько не улучшится. Не отапливается за отсутствием дров и Исаакиевский собор. По словам специалистов, Исаакиевскому собору угрожают разные повреждения от сырости и низкой температуры. Облицовка внутренних колонн собора уже пострадала.
В Русском музее. 20 февраля 1919 года
В Русском музее, оставшемся почти без топлива, по словам хранителей, положение прямо катастрофическое. В целях экономии из общего парового отопления всего здания выключен этнографический отдел, так что до лета его пришлось закрыть. Более нежные коллекции вынесены в одно из помещений, которое еще отапливается. Однако главная масса вещей осталась на месте, так что некоторые из них безусловно будут испорчены. Немногим лучше в здании, где помещается картинная галерея. Там температура доходит до 5 градусов тепла. Хранителям приходится работать в шубах и пальто. Для картин такая температура прямо гибельная. Хранители предпринимали нужные шаги в целях получения топлива, но пока все хлопоты оказались безрезультатными.