Выставки недели: топ-10 проектов 57-й Венецианской биеннале
Куратор основного проекта V Московской международной биеннале молодого искусства Надим Самман специально для путеводителя по 57-й Венецианской биеннале современного искусства рассказал о самых интересных, на его взгляд, проектах выставки. Кстати, путеводитель, созданный в сотрудничестве с молодыми кураторами и художниками — участниками состоявшейся в прошлом году Московской международной биеннале молодого искусства и включающий в себя анонсы более чем 30 выставок, карту Венеции и полезные советы для гостей города, можно приобрести в официальных книжных магазинах биеннале в садах Джардини и Арсенале. Также путеводитель распространяется на открытиях выставок биеннале.
Путеводители по 57-й Венецианской биеннале современного искусства. Фото: «Артгид»
В 2015 году на Венецианской биеннале случился скандал: швейцарско-исландский художник Кристоф Бюхель превратил павильон Исландии из старой католической церкви в функционирующую мечеть, которую власти Венеции вынуждены были закрыть. Но комиссары павильона Исландии не растеряли чувства юмора — в 2017 года они собираются затроллить биеннале вместе с художником Эгидлем Сайбьёрнссоном, отдавшим павильон двум малопривлекательным иностранным гостям. Тролли Уг и Боёгар созданы воображением художника, но при этом демонстрируют собственные работы и обещают вернуть в Венецию ощущение карнавала.
В павильоне Украины — фотовыставка Бориса Михайлова: удивительно, как долго он шел к тому, чтобы представить на биеннале свою страну, ныне всемирно известную. В основе его документального проекта — ложь и неопределенность, сопровождающие любой военный конфликт. Михайлов обещает продемонстрировать помутнения и искажения политического образа страны, созданные украинскими СМИ.
Француз Пьер Юиг одновременно и трикстер, и эстет, и философ — его работы невероятно красивы и одновременно заставляют задуматься. В Espace Louis Vuitton художник возвращает парижский Музей народных традиций его сотрудникам.
В Эстонии недавно запустили программу электронного резидентства для иностранных граждан — явный симптом принятия сетевого суверенитета. Поэтому страна не случайно потакает увлеченной сетевыми медиа Кате Новичковой, участнице всех недавних кураторских попыток канонизировать тренд «постинтернета».
Павильон Ирака, напротив, обещает увести современность на второй план и вступить в диалог с культурами недавнего и далекого прошлого. Кража и уничтожение древних артефактов Ирака и Сирии — настоящая трагедия, не получающая должного освещения в СМИ — В 24-часовом цикле новостей предпочтение отдается реальному, а не историческому времени.
Павильон Германии захватывает Анне Имхоф — она собирается исследовать живые скульптуры вслед за своей триумфальной выставкой-интервенцией в берлинском Гамбургер Банхоф в сентябре 2016 года.
Представляющая Великобританию. Филлида Барлоу давно заработала статус одной из самых влиятельных фигур в британской скульптуре: ожидайте беспорядка с широким размахом!
В палаццо Грасси и Пунта делла Догана — Деймиан Херст. Что такое свет без тьмы? Добро без зла? Здоровье без болезней? Чтобы в этом разобраться, потребуется доза херстовской дьявольщины. В теории выставка полна проблем, но оттого не менее любопытна. На нее стоит идти, когда все остальное уже отсмотрено, а после этого заказать все позиции в меню McDonald’s на Сан-Марко, умять их и затем выблевать в живописный канал.
Павильон Антарктиды впервые был представлен на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года, в начале нынешнего года Первая антарктическая биеннале собрала художников, ученых, архитекторов, музыкантов и философов. Менее чем через месяц после ее успешного завершения (создатель и куратор — художник Александр Пономарев, сокуратор — ваш покорный слуга) наш павильон продемонстрирует документацию экспедиции в самую южную точку земного шара.
И наконец, Мальта, принимающая участие в биеннале впервые за последние 17 лет. Мальта — зазеркалье Венеции. Архитектурно и Мальта, и Венеция — капсулы времени. Тем не менее обе вовлечены в современность — в 2018 году Валетта примерит титул культурной столицы Европы. Кураторы — мальтийский художник Рафаэль Велла и немецкая художница Беттина Хутшек — обещают грандиозную кунсткамеру, отражающую мальтийскую идентичность.
© La Biennale di Venezia