Выставки недели: топ-10 проектов 57-й Венецианской биеннале

Куратор основного проекта V Московской международной биеннале молодого искусства Надим Самман специально для путеводителя по 57-й Венецианской биеннале современного искусства рассказал о самых интересных, на его взгляд, проектах выставки. Кстати, путеводитель, созданный в сотрудничестве с молодыми кураторами и художниками — участниками состоявшейся в прошлом году Московской международной биеннале молодого искусства и включающий в себя анонсы более чем 30 выставок, карту Венеции и полезные советы для гостей города, можно приобрести в официальных книжных магазинах биеннале в садах Джардини и Арсенале. Также путеводитель распространяется на открытиях выставок биеннале.

Путеводители по 57-й Венецианской биеннале современного искусства. Фото: «Артгид»

В 2015 году на Венецианской биеннале случился скандал: швейцарско-исландский художник Кристоф Бюхель превратил павильон Исландии из старой католической церкви в функционирующую мечеть, которую власти Венеции вынуждены были закрыть. Но комиссары павильона Исландии не растеряли чувства юмора — в 2017 года они собираются затроллить биеннале вместе с художником Эгидлем Сайбьёрнссоном, отдавшим павильон двум малопривлекательным иностранным гостям. Тролли Уг и Боёгар созданы воображением художника, но при этом демонстрируют собственные работы и обещают вернуть в Венецию ощущение карнавала.

 

Борис Михайлов. Парламент. 2014‒2016. Courtesy автор

В павильоне Украины — фотовыставка Бориса Михайлова: удивительно, как долго он шел к тому, чтобы представить на биеннале свою страну, ныне всемирно известную. В основе его документального проекта — ложь и неопределенность, сопровождающие любой военный конфликт. Михайлов обещает продемонстрировать помутнения и искажения политического образа страны, созданные украинскими СМИ.

 

Пьер Юиг. Сонм и облако. 2010. Видео, цвет, звук. Фото: Ола Риндал. Courtesy автор and Marian Goodman Gallery, Paris/New York. © ADAGP, Paris 2016 for the work of the artist

Француз Пьер Юиг одновременно и трикстер, и эстет, и философ — его работы невероятно красивы и одновременно заставляют задуматься. В Espace Louis Vuitton художник возвращает парижский Музей народных традиций его сотрудникам.

 

Катя Новичкова. Вид экспозиции выставки «Приближение (Время шторма)». 2016. Фото: Марта Флеминг-Айвс.Courtesy Greene Naftali Gallery, New York

В Эстонии недавно запустили программу электронного резидентства для иностранных граждан — явный симптом принятия сетевого суверенитета. Поэтому страна не случайно потакает увлеченной сетевыми медиа Кате Новичковой, участнице всех недавних кураторских попыток канонизировать тренд «постинтернета».

 

Джавад Селим. Торговец курами. 1951. Фанера, масло. © Jewad Selim. Courtesy Al-Tajir Collection

Павильон Ирака, напротив, обещает увести современность на второй план и вступить в диалог с культурами недавнего и далекого прошлого. Кража и уничтожение древних артефактов Ирака и Сирии — настоящая трагедия, не получающая должного освещения в СМИ — В 24-часовом цикле новостей предпочтение отдается реальному, а не историческому времени.

 

Анне Имхоф. Пупок. 2016. Холст, акрил, кожа, масло и карандаш. Фото: Galerie Buchholz. Courtesy Galerie Buchholz

Павильон Германии захватывает Анне Имхоф — она собирается исследовать живые скульптуры вслед за своей триумфальной выставкой-интервенцией в берлинском Гамбургер Банхоф в сентябре 2016 года.

 

Филлида Барлоу. GIG. Фрагмент инсталляции в галерее Hauser & Wirth Somerset, 2014. Ткань, бумага, провод, дерево, краска. Фото: Алекс Дефлэн. © Phyllida Barlow. Courtesy artist / Hauser & Wirth

Представляющая Великобританию. Филлида Барлоу давно заработала статус одной из самых влиятельных фигур в британской скульптуре: ожидайте беспорядка с широким размахом!

 

Деймиан Херст. Сфинкс. Фото: Prudence Cuming Associates. © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS / SIAE, 2017

В палаццо Грасси и Пунта делла Догана — Деймиан Херст. Что такое свет без тьмы? Добро без зла? Здоровье без болезней? Чтобы в этом разобраться, потребуется доза херстовской дьявольщины. В теории выставка полна проблем, но оттого не менее любопытна. На нее стоит идти, когда все остальное уже отсмотрено, а после этого заказать все позиции в меню McDonald’s на Сан-Марко, умять их и затем выблевать в живописный канал.

 

Алексей Козырь, Илья Бабак. Антарктическая оранжерея «Мак полярны». 2014. © Алексей Козырь

Павильон Антарктиды впервые был представлен на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года, в начале нынешнего года Первая антарктическая биеннале собрала художников, ученых, архитекторов, музыкантов и философов. Менее чем через месяц после ее успешного завершения (создатель и куратор — художник Александр Пономарев, сокуратор — ваш покорный слуга) наш павильон продемонстрирует документацию экспедиции в самую южную точку земного шара.

 

Павильон Мальты на 57-й Венецианской биеннале современного искусства. Фото: © Arts Counsil Malta

И наконец, Мальта, принимающая участие в биеннале впервые за последние 17 лет. Мальта — зазеркалье Венеции. Архитектурно и Мальта, и Венеция — капсулы времени. Тем не менее обе вовлечены в современность — в 2018 году Валетта примерит титул культурной столицы Европы. Кураторы — мальтийский художник Рафаэль Велла и немецкая художница Беттина Хутшек — обещают грандиозную кунсткамеру, отражающую мальтийскую идентичность.

В оформлении материал использовано изображение логотипа 57-й Венецианской биеннале.
© La Biennale di Venezia

 

Читайте также


Rambler's Top100