Когда искусство ведет к успеху в спальне
Уважаемое британское издание The Guardian, а вовсе не какой-нибудь таблоид, предоставило трибуну издателю журнала «Анналы невероятных исследований» и учредителю Шнобелевской премии Марку Абрамсу, который изложил свои размышления на тему, приводит ли художника успех на профессиональном поприще к успеху в отношениях с противоположным полом. «Артгид», в свою очередь, опросил представителей российского художественного сообщества, чтобы выяснить их точку зрения, и был несколько обескуражен тем, что эта тема оказалась для нас чуть ли не табуированной. Мы публикуем ответы наших самых смелых коллег.
Анри де Тулуз-Лотрек. В постели. Поцелуй. 1892. Картон, масло. Фрагмент. Частное собрание. Источник: www.wikipaintings.org
Чтобы ответить на вопрос, почему одни художники весьма успешны в сексе, а у других почти ничего не получается, британские ученые — Хелен Клегг, старший преподаватель кафедры психологии университета в Нортхэмптоне, Дэниел Неттл, профессор бихевиористики в университете Ньюкасла, и Дороти Милл, глава Колледжа гуманитарных и социальных наук при Эдинбургском университете — применили старое изобретение — логарифмы. Ученые объединили свои усилия для того, чтобы, как они это объяснили, «исследовать связь между успешным спариванием и профессиональным успехом на выборке в 236 художников».
Их доклад «Статус и успех в спаривании среди художников» появился в научном журнале Frontiers in personal science and individual differencies. В исследовании мало подробностей. В нем лишь утверждается, что «распределение числа сексуальных партнеров для членов выборки варьировалось от 0 до 250 (М=10,67). Таким образом, данные были преобразованы по логарифмической шкале и мы выполнили наш анализ с использованием этого масштаба». «М=10,67» — это медиана. То есть половина из 236 художников имела не менее 10,67 сексуальных партнеров, а половина не более 10,67. Или так они сказали исследователям. Два любовника. Двадцать любовников. Двести любовников. Это цифры из разных вселенных. Возможно ли сравнить коллекцию из пяти или шести возлюбленных с серийным гаремом из ста или двухсот? Как можно обсуждать эту сборную солянку из малых и больших чисел?
Это можно сделать с помощью логарифмов. Грубо говоря, логарифм числа показывает, сколько в нем дополнительных разрядов (дальнейшие рассуждения авторов относятся к десятичным логарифмам). У числа 1 нет дополнительных разрядов, и его логарифм равен нулю. У числа 10 — один дополнительный разряд, и его логарифм равен единице. В числе 100 — два дополнительных разряда, и его логарифм равен двум. Логарифм числа 101 немного больше 2 (около 2,0043). Логарифм 250 еще больше (около 2,3979).
Логарифм — это простой, грубый способ сравнивать очень большие и очень маленькие величины. У художника новая подружка каждые два месяца? Логарифм 2. Это одинокая граффитистка, которую все избегают? Похоже, логарифм 0. Исследователи используют логарифмы и для изучения связанных наборов чисел. Они вычислили то, чему дали название «индекс стратегии спаривания» различных художников. «Каждая связь на одну ночь оценивается в одно очко; связь, продолжающаяся менее одного месяца, — два очка; отношения, длящиеся более десяти лет — 8 очков. Общее количество очков, набранное каждым художником, суммируется и делится на общее число связей».
После всех подсчетов и расчетов с учетом пола художников исследователи делают следующий вывод: «Более успешные художники-мужчины имеют больше сексуальных партнеров, чем менее успешные художники, но это не распространяется на художниц».
«Артгид», в свою очередь, опросил российскую и не только художественную общественность.
Николай Олейников, художник
Нередко нам почему-то кажется, что успех — это собственно и цель, и средство для художника. Но это не так. Успех, как мы знаем, в искусстве, а уж тем более в отношениях полов вообще мало что определяет, ведь, в конечном счете, эта категория скорее относится к миру наживы и чистогана, чем к творчеству. Зачем это нам, художникам? С кем мы соревнуемся? Мы что — успешные менеджеры? Разумеется, мы считаем, что искусство — это важная работа, в том числе и работа, требующая навыков и умения. Но самые умелые художники недавнего прошлого стремились отказаться от того, что принято называть «профессионализмом» в пользу любительства, потому что в нем для них было больше радости и свободы. Рок-н-ролл — наиболее яркий пример этой диалектики, где секс стал одной из форм обмена энергий между музыкантом (непрофессионалом, чутко слышащим токи реальности) и слушателем (узнающим себя).
Если касаться непосредственно секса, то почему внимание должно быть исключительно со стороны противоположного пола? Секс — это важно. Искусство, так же как и любовь и секс, освобождает человека — и того, кто им (искусством) занимается как художник, и того, кто им занимается как зритель. В конечном счете, природа секса и искусства — творчество.
Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник Русского музея
Если говорить абстрактно, то художники, по крайней мере на территории Российской Федерации, пока не достигли той степени признания народными массами, чтобы стать фетишизированными фигурами, в отличие от писателей, музыкантов, актеров... Так что нет, успешность художника не влияет на успехи в сексе.
Катя Саттон, куратор, критик (США)
Как бы ни хотелось мне сказать, что эти вещи никак не связаны, но это арт-мир, а он по своей сути поверхностен. И хотя бывали случаи, когда арт-критики на волне успеха неожиданно начинали гарцевать, как будто они герои молодежных телевизионных реалити-шоу, к сожалению, чаще всего все происходит наоборот: сексапильность помогает добиться успеха и власти. Вот прямо сейчас я наблюдаю за одним молодым художником, все сходят с ума от его tie-dye и кроссовок, а в его милую головку приходит лишь такое объяснение его популярности: «Ну-у-у, не знаю, думаю, это круто выглядит». Реальность такова, что искусство сегодня уравнено с предметами роскоши: и то, и другое — о Мечте. Поэтому очаровательному красавчику-художнику легче вписаться в эту мечту, по крайней мере, поначалу. К тому же я не думаю, что слава сексуальна. При этом в сексуальности есть и момент неприкосновенности. В наше время (хотя так было всегда) по-настоящему сильное произведение в искусстве или литературе делается так редко, что когда это случается, ум автора закономерно восхищает. Да, действительно, со стороны это кажется чертовски сексуальным, но у меня несколько раз впечатление от произведения портилось после встречи с автором, когда выяснялось, что он не только не имел в виду тех тонких деталей в произведении, которые усмотрела я, но и вообще не способен на тонкость. Это та сексуальность, из которой получаются грезы лучше, чем сон в летнюю ночь.
Айдан Салахова, художник, галерист
Мужчина-художник и женщина-художник — это всегда две разные истории. Я думаю, что у добившегося успеха мужчины-художника лучше складываются отношения с женщинами, потому что женщины всегда положительно реагируют на успех. Но все же хочу заметить, что многие мужчины-художники добились успеха в том числе и благодаря своим активным женам, ну или просто подругам и соратницам, с которыми объединены его творчеством. Женщинам, которые не истерят на тему: «Ты любишь свое искусство больше чем меня!». У женщин-художниц все складывается, как правило, наоборот, просто потому что редкий мужчина потерпит то, что для женщины ее искусство важнее, чем мужчина. Поэтому отношения успешной женщины-художника с противоположным полом редко складываются счастливо. Марина Абрамович, Луиз Буржуа — по общепринятым меркам их личная жизнь сложилась неудачно, но на самом деле они сделали правильный выбор, посвятив себя и свою жизнь искусству, а не мужчинам.
Карина Караева, куратор
Отношения художника с противоположным полом, с моей точки зрения, имеют прямое отношение к степени успеха автора. Однако она выражается в большей мере там, где художник правильно использует эту степень успеха. Успех в галерее отличается от успеха в музее. Точно так же как успех у галериста отличается от успеха у куратора. Приводить примеры, думаю, бессмысленно, однако, по-моему, профессиональный успех в любом его проявлении имеет временную зависимость. Другой вопрос, возможно, более интересный, — о степени свободы художника в его отношениях с противоположным полом. Безусловно, все индивидуально, и я сейчас высказываюсь субъективно, но мне кажется, что успех скорее определяет полифоническое поведение художника, когда ему предоставляется право выбора.
Сергей Гридчин, основатель выставочного зала
и арт-резиденции Gridchinhall
Я полагаю, что профессиональный успех не всегда выливается в успех финансовый, но точно отражается на статусе этого самого художника. А противоположный пол уважает людей успешных, это у него заложено в генах! Самка выбирает самого яркого и самого настырного самца.
Виталина Горелова, телерепортер
Мне кажется, успех в профессиональном отношении всегда влияет на отношения личные. Хотя профессия художника привлекательна для девушек, но успех порой надевает корону, и тогда личные отношения ухудшаются, ну или становятся бизнесом.
Николай Палажченко, арт-менеджер, куратор
Любой профессиональный успех (не только у художников) приводит либо к успехам в том, что мы называем спальня, либо к импотенции. Первый вариант — гораздо симпатичнее, поэтому, будучи оптимистом, считаю, что он встречается чаще.
Михаил Овчаренко, экс-директор галереи «Берлога»,
сын галериста Владимира Овчаренко
Думаю, что у художников мужского пола профессиональный успех приводит к успеху в спальне. Большинство успешных художниц предпочитают альтернативные развлечения (раскрыть альтернативные развлечения респондент отказался. — «Артгид»).
Олег Кулик, художник
Я в этом ничего не понимаю :-)