• Художники
  • Персональный сайт: www.sotsart.com

Александр Косолапов

Живописец, график, скульптор. Один из классиков соц-арта.

Родился в 1943 году в Москве. Учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В.И. Сурикова. С 1962 по 1968 год проходил обучение на факультете монументальной скульптуры в Московском высшем художественно-промышленном училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова).

До 1974 года жил в Москве и работал вместе с художниками Леонидом Соковым и Борисом Орловым, был известен как классик московского концептуализма. Первые объекты в стилистике поп-арта были созданы в период с 1972 по 1974 год, тогда же Косолапов работал над произведениями с социальной коннотацией.

В 1975 году одним из первых художников круга соц-артистов эмигрировал в Нью-Йорк. Этот период его творчества связан с концептуалистским анализом культурных кодов, мифов и фетишей, определяющих сознание рядового советского человека и типичного американца. Художник обнаружил в головах жителей разных полушарий настолько много общего, что счел возможным смешивать в своих новых работах политическую, медийную и даже религиозную символику обеих культур. Этот творческий метод, характерный еще для поп-арта и впоследствии заимствованный соц-артом, как бы получил второе дыхание в провокационных работах Александра Косолапова, зачастую вызывающих настоящие скандалы. (В России такие работы Косолапова, как «Икона-Икра», и цифровые плакаты с образом Христа и логотипами Coca-Cola и «Макдоналдса» стали предметом ожесточенных нападок со стороны представителей РПЦ и групп религиозных экстремистов.  По рассказам коллекционера Игоря Цуканова, «Икона-Икра» – фотоколлаж: пустой оклад, наложенный на поле, сплошь заполненное черной икрой – стала поводом для обвинения художника в «разжигании религиозной ненависти», а саму работу по требованию православных активистов сняли с выставки «Русский поп-арт» в Новой Третьяковке в 2005 году. Работа Александра Косолапова «Моя плоть» (2002) во время ярмарки «АртМосква -2005», проходившей в ЦДХ, была уничтожена воинствующим религиозным фанатиком. «Икона-Икра» была снова выставлена на выставке «Запретное искусство – 2006», после чего кураторы проекта Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров были осуждены и приговорены к крупным штрафам. Ранее, в 1982 году, корпорация Coca-Cola противостояла экспонированию в США проекта Косолапова «Ленин и Coca-Cola» (1982). Как пишет американский арт-критик и поэт Картер Рэтклифф, «судя по переписке… в компании опасались, что, увидев работу художника, потребители заподозрят Coca-Cola в пропаганде коммунизма»… Когда в том же 1982-м в Нью-Йорке «страдавшие» по Малевичу «пересмешники» готовились к перформансу, посвященному годовщине Октябрьской революции, на фасад модного пространства The Kitchen повесили другой плакат – «Да здравствует диктатура пролетариата». Прибывшие на место обеспокоенные агенты ФБР, однако, быстро ретировались, заметив, что дело касается художественной акции).

Крупные персональные выставки:

1974 — Центральный выставочный зал, Кузнецкий мост, Москва

1985 — Semaphore Gallery, Нью-Йорк

1987 — Galerie Anna Friebe, Кёльн

1988 — Galerie Inge Baecker, Кёльн

1990 — Berman Gallery, Нью-Йорк

1991 — Ruth Siegel Gallery, Нью-Йорк

1993 — Galerie Inge Baecker, Кёльн

1994 — Galerie Vorsetzen, Гамбург

1997 — Galerie Karenina, Вена

2017 - 2018 — ретроспектива «Ленин и Coca-Cola», Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, Москва.

Также художник принимал участие в коллективных проектах крупнейших музеев и известнейших галерей мира: Центр Помпиду, Париж; Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, Новый музей, Нью-Йорк; Государственная Третьяковская галерея, Москва, Государственный исторический музей, Москва; Saatchi Gallery, Лондон и других.

Живопись и скульптура Александра Косолапова находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Альбертина (Вена, Австрия), MoMA (Нью-Йорк), Нью-Йоркской публичной библиотеки, Галереи Себастьяна Бертрана (Женева, Швейцария) и многих других, а также в частных собраниях Арно Сарада (Париж, Франция), Владимира и Екатерины Семенихиных, Дмитрия Аксенова, Игоря Цуканова, Стеллы Кесаевой, Шалвы Бреуса.

 

Читайте также


Rambler's Top100