Умерла президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова
Ей было 98 лет.
1 декабря 2020 года скончалась президент и многолетний директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова. Ей было 98 лет. Ирина Александровна Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве в семье участника Октябрьской революции, судового электрика, затем директора Института экспериментального стекла Александра Александровича Антонова и Иды Михайловны Розенблюм, работавшей в Министерстве транспорта СССР. Училась в Институте философии, литературы и искусства, который в 1941 году влился в Московский государственный университет. Окончила МГУ в 1945 году, в том же году начала работать в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 1957 году была куратором выставки молодых советских художников в рамках Фестиваля молодежи и студентов. В 1960 году — комиссар павильона СССР на Венецианской биеннале. Лауреат Государственной премии (1995). Кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, французского ордена Командора искусства и литературы, итальянского ордена «За заслуги».
К 1961 году, к моменту назначения директором музея, была старшим научным сотрудником, хранителем коллекции старого итальянского искусства. В 1967 году инициировала проведение ежегодной научной конференции «Випперовские чтения» памяти профессора Бориса Робертовича Виппера, своего учителя и заместителя директора по научной работе в ГМИИ. Сборники материалов «Випперовских чтений» по сей день остаются ценным искусствоведческим источником.
С первых лет директорства Антоновой в музее интенсифицировалась выставочная деятельность. В 1966 году в ГМИИ под неодобрение министерства культуры прошла выставка Александра Тышлера, в дальнейшем все чаще стали проводиться выставки с участием крупных зарубежных собраний. В 1969-м — выставка Анри Матисса, включавшая произведения из Музея современного искусства города Парижа, в 1971-м — выставка живописи и графики Винсента Ван Гога из музея Крёллер-Мюллер в Оттерло, в 1972-м — западноевропейская и американская живопись и рисунок из коллекции Арманда Хаммера, в 1973-м — выставка литографий и шпалер Фернана Леже, подаренных музею Жоржем Бокье. Среди других значительных выставок в ГМИИ советского периода — показ «Джоконды» Леонардо да Винчи (1974), «Сто шедевров из собрания Музея Метрополитен» (1975), «Москва — Париж» (1981), «Немецкие экспрессионисты» (1982), среди постсоветских — выставка Йозефа Бойса «Внутренняя Монголия» (1992, первый показ Бойса в России), «Москва — Берлин» (1996).
Ирине Антоновой пришлось столкнуться с острым вопросом, касающимся «перемещенных ценностей». В качестве комментария к этому вопросу логично обратиться к воспоминаниям историка искусства А.Д. Чегодаева, точнее, к его статье «О трофейных ценностях» 1991 года: «…ряд отдельных картин и целых коллекций продолжал оставаться в Москве и Ленинграде, явно перейдя из ведения Министерства культуры СССР в ведение Министерства иностранных дел, как резерв для каких-то новых дипломатических пируэтов. Когда И.А. Антонова стала в начале шестидесятых годов директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина, она обращалась с одним и тем же вопросом к сменявшим друг друга министрам культуры СССР (начиная с Е.А. Фурцевой), но никакого ответа не получала. Видимо, сами министры не имели права самостоятельно решить вопрос о судьбе остававшихся у нас чужих коллекций. А чиновники рангом ниже говорили запросто “извольте помалкивать”. Было строго запрещено даже упоминать, что у нас еще что-то осталось со времен войны, и от сотрудников музеев, уезжавших в командировку за границу, бралась расписка о их неукоснительном молчании по поводу художественных произведений, еще оставшихся никуда не возвращенными».
Серия выставок «трофейного искусства», прошедших в ГМИИ: «Дважды спасенные. Произведения европейской живописи XIV–XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате второй мировой войны» (1995), «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса» (1995), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Археология войны. Возвращение из небытия» (произведения античного искусства, 2005), «Эпоха Меровингов — Европа без границ» (2007).
В 1985 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина по инициативе Ирины Антоновой и коллекционера и искусствоведа Ильи Зильберштейна создан новый отдел ГМИИ — Музей личных коллекций. С момента основания отдела в его фонды поступило от дарителей более 30 коллекций и творческих наследий художников. В настоящее время собрание отдела насчитывает около 7 тыс. единиц хранения. Экспозиция была открыта в 1994 году в специально отреставрированном особняке — флигеле усадьбы князей Голицыных XVII–XIX веков (сейчас здесь размещена Галерея искусства стран Европы и Америки).
В 1997 году открыт Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева — отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета. Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского Музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры. В том же году открыта Мемориальная квартира Святослава Рихтера, созданная по завещанию вдовы музыканта Нины Дорлиак. В музее-квартире проводятся экскурсии с прослушиванием музыкальных записей и просмотром фильмов, организуются сменные экспозиции. С 1981 года в ГМИИ проводится музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», идея которого принадлежит Святославу Рихтеру и Ирине Антоновой (после смерти Рихтера фестиваль получил название «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»). Концерты фестиваля с самого начала стали крупнейшим музыкальным событием Москвы, на них выступали лучшие музыканты мира.
В 2006 году коллекция живописи XIX–XX веков, в том числе знаменитые полотна из коллекций Щукина и Морозова, переведены из основного здания в особняк по адресу Волхонка, 14, где раньше располагался Музей личных коллекций (МЛК переехал в специально реконструированный бывший жилой дом на углу Волхонки и Колымажного переулка), одновременно создан новый отдел музея — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Соответственно, в главном здании была расширена экспозиция искусства «старого» искусства от Египта и античности до конца XVIII века.
Во время директорства Ирины Антоновой музей получил в свое распоряжение несколько новых зданий, в том числе бывшую городскую усадьбу Вяземских-Долгоруковых XVIII–XIX веков (здание бывшего дворянского собрания) и главный дом бывшей усадьбы князей Голицыных, где размещался Институт философии РАН. Также она инициировала глобальную реконструкцию музея, продолжающуюся до сих пор, — формирование «музейного городка», согласно идее создателя музея Ивана Цветаева. В 2013 году Антонова поставила перед президентом РФ вопрос о воссоединении в Москве коллекции Государственного музея нового западного искусства, ликвидированного в 1948 году (коллекция ГМНЗИ была разделена между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем). Инициатива не увенчалась успехом, что, по словам Антоновой, стало одной из причин ее ухода с должности директора ГМИИ. С июля 2013 года она была президентом музея.