Игорь Макаревич и Елена Елагина. Неизвестные разумные силы
Образ рая в трактовке знаменитых московских концептуалистов.
Впервые выставка классиков московского концептуализма демонстрировалась в рамках выставки «Contrepoint Russe/Русский контрапункт» в конце 2010 – начале 2011 года в Лувре, а в Москве не показывалась никогда. Основой ее идеи стало «видение» отца русской космонавтики Константина Циолковского, который под вечер 31 мая 1928 года увидел в небе облачную фигуру, расшифрованную им как совокупность трех латинских букв, фонетически тождественную русскому слову «рай». Произведение Макаревича и Елагиной выглядит как четыре приставленные к стене лестницы, между которыми горят розовым неоном вышеупомянутые буквы, а у подножия расставлено более сотни пар разномастной обуви. Как объясняют авторы, «горы оставленной обуви должны породить в зрителе сомнение: с последствием чего мы имеем дело — чуда или трагедии?»