Российские арт-премии в цифрах. Первые среди вторых
Рассмотрев все шорт-листы «Инновации» и премии Кандинского, «Артгид» решил статистическим методом выяснить, кто из российских художников самый удачливый в премиальной гонке, а кому в ней хронически не везет, и вручить свою альтернативную премию.
Фото: berniesiegelmd.com
«Опять прокатили художницу ХХХ!» — «Тьфу, как художник YYY вообще пролез в шорт-лист?» — «А отличный проект ZZZ даже не номинировали!» Споры о том, кому дадут очередную премию в области современного искусства и кто ее действительно заслужил, не только азартны, но и полезны: во-первых, помогают нормализовать в организме спорящих содержание адреналина, избыток которого вызывает повышение артериального давления и аритмию, во-вторых, так или иначе проясняют вопрос о том, как именно мы представляем себе актуальное российское искусство сегодня, чего ждем от него и кого из современных художников хотели бы видеть в роли его лидеров. И во время этих споров в адрес наших главных ежегодных арт-премий (а их у нас, как известно, две — учрежденная в 2005 году государственная «Инновация» и созданная в 2007-м частная премия Кандинского) часто можно услышать упрек: «Опять они показывают одно и то же!» Ведь одна из задач подобного рода премий — открывать новые имена, обозначать, так сказать, новые пути. А тут, понимаете ли, в списках номинантов одни и те же люди, а то и одни и те же произведения. Художники у нас, что ли, кончились? «Артгид» решил разобраться статистическим методом, действительно ли это так и насколько часто повторяются одни и те же имена в номинациях на эти две премии, а заодно выяснить, кто из современных российских художников самый удачливый в премиальной гонке, а кому в ней хронически не везет.
Действительно, часто на выставках «Инновации» и премии Кандинского по итогам одного года обнаруживаются одни и те же художники — только из последних двух лет можно вспомнить Александра Бродского, Александра Гронского, Аню Желудь, Арсения Жиляева, Андрея Кузькина, Таус Махачеву (напомним, что у «Кандинского» помимо шорт-листа, в который входят три финалиста, есть лонг-лист — 20 художников в главной номинации и по 10 в остальных [в этом году номинацию «Медиа-арт» упразднили], именно они являются экспонентами выставок премии. У «Инновации» промежуточного этапа нет — из общего количества заявок сразу выбираются пять финалистов в каждой номинации; правда, в первый год проведения конкурса «Инновации» в номинации «Произведение визуального искусства» был 21 финалист, зато не было молодежной номинации «Новая генерация»). Или одни и те же художники в шорт-листах, но в разные годы или с разными проектами (например, Вадим Захаров, группы «Синий суп» и Recycle, Павел Пепперштейн, Наталия Турнова). Не говоря уже о тех тоже не единичных случаях, когда в шорт-листах обеих премий оказываются одни и те же проекты. Вот, пожалуйста:
— Владислав Мамышев-Монро и режиссеры Павел Лабазов и Андрей Сильвестров. Волга-Волга (шорт-лист «Инновации»-2006 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2007 в номинации «Медиа-арт. Проект года»).
— Юрий Альберт. Выставка (шорт-листы «Инновации»-2007 в номинации «Произведение визуального искусства» и премии Кандинского-2007 в номинации «Художник года»).
— Владимир Логутов. Взаимопроникновение видимого и действительного (шорт-листы «Инновации»-2008 в номинации «Новая генерация» и премии Кандинского-2008 в номинации «Медиа-арт. Проект года»).
— Николай Полисский. Большой адронный коллайдер (шорт-листы «Инновации»-2009 в номинации «Произведение визуального искусства» и премии Кандинского-2009 в номинации «Проект года»).
— Ирина Корина. Показательный процесс (шорт-листы «Инновации»-2010 в номинации «Новая генерация» и премии Кандинского-2010 в номинации «Проект года»).
— Полина Канис. Яйца (шорт-лист «Инновации»-2010 в номинации «Новая генерация» и премия Кандинского-2011 в номинации «Молодой художник. Проект года»).
Следует заметить, что в нашей статистике мы не учитываем введенную в 2006 году номинацию «Инновации» «Региональный проект современного искусства» — конечно, отнюдь не потому, что не уважаем искусство в регионах, а потому только, что в эту номинацию попадают большие коллективные смотры — фестивали, биеннале и т. п., — а нас интересуют индивидуальные победы и непобеды.
Итак, что же получается? Вроде получается, что если судить по номинациям на главные российские премии, то у нас есть десятка два заслуживающих награды художников, причем, похоже, отдувающихся каждый за свое медиа (Ирина Корина — за инсталляцию, Андрей Кузькин — за перформанс, Наталия Турнова — за станковую живопись, Николай Полисский — за ленд-арт, Александр Гронский — за фотографию, «Синий суп» — за видео и так далее). Много это или мало?
Для сравнения, никто из номинантов британской премии Тернера — самой знаменитой национальной премии в области современного искусства — с 2005 года (год первого проведения «Инновации») не оказывался в списке номинантов дважды (шорт-лист Turner Prize — от четырех до восьми художников каждый год). А с 1984 года, когда Turner Prize была вручена в первый раз, художников, два раза попадавших в шорт-лист премии, — 12 из 107 плюс Ричард Лонг, номинированный четыре раза и получивший-таки награду в 1989 году. Вот все эти художники и годы, когда они были номинированы: Ричард Лонг (Richard Long, 1984, 1987, 1988, 1989), Ховард Ходжкин (Howard Hodgkin, 1984, 1985), Гилберт и Джордж (Gilbert and George, 1984, 1986), Ричард Дикон (Richard Deacon, 1984, 1987), Тони Крэгг (Tony Cragg, 1985, 1988), Люсьен Фройд (Lucian Freud, 1988, 1989), Элисон Уилдинг (Alison Wilding, 1988, 1992), Ричард Уилсон (Richard Wilson, 1988, 1989), Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread, 1991, 1993), Деймиан Херст (Damien Hirst, 1992, 1995), Вилли Доэрти (Willie Doherty, 1994, 2003), Марк Уоллингер (Mark Wallinger, 1995, 2007), Майк Нельсон (Mike Nelson, 2001, 2007) — из них лауреатами стали (кроме Лонга) стали Гилберт и Джордж, Дикон, Крэгг, Уайтред, Херст и Уоллингер, все со второй попытки.
Прежде чем привести статистические выкладки по нашим художникам — номинантам «Инновации» и премии Кандинского, — зададимся вопросом: что лучше для художника — быть номинированным на премию один-единственный раз и сразу ее получить (ведь в этом случае получение премии может быть следствием стечения обстоятельств и практически никак не отразиться на дальнейшей судьбе художника) или иметь несколько номинаций, участвовать в премиальных выставках (в том числе и заграничных, ведь премия Кандинского, например, одной из целей ставит продвижение нашего искусства за рубежом), завоевывая тем самым популярность, а то и коммерческий успех, — но так и не получить приза? Ответить на этот вопрос мы предлагаем самим художникам и вообще нашим читателям, так как мы в данном случае предпочитаем изъясняться сухим языком цифр. Тем не менее «Артгид» решил вручить собственные поощрительные премии: они достанутся тем художникам, кто имеет больше всех номинаций на «Инновацию» и премию Кандинского, — и ни одной победы.
Итак, статистика.
Художники-победители, номинированные только один раз (по шорт-листам):
— Алексей Каллима. Победитель «Инновации»-2005 в номинации «Произведение визуального искусства» (также лонг-лист премии Кандинского-2010).
— Елена Ковылина. Победитель «Инновации»-2006 в номинации «Новая генерация» (также лонг-лист премии Кандинского-2010).
— Анатолий Осмоловский. Победитель премии Кандинского-2007 в номинации «Художник года».
— Владлена Громова. Победитель премии Кандинского-2007 в номинации «Молодой художник» (также лонг-лист премии Кандинского-2008).
— Владислав Ефимов. Победитель «Инновации»-2008 в номинации «Произведение визуального искусства» (также лонг-лист премии Кандинского-2011).
— Владислав Мамышев-Монро. Победитель премии Кандинского-2007 в номинации «Медиа-арт».
— Алексей Беляев-Гинтовт. Победитель премии Кандинского-2008 в номинации «Проект года».
— Евгений Антуфьев. Победитель премии Кандинского-2009 в номинации «Молодой художник».
— Группа ПГ. Победители премии Кандинского-2008 в номинации «Медиа-арт».
— Группа «Мыло» (Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов). Победители «Инновации»-2009 в номинации «Новая генерация».
— Группа «Война». Победители «Инновации»-2010 в номинации «Произведение визуального искусства».
— Electroboutique (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин). Победители премии Кандинского-2009 в номинации «Медиа-арт» (вторично группа была отобрана в лонг-лист премии Кандинского-2012, но художники отказались от участия в конкурсе).
— Анастасия Рябова. Победитель премии Кандинского-2011 в номинации «Медиа-арт» (также лонг-лист премии Кандинского-2011 в номинации «Молодой художник»).
Художники-победители, имеющие несколько номинаций (по шорт-листам):
— Юрий Альберт. 4 номинации («Инновация»-2005 и 2007 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2007 в номинации «Художник года» и 2011 в номинации «Проект года»), 1 победа (премия Кандинского-2011).
— Александр Бродский. 2 номинации (премия Кандинского-2010 в номинации «Проект года», «Инновация»-2011 в номинации «Произведение визуального искусства»), 2 победы.
— Аня Желудь. 3 номинации (премия Кандинского-2007 в номинации «Молодой художник», «Инновация»-2008 и 2010 в номинации «Новая генерация»), 1 победа («Инновация»-2010).
— Вадим Захаров. 3 номинации («Инновация»-2006 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2009 в номинациях «Проект года» и «Медиа-арт. Проект года»), 2 победы («Инновация»-2006, премия Кандинского-2009 в номинации «Проект года»).
— Полина Канис. 2 номинации («Инновация»-2010 в номинации «Новая генерация», премия Кандинского-2011 в номинации «Молодой художник»), 1 победа (премия Кандинского-2011).
— Ирина Корина. 4 номинации («Инновация»-2005 и 2010 в номинации «Произведение визуального искусства», 2007 в номинации «Новая генерация», премия Кандинского-2010 в номинации «Проект года»), 1 победа («Инновация»-2007).
— Таус Махачева. 2 номинации («Инновация»-2011 в номинации «Новая генерация», премия Кандинского-2011 в номинации «Медиа-арт»), 1 победа («Инновация-2011).
— Группа «Синий суп». 4 номинации («Инновация»-2006, 2007 и 2010 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2008 в номинации «Медиа-арт»), 1 победа («Инновация»-2007).
И, наконец, лауреаты премии «Артгида» — скромные герои, неоднократно номинировавшиеся на главные российские премии, но до сих пор так ничего и не получившие.
Третья премия:
Группа АЕС+Ф. 2 номинации («Инновация»-2005 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2007 в номинации «Художник года», также лонг-лист премии Кандинского-2012 в номинации «Проект года», так что у знаменитой группы еще есть шанс).
Наталия Турнова. 2 номинации («Инновация»-2005 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2010 в номинации «Проект года», также лонг-лист премии Кандинского-2011).
Вторая премия:
Андрей Монастырский. 3 номинации («Инновация»-2005, 2007, 2010 в номинации «Произведение визуального искусства», также лонг-лист премии Кандинского-2012 в номинации «Проект года», но по уточненным данным номинирован не сам художник, а группа «Коллективные действия», хотя на премию выдвинут тот же проект, который уже выдвигался на «Инновацию» в 2010 году под авторством одного Монастырского — «Коридор КД»).
Николай Полисский. 3 номинации («Инновация»-2008 и 2009 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2009 в номинации «Проект года», в 2012 году также участник лонг-листа премии Кандинского, поэтому у него, как и у группы АЕС+Ф, также есть шанс).
Первая премия:
Владимир Логутов. 4 номинации («Инновация»-2006 и 2008 в номинации «Новая генерация», премия Кандинского-2007 и 2008 в номинации «Медиа-арт»).
Специальный приз за волю к победе:
Антон Литвин. 3 номинации («Инновация»-2005 и 2007 в номинации «Произведение визуального искусства», премия Кандинского-2007 в номинации «Медиа-арт»), а также лонг-листы премии Кандинского-2007, 2010, 2011 и 2012 в номинации «Проект года», 2008 и 2010 в номинации «Медиа-арт», вдобавок, в этом году Литвин также номинирован на премию Кандинского в составе коллектива авторов, участвовавших в акции «Пленэр». Всего, с учетом лонг-листов премии Кандинского, — 10 номинаций).
«Артгид» долго думал, чем бы таким приятным и бесполезным порадовать победителей своей премии, но не придумал ничего лучше больших и красивых шоколадных медалей (а лауреат специального приза Антон Литвин получит замечательного шоколадного зверя). Но почему медали именно шоколадные (а не золотые, серебряные или бронзовые)? Все просто — «Артгид» желает своим лауреатам здоровья и творческого долголетия, а именно шоколад содержит в своем составе вещества из группы флавоноидов. Если верить Wikipedia «…Похожие компоненты есть в красном вине, винограде и некоторых других продуктах. Они полезны для сердца и сосудов: по результатам когортного исследования Немецкого института диетологии (DlfE) в Потсдаме, 6 граммов шоколада в день предположительно ассоциируются со снижением риска инсульта и инфаркта миокарда на 39 процентов и снижением кровяного давления в среднем на 1 мм ртутного столба».