- (1969, Ленинград — 2013, остров Бали)
- Владислав Мамышев-Монро. 1990-е. Courtesy Архив ФондаММ
Владислав Мамышев-Монро
Художник.
Учился в ленинградской литературной школе № 27, из которой был исключён из-за того, что рисовал и распространял скетчи на членов политбюро ЦК КПСС. В 1984 году окончил в Ленинграде среднюю художественную школу.
С 1986 года работал с созданной Тимуром Новиковым группой «Новые художники». В 1987-1989 годы, проходя службу в рядах Советской Армии, работал художником и руководителем детского клуба при космодроме Байконур.
В 1989 году вместе с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым Владислав Мамышев создал «Пиратское телевидение», в сюжетах которого представал в образе Мэрилин Монро, а также исполнял почти все остальные роли. С этого времени за художником закрепляется псевдоним Влад Монро или Мамышев-Монро, а проект «Пиратское телевидение» стал первым в истории современного российского искусства проектом в жанре новые медиа. Художник был известен своими преображениями в знаменитых людей, часто в рамках перформансов, но также и во время вернисажей своих или чужих выставок.
В 1990-х годах становится одним из постоянных художников московской XL галереи. Этой галереей организованны персональные выставки художника: «Меня зовут Троица» (1997), «Всякая страсть слепа и безумна» (совм. с В. Кацубой, 2001), «Житие моё» (2003), «Женщина как она есть» (2004), «Достоевский в цветах» (XL project на «Арт-Стрелке», Москва, 2004), «Новое пиратское телевидение» (XL project на «Арт-Стрелке», Москва, 2005), «В каждой зверушке Монро» (2006), «Россия… которую мы потеряли!!!» (2007). Помимо XL, персональные выставки Монро проходили и в других галереях Москвы и Санкт-Петербурга (Ленинграда): 1991— «Пэйнтинг и петтинг» (совм. с Б. Матвеевой). Музей революции (особняк М. Кшесинской), С.-Петербург; 1995— «Жизнь замечательных Монро». Якут галерея, Москва, 1997— «Русские вопросы». Русский музей, С.-Петербург, 1999 — В. Ю. Мамышев-Монро в современной фотографии. Музей Новой Академии Изящных Искусств, С.-Петербург и «Расцарапки». Галерея Navicula Artis, С.-Петербург; 2000—«Любовь Орлова». Галерея Марата Гельмана (признан иноагентом Министерством юстиции РФ), Москва; та же выставка в 2001—Галерея Марата Гельмана, Киев. 2001— «Бен Ладен в Москве» («Жестокий романс»). Айдан галерея, Москва; 2002— «Секретные материалы». Галерея С’Арт, Москва; 2003— «Секретные материалы». Клуб на Брестской, Москва и «Диндин или святой папарацци». Галерея «Орёл Арт Презента», Париж; 2004— «Достоевский в Баден-Бадене», «Женщина как она есть». Галерея Д137, С.-Петербург и «Владислав Мамышев-Монро из частных коллекций». Галерея Клуба коллекционеров, «Арт-Стрелка», Москва; 2005— «Starz». Галерея Д137, С.-Петербург и «Метаморфозы монарха» (совм. с В. Кацубой). В рамках фестиваля Earlymusic, С.-Петербург; 2006— «Метаморфозы монарха» (совм. с В. Кацубой). В рамках фестиваля Earlymusic, Нижегородский художественный музей и та же выставка В рамках фестиваля Earlymusic, Пермь.
В 2000 году художник находит себе новый любимый образ — советской кинозвезды Любови Орловой. Он принимает участие и в коллективных проектах, хотя к участию в крупных международных относится скептически: «Я не участвую во всяких «карьерных» мероприятиях типа биеннале. По-моему, всех участников художественных процессов обуяло какое-то безумие, и искусство стало превращаться в перенасыщенную чиновниками тяжёлую индустрию. Все эти регулярные смотры выполняемых заданий на ту или иную высосанную из пальца тему ставят художника в унизительную позу шестерёнки в конвейере, главными героями которого являются банки-спонсоры и второсортные жулики, отмывающие репутации через погружение в «высокое». Они навязывают «арт-историкам» свои патологические вкусы, оперируют колоссальными бюджетами, давно ставшими— и это не секрет— коррупционной кормушкой для полчищ переквалифицировавшихся в чиновников арт-критиков и арт-дилеров». («Афиша. Все развлечения Москвы» № 16 (304) от 5 сентября 2011, с. 123). В 2003 году Владислав Мамышев-Монро принимает участие в выставке «Осторожно, религия!» Специально для неё художник делает фотоколлаж с тем же названием, который был разбит и залит синей краской в ходе вандального нападения со стороны защитников православия.
В последние годы жизни участие Монро в художественных событиях стало менее активным. В период 2010–2012 он принял участие в групповых выставках: «Видение». Воронежский художественный музей им. И. Н. Крамского, Воронеж; «Мужское начало». Открытая галерея, Москва; ŽEN d’АРТ. Московский музей современного искусства, Les Russes! Portrait photographique russe. 1970—2010». Галерея «Орёл Арт Презента», Париж, «Видение». Креативное пространство «Ткачи», С.-Петербург; «Искусство тратить время». ЦСИ М’Арс, Москва; «История российского видеоарта. Том 3»; «Портреты second-hand». Stella Art Foundation, Москва — все в 2010 году; в 2011-м — «Форум частных коллекций. Музей PERMM», Пермь; «Линия». Музей РГГУ «Другое искусство», Москва; «Новая Академия. Санкт-Петербург». Фонд «Екатерина», Москва; в 2012-м — «Перестройка. Либерализация и эксперименты». Биеннале «Фотофест-2012», Хьюстон; «Новые идут!». Московский музей современного искусства; «Горячий холод». Лофт-проект «Этажи», С.-Петербург.
Периодически Мамышев писал статьи и рецензии для изданий «Кабинет», «Художественный журнал», «Птюч».
В 1999 году к тридцатилетию художника в Петербурге выходит второй и последний выпуск альманаха «Дантес», полностью посвящённый Владиславу Мамышеву-Монро. В альманах вошли статьи, рецензии, эссе, стихи и письма художника, статьи о художнике, письма к нему и стихи, ему посвящённые.
В 2007 он стал лауреатом премии Кандинского в номинации «Медиа-арт. Проект года» (фильм «Волга-Волга», режиссеры Павел Лабазов, Андрей Сильвестров). Его последней работой был спектакль «Полоний», премьера которого прошла в «Политеатре» в декабре 2012 года.
Трагически погиб на острове Бали 16 марта 2013 года.