Инклюзия
Garage
В сотрудничестве с

Музей как место встречи

Миграция — одна из самых сложных и обсуждаемых проблем нашего времени. Сегодня споры вокруг миграции ведутся в основном на уровне глобальной политики и редко затрагивают «человеческое измерение». Могут ли музеи предложить иной взгляд на проблему? Каким образом они конструируют повествование об опыте людей, которые были вынуждены покинуть свою страну? Способны ли помочь интеграции мигрантов в местные сообщества? Чтобы ответить на эти вопросы, «Артгид» совместно с инклюзивным отделом Музея современного искусства «Гараж» изучил опыт российских и зарубежных культурных институций, а также пообщался с Максатбеком Абдуназаром уулу, который создал учебный центр для мигрантов в Москве.

Бэнкси. Сын мигранта из Сирии. 2015. Кале, Франция

Есть много способов вовлечения людей с миграционным опытом в культурную жизнь города. Некоторые музеи дают им возможность высказаться и поделиться личными историями с другими посетителями — такой подход позволяет увидеть за глобальной проблемой живого человека. Другие стараются помочь мигрантам интегрироваться в новые для них сообщества и выстроить диалог с местными жителями через участие в выставочных проектах и дискуссионных клубах, создание произведений искусства и другие вовлекающие практики, основанные на взаимодействии между людьми. Третьи посвящают проекты изучению опыта мигрантов в исторической перспективе, что опять же помогает противостоять стигматизации и позволяет взглянуть на проблему в более широком контексте. В конце концов, проблемы, с которыми сталкиваются мигранты, практически не меняются — меняется наше отношение к этому вопросу, и музеи могут сыграть роль катализатора столь необходимых изменений в массовом сознании и в общественном устройстве.

Максатбек Адуназар уулу переехал с родителями в Москву из Кыргызстана в 2002 году, когда ему было десять. Пять лет назад, будучи студентом Высшей школы экономики, он создал образовательный центр «Билим», который помогает трудовым мигрантам и их детям адаптироваться к новой жизни. Здесь можно выучить русский язык и научиться работать на компьютере, получить консультацию в правовых вопросах и психологическую помощь, а также принять участие в культурных мероприятиях — в том числе посетить музей.

Образовательный центр «Билим» на экскурсии. Courtesy Максатбек Адуназар уулу

«В первую очередь мы хотим, чтобы дети мигрантов попали в школу и получили образование, а взрослые не нуждались и могли найти хорошую работу, — рассказывает Максатбек. — То есть мы не только учим, но и подсказываем, где можно получить информацию, и направляем в нужную сторону. Мы долго думали, что делать, чтобы у людей не было психологического барьера, чтобы они не боялись жизни в новом городе. И тут мы случайно узнали, что каждое третье воскресенье месяца можно ходить в музеи бесплатно. Мы решили это организовать. Сначала просто предлагали своим ученикам. Родители и дети с удовольствием ходили с нами. Мы попробовали и решили дать анонс в социальных сетях и на досках бесплатных объявлений — рассказать всем, что в музеи можно сходить бесплатно. Многие думали, что мы организаторы и непосредственно работаем с музеями. Многие приходили и боялись зайти, хотя там был свободный вход. А вместе с нами им было не страшно».

В 2012 году, в период проведения масштабной реформы культурной индустрии и городской среды, которая проходила под руководством Сергея Капкова, Правительство Москвы запустило программу «Музеи для мигрантов». Инициатива предполагала знакомство людей с миграционным опытом с культурным ценностями Москвы через бесплатное посещение столичных музеев, походы на выставки и другие мероприятия, которые способствовали адаптации в городе. Однако, несмотря на то что программа отвечала духу времени и запросу на доступность культурных ценностей, вскоре она была признана неэффективной — и ее свернули. Стороны оказались не готовы к встрече друг с другом. Люди, приезжающие в Москву на заработки, ссылаясь на тяжелые условия жизни, согласились посетить музей лишь за деньги, а чиновники от культуры выступили с критикой музеев, которые, как было заявлено, не способны заинтересовать широкую аудиторию.

Фестиваль «Точка перемещения». 2019. Courtesy Музей современного искусства «Гараж»

Спустя некоторое время инициативу перехватили сами культурные институции. В частности в прошлом году работать с людьми, имеющими миграционный опыт, начал Музей современного искусства «Гараж». Профессиональное музейное сообщество давно старается выработать новый взгляд на миграционные процессы и преодолеть дегуманизирующие стереотипы, связанные с образом мигранта в обществе. Этим вопросам, например, был посвящен прошедший летом 2020 года фестиваль «Точка перемещения». Участие в нем приняли Музей Москвы, Третьяковская галерея и Музей современного искусства «Гараж» совместно с просветительским проектом «Школа языков соседей», Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и интеграционным центром для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». В рамках подобных инициатив музей рассматривается как социальная лаборатория, которая потенциально может стать полезной не только для мигрантов, но и для местных жителей.

«На самом деле, когда мы открывали образовательный центр, я думал, что музеи будут одним из способов увлечь аудиторию, — говорит Максатбек. — Вначале это была такая скорее маркетинговая идея. Потом постепенно, посещая музеи, мы поняли, что это не просто маркетинг — это намного глубже. Для детей мигрантов поход в музей — это точно не досуг. Знаете, как бывает? Нам некуда пойти, поэтому мы пойдем в музей. Нет. Я их мотивирую с помощью этих походов: кто будет хорошо учиться, тот пойдет в музей. Для среднеазиатских мигрантов это как сыграть свадьбу или купить машину — все фотографируются, отправляют снимки знакомым: “Вот мы ходим в музеи, мы уже местные”».

Проект Multaka. Фото: Милена Шлёссер

Одним из наиболее успешных музейных проектов, ориентированных на людей с миграционным опытом, считается Multaka — совместное начинание четырех музеев Берлина, которое правительство Германии финансирует с 2015 года. Слово multaka в переводе с арабского означает «место встречи». В рамках проекта музеи обучают беженцев из Сирии и Ирака проводить экскурсии по экспозиции исламского искусства, чтобы те могли рассказать о культурном наследии своих стран, опираясь на музейное собрание. Часть экскурсий также посвящена историко-культурным связям между Германией, Сирией и Ираком. Музеи выступают в качестве связующего звена между принимающей стороной и людьми, которые были вынуждены уехать из своих стран. Со временем проект стал таким востребованным, что его концепцию переняли другие страны. Например, с начала 2018 года собственная версия проекта появилась в Музее истории науки в Оксфорде. Здесь также можно найти туры на арабском и английском языке, которые проводят люди с опытом миграции. Своя Multaka есть и в Лувре — на базе отдела исламского искусства.

В России помимо расхожих стереотипов, связанных с образом мигранта, людям, приехавшим из других стран, приходится преодолевать психологический барьер. «Люди чувствуют, что они из другого класса. Какой им музей? — рассказывает Максатбек. — Им туда нельзя. Они часто даже по-русски не говорят. Такой страх присутствует даже у людей, которые ходят к нам на курсы русского языка. Особенно девушкам тяжело учить язык во взрослом возрасте, даже стыдно некоторым. Они думают, что над ними будут смеяться другие мигранты. Ведь они уже взрослые и давно живут в России, должны были и так знать русский язык. С ними надо на кыргызском говорить… Так что вот это ощущение принадлежности к иному классу очень важно преодолеть. Многие так и живут, думая, что музей — это что-то для богатых, для местных и так далее».

В этой связи заметной инициативой стало сотрудничество музея «Гараж» со «Школой языков соседей», которое позволило желающим (в том числе сотрудникам музея) заговорить на языках людей, приезжающих в Россию из соседних стран. В следующем году музей планирует запустить курс по подготовке экскурсоводов, владеющих языками Средней Азии — в частности кыргызским и узбекским. Это станет важным шагом для преодоления языкового и психологического барьера, а в результате будет способствовать сближению культурных институций и сообщества людей с миграционным опытом. Ведь часто они оказываются исключены из общественно-культурного контекста именно в силу незнания языка. Инициатива, исходящая со стороны самого миграционного сообщества, — это пока редкость, но тем она и ценна. «Я хотел бы, чтобы дети, которые учатся в нашем центре, имели возможность получить образование, возможно, даже за границей, чтобы их мышление стало шире, — говорит Максатбек. — Особенно тут важна роль женщин. К нам часто приходят одинокие женщины с детьми. Они тоже говорят, что не хотят, чтобы их ребенок так же мучился и работал до изнеможения, как они сами. Лично мне хочется, чтобы это все поменялось».

Читайте также


Rambler's Top100