К вам в музей пришел подросток…
Уже несколько лет словосочетание «подростки в музее» не вызывает сложных чувств у сотрудников культурных институций. Многие из них включились в работу молодыми людьми 14–18 лет, экспериментируют с собственными границами и получают новый опыт взаимодействия и общения с новым поколением. При всем разнообразии программ их кураторы и педагоги придерживаются схожих методов и практик. Памятка от Музея современного искусства «Гараж» и «Артгида» поможет освежить навыки, если вы уже работаете с подростками, и в формате «вредных советов» (в стихах, почти как у Григория Остера, только сочинила их Екатерина Алленова) подскажет, чего не стоит делать, если нужно наладить диалог с зумерами.
Иллюстрация: Мария Пискунова. Стихи: Екатерина Алленова
На самом деле, не надо ничего упрощать: с подростками не только можно, но и нужно говорить на актуальные и сложные темы.
При составлении образовательных программ обращайтесь к темам, соответствующим сегодняшним реалиям и учитывающим опыт молодых людей от 14 до 18 лет. Пусть разговоры про выбор будущей профессии, про эмоции и переживания, про отношения со сверстниками и поисками себя станут основой для выставки, дискуссионного кружка или исследовательской поездки подростков, которую подготовят сотрудники музея. Сами инициируйте дискуссии на острые социальные темы: подросткам уже есть что сказать об экологии, расизме или феминизме.
В качестве примера приведем совместный проект Московского музея современного искусства и Еврейского музея и центра толерантности «И что дальше?». Эта программа предлагает подросткам, которым интересна сфера культуры и искусства, узнать больше о работе в музее, рассказывает о том, какие специалисты необходимы музею и как можно профессионально развиваться в этой области. Благодаря программе подросток сможет лучше понять себя и свои ожидания от будущей профессии.
Не делайте, как в стихотворении, а приглашайте к соучастию именно подростка.
Адресатами музейных образовательных программ для детской аудитории выступают не только дети, но и их родители. Они изначально продумываются так, чтобы у родителя появилась мотивация привести ребенка в музей.
Но при работе с людьми от 14 до 18 лет необходимо, прежде всего, учитывать ожидания самих подростков от участия в программе и обращать внимание на их готовность включаться в нее. Если подросток пришел в музей под напором родителей или учителей, велика вероятность, что в скором времени он его покинет. И это к лучшему: не удерживайте его с целью улучшить показатели посещаемости. Пусть сообщество молодых людей в музее будет небольшим, но искренне заинтересованным в программе. Более того, в хорошей образовательной программе взрослый максимально исключен из коммуникации — есть только подросток и тот опыт, который он получает в музее.
Отличным примером подобной стратегии является проектная школа для подростков «Каскад», партнерами которой выступают Музей Москвы и галерея «Триумф». В течение учебного года девушки и юноши от 12 до 17 лет работают над своим проектом в сфере современной культуры: начиная с исследования поля современного искусства под менторством куратора и тьютора, а также выбора медиума, в котором они представят свою работу, и заканчивая подбором команды и составлением сметы. Итог проекта — полноценная выставка в одной из дружественных проекту институций с публичной программой перформансов, лекций и экскурсий по экспозиции от самих подростков. Поучаствовать в «Каскаде» могут и ребята из регионов: проект дружит с программой «Учитель для России» и функционирует в местах ее присутствия (Московская, Калужская, Тамбовская и Воронежская области), свой «Каскад» есть в Туле и запускается в Новосибирске. В «Каскаде» также есть инклюзивное направление — Deaf Teens, где глухие и слабослышащие подростки проходят все этапы проекта и под руководством кураторов создают свою работу.
Признаемся честно: это самый вредный из всех советов. Для успешной работы с подростками (да и вообще со всеми на свете) необходимо постоянно перепридумывать и изобретать новые форматы.
Подростки — еще не взрослые, но уже не дети. Поэтому привычные форматы для взрослых (лекции, круглые столы, панельные дискуссии) или детских (воркшопы, мастер-классы, художественные занятия) образовательных программ необходимо перепридумать под нужды молодежной аудитории. Традиционный формат лекции не отличается интерактивностью, поэтому его довольно сложно приспособить именно для подростков — важно уметь удерживать их внимание и вовлекать в обсуждение. То же самое и с привычными детскими форматами: подростку может показаться странным делать поделки, вырезать аппликации и лепить фигурки из цветного пластилина, тем более в компании более «молодых» участников.
Предлагайте молодежной аудитории экспериментальные форматы: вовлекайте их в тематические игры по экспозиции, инициируйте исследовательские лаборатории по специфике работы музея, приглашайте к содействию в коворкинге. Помните, что получение новых знаний важно, но не менее важно и получение нового опыта.
Отличный пример — проект «Пушкинский.Youth» ГМИИ им. А.С. Пушкина, который изначально позиционируется как пространство для подростков и объединяет в себе все возможные форматы работы с молодежью: от исследовательских лабораторий и мастерских до лекционных программ по искусству и тематических циклов на гуманитарные темы.
За рубежом советуем присмотреться к нью-йоркской арт-студии для подростков Teens Art Salon и ее онлайн-программе Hungry 4 Art Challenge. В карантин резиденты TAS, как и мы с вами, были вынуждены уйти в онлайн, и общение продолжилось в виртуальной арт-студии, где каждую пятницу проходили занятия по рисованию: за тридцать минут участникам необходимо было визуализировать такие абстрактные понятия, как «безвыходное положение» или «совершенство».
Ну и, наконец, стоит рассказать о совместной программе музея «Гараж» и Центра современной культуры «Целинный» Garage x Tselinny Teen Weeks. Несмотря на закрытые границы и карантинные ограничения, институции воспользовались вынужденным переход в онлайн для знакомства своих аудитории и объединения их в продолжительной дискуссии на тему искусства. На протяжении четырех недель старшие школьники виртуально путешествовали по мастерским российских и казахстанских художников, узнавая больше об их практиках, методах работы и контексте, в котором они живут и создают свое искусство.
Не закрывайте двери! Делитесь музеем!
Не относитесь к музею как к неприкосновенному храму искусств, который не терпит вторжений в свои сакральные пространства. Пусть музей и его сотрудники (причем из разных департаментов и отделов) станут сообщниками подростков в реализации их идей: например, музей с радостью предоставит ресурсы для монтажа однодневной инсталляции по результатам воркшопа, грозные сотрудники службы безопасности увлекательно расскажут о своей работе, а PR поддержит подростков в составлении контент-плана тематической страницы в социальных сетях.
Например, Музей Метрополитен делает Teens Take the Met — масштабный музейный вечер, который проходит раз в полгода и объединяет более двух тысяч подростков со всего Нью-Йорка. В этот вечер тинейдждеры от 13 до 19 лет могут попробовать весь спектр активностей, которые предлагает музей: начиная с мастер-классов и галерейных активностей и заканчивая перформативными воркшопами и диско-вечеринками.
Не делайте так. Отдавайте инициативу в руки подростков.
Приглашая подростков к музейному соучастию, предоставьте им свободу самовыражения. Пусть музей станет для них пространством новых идей, жарких дискуссий и творческого поиска. Прислушивайтесь к мыслям подростков: дайте им уверенность в том, что заниматься интересными для них вещами можно уже сейчас — и пусть это ощущение сохранится с ними на всю оставшуюся жизнь.
Например, обратимся к опыту музея PERMM и тинейджерского проекта «За паrtой». С 2016 года в музее проходят тематические выставки, в которых подростки осмысляют животрепещущие темы: от феномена селфи до вопроса личных границ. При этом музей открыт к предложениям резидентов проекта: так, предложение одной из его участниц Алисы Кузнецовой показать внутренние переживания, мысли и эмоции, а также поговорить о чувстве стыда превратилось в выставку личных дневников «Уязвимость».