Словарь биеннале

«Артгид» составил небольшой словарь для тех, кто лишь начинает изучать современное искусство. Он поможет новичкам разобраться в новейших трендах и научит понимать «птичий» язык (или по-умному дискурс) олдовых представителей художественного сообщества. 

Апроприация (лат. appropriatio — усвоение [организмом]) — сознательное присвоение чужого приема или художественного жеста, идеи, сюжета, образа, формы, иногда вплоть до полного копирования чужого произведения. В истории культуры заимствование известно с древних времен, но именно в современном искусстве апроприация во всем ее многообразии стала одним из важнейших способов высказывания и даже переосмысления искусства. Впрочем, обыватель любит путать апроприацию с плагиатом и обличать художников, которые «не в состоянии придумать ничего нового».

Типичный представитель: американка Элен Стёртеван, получившая «Золотого льва» Венецианской биеннале «за вклад в искусство», который заключался в создании реплик картин, скульптур, фотографий, фильмов и видео художников вроде Энди Уорхола, Марселя Дюшана, Йозефа Бойса, Фрэнка Стелла, Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна.

 

Голубые фишки (англ. blue chips) — термин, заимствованный торговцами искусством из биржевой сферы (куда он, в свою очередь, попал из лексикона любителей рулетки). Но если игроки фондового рынка называют «голубыми фишками» акции наиболее ликвидных компаний, то воротилы рынка художественного — художников, лидирующих в аукционных торгах. Как и на бирже, на арт-рынке важнейшим качеством «голубых фишек» является финансовый аспект — либо выгодность инвестиций, либо прибыльность быстрого спекулятивного оборота. 

Типичный представитель: Энди Уорхол, самая дорогая работа которого была продана в 2007 году за $71,7 млн.

 

Девайс-арт (англ. device art) — создание объектов, стилизованных под электронные приборы или гаджеты, а иногда даже обладающих «утилитарными» функциями (например, способных подключится к интернету и транслировать биржевые сводки). Но на самом деле произведения девайс-арта придумываются для медитации и отлично подходят в качестве подарка озабоченному модернизацией чиновнику. 

Типичный представитель: Аристарх Чернышев, работы которого на первый взгляд кажутся информационными табло.

 

Идентичность. Прекрасно продается в нашем одинаковом мире. И особенно в этой торговле преуспели художники, конвертирующие национальную самобытность в произведения искусства.

Типичный пример: индийский художник Субот Гупта, создающий инсталляции из типичной для Индии металлической посуды


 


 

Левый дискурс — представление об искусстве как форме политической деятельности, где художник — общественный обвинитель или совесть нации, творчество которого должно служить критике буржуазного общества потребления и исправлению нравов. Сформировался под влиянием европейской левой критической мысли. В своих честных вариантах это талантливая реакция на реальные проблемы современного мира — глобализацию, обнищание стран «третьего мира», политические манипуляции и экологический дисбаланс. А в конъюнктурных — «марксистские» клише про «средства производства» и «фабрики — рабочим». 

Типичный представитель: испанский художник Сантьяго Сьерра, заплативший беднякам за то, чтобы вытатуировать линию на их спинах. Сьерра хотел показать, что ради незначительного вознаграждения бедные люди готовы идти на унижение и причинение вреда здоровью.


 

Медиа-активизм — деятельность художников в информационном пространстве, направленная на создание медийного шума (от ЖЖ до телерепортажей) вокруг своего творчества, или реже — проблемы восприятия искусства или социально-политических высказываний. Может быть как серьезной стратегией использования социальных сетей для распространения проектов, так и спамом самовлюбленного активиста.

Типичные представители: группа «Война», все акции который моментально сливались участниками в сеть.


 

Мужской, или репрессирующий взгляд — термин из феминисткой критики, впервые сформулированный в 1973 году теоретиком кино Лорой Малви. Она обнаружила, что субъектом, то есть «носителем взгляда», в европейской культуре всегда выступает мужчина, а женщине позволено быть лишь пассивным и нередко эротическим объектом его восприятия. Рефлексия на тему «репрессирующего взгляда» в «фаллократической культуре» стала типичной для творчества многих современных художниц.

Типичный представитель: американка Кароли Шнееман, которая, стоя голой перед зрителями, прочитала им лекцию на тему «Может ли женщина обладать интеллектуальным авторитетом, будучи обнаженной и говорящей».


 

Нет-арт (англ. net-art) — произведение, созданное компьютерной программой, как предмет искусства. На заре распространения интернета самые технически грамотные художники стали создавать программы и сайты, имеющие чисто художественный и нередко абсурдистский смысл. Увидеть такое произведение и взаимодействовать с ним можно только в сети. Подавляющее большинство произведений net-art аскетичны по виду и не имеют никакого отношения к утилитарным задачам или развлекательной флэш-анимации, нередко принимаемым за net-art. 

Типичный представитель: Ольга Лялина, которая не только стала пионером арт-программирования, но и открыла Первую Настоящую Сетевую Галерею и Последний Настоящий Сетевой Музей


 

Персонажный автор — изобретение художником вымышленного автора и работа под его «прикрытием», или же принятие на себя «скромной роли» исследователя, открывающего для публики творчество гениального, но «забытого» мастера. Основоположником жанра можно считать Марселя Дюшана, который выступал под псевдонимом Роз Селяви, а его современными продолжателями — братьев Диноса и Джейка Чапменов, в 2009 году устроивших художественную мистификацию под именами Константина и Юрия Шамановых.

Типичный представитель: Илья Кабаков, делавший художественные высказывания от имени «своего учителя» Шарля Розенталя и «своего последователя» Игоря Спивака.


 

Прайват вью / превью (англ. private view) — предшествующее официальному вернисажу (выставки или ярмарки) открытие для узкого круга избранных. В художественной среде, которая при внешней демократичности имеет четкое социальное расслоение, приглашение на прайват-вью определяет статус: это привилегия верхнего сегмента потребителей современного искусства — коллекционеров и светских персонажей. 

Типичные представители: покупатели искусства и светские тусовщики.


 

Сайнс-арт (англ. science art). Художники этого направления утверждают, что для создания новых художественных форм использует генетику, биоинженерию, геологию, электронику, астрономию.

Типичный представитель (вернее, самый распиаренный): австралийский художник Стеларк, утверждающий, что он вырастил у себя на руке третье ухо.

 


 

Нонспектакулярность — создание произведений искусства, которые на первый взгляд не видны зрителю, замаскированы, скрыты, сливаются с окружающей средой. Нередко о наличии подобного произведения на выставке знает лишь сам художник и те зрители, которым он его лично показал.

Типичный представитель: Анатолий Осмоловский заменивший одну из паркетных досок Центрального дома художника на такую же, но немного выщербленную.

Читайте также


Rambler's Top100