Умер искусствовед Дмитрий Владимирович Сарабьянов
19 июля 2013 года на 90-м году жизни скончался крупнейший российский искусствовед, теоретик и педагог.
19 июля 2013 года на 90-м году жизни умер профессор Дмитрий Владимирович Сарабьянов, крупнейший российский искусствовед, теоретик и педагог, специалист по истории отечественного искусства XIX–XX веков. Дмитрий Владимирович родился 10 октября 1923 года. Перед началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, поступил на отделение истории искусства филологического факультета Института философии, литературы и искусства, который в том же году влился в Московский государственный университет. В 1943 году отправился на фронт в качестве военного переводчика, проведя до этого два года в эвакуации, принимал участие в боях на 1-м и 2-м Украинских и 2-м Белорусском фронтах, дважды был ранен. В 1948 году окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ, в 1952 году — аспирантуру МГУ. С 1949 по 1996 год преподавал на кафедре истории отечественного искусства МГУ, доктор искусствоведения (1971), профессор (1973). Действительный член Российской академии наук (1992). Лауреат Государственной Премии РФ в области литературы и искусства (1994), лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2001). Автор и соавтор более 400 научных публикаций, в том числе: «Образы века. О русской живописи XIX века, ее мастерах и их картинах» (1967), «Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов» (1971), «Павел Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века» (1973), «Русская живопись XIX века среди европейских школ» (1980), «История русского искусства второй половины века XIX века» (1989), «История русского искусства конца XIX – начала XX века» (1993), «Русская живопись. Пробуждение памяти» (1998), «Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII – начала ХХ века» (2003), «Живопись Роберта Фалька» (2006). Большинство его главных книг родились из спецкурсов или курсов лекций в МГУ: ученый, критик, педагог — для Сарабьянова эти понятия неразделимы. В одном из интервью последних лет он говорил: «Я мечтаю о таком цельном мышлении, где все соединится — наука, искусство, вера. Надо найти какие-то способы этого согласования, соединения, хорошо бы придумать, как это сделать. Я пока не придумал, у меня только предчувствия, догадки…»
Едва ли не лучшее, что можно сделать в нынешний траурный момент, — вспомнить образцы поэтического стихотворчества Дмитрия Владимировича, приоткрывающего иную и столь любимую им сторону его занятий. В них вызывающая благоговейное уважение «по списку трудов» личность предстает не в ореоле заслуг, а в ореоле дара, который придает его заслугам не только ценность, но и обаяние — качество, обладающее свойством предупреждать суждения рассудка чувствами удивления, признательности и любви. Не он, а мы радуемся пробуждению этих чувств в себе, и благодарны ему за это искусство.
Ты видел камень? Огромный камень,
Он умел летать и плавать когда-то,
Он был и лежак, и летун, и плавень,
И лишь Всевышний был ему соглядатай.
Теперь он врос в размягченную почву —
Возле пруда, вырытого в каком-то столетье.
И веками над ним куропатки квохчут
И листья роняют на ветру междометья.
Он замер надолго. Но века — не вечность.
И когда-нибудь распадется природа.
Он вновь взлетит образовывать млечность
На горизонте — за концом огорода.
Дмитрий Сарабьянов. Стихотворения последних лет. М., 2007