Специальные особенности здания ФСБ на Лубянке
Правозащитник Сергей Григорьянц об объекте культурного наследия, поврежденном Петром Павленским.
Здание ФСБ на Лубянской площади в Москве. 2016. Фото: Екатерина Алленова/Артгид
Правозащитник Сергей Григорьянц, диссидент, бывший политзаключенный, выступал свидетелем защиты на суде по делу акциониста Петра Павленского, обвиненного в повреждении объекта культурного наследия — поджоге дверей здания ФСБ на Лубянке. Поскольку речь шла именно о культурном наследии, Григорьянц в своем выступлении подчеркнул, что, действительно, «здание, которое едва не повредил обвиняемый, является культурным и историческим памятником», и рассказал, в чем именно состоит его культурная и историческая значимость. Предварительный текст выступления Сергея Григорьянца размещен на его сайте. «Артгид», с разрешения автора, публикует фрагмент, посвященный некоторым архитектурным особенностям здания ФСБ.
Очень высокое (которое, конечно, войдет в русскую историю) значение сегодняшнего суда состоит в том, что это первое за 98 лет судебное заседание, где речь идет об отношениях гигантской, известной под разными именами (ЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ) организации и русского народа, который здесь представляет художник Петр Павленский. Конечно, Никита Хрущев безуспешно пытался уничтожить КГБ, были проведены десятки судов, в результате которых были расстреляны или осуждены на долгие сроки многие палачи, но эти суды были закрытыми, а сегодня мы впервые присутствуем на открытом публичном суде при всем его небольшом объеме. Будем надеяться, что за ним последуют дальнейшие процессы по типу Нюрнбергского над сотрудниками СС и гестапо.
В августе 1991 года тысячи москвичей пришли на площадь Дзержинского для того, чтобы выразить свое народное отношение к Лубянке, разгромить здание и расправиться с его сотрудниками. Только снос памятника Дзержинскому отвлек внимание тысяч человек и спас сотрудников Лубянки от народного самосуда. Когда примерно через год в одной моей статье в газете «Известия» было об этом упомянуто, генерал КГБ Кандауров замечательно мне ответил: «Вы зря так волновались, Сергей Иванович, о нашей безопасности, у нас было достаточно пулеметов, чтобы защитить себя».
Теперь я бы хотел предъявить суду четыре фотографии, дополняющие заключение Министерства культуры о значении и некоторых особенностях памятника культуры, который едва не повредил художник Петр Павленский. На первой фотографии два здания страхового общества «Россия», ничем еще не примечательные, где разместилось ЧК после переезда в Москву. На следующей фотографии видим перестроенное второе здание, уже имеющее некоторые специальные особенности.
Господин Петр Павленский и сотрудники Министерства культуры, вероятно, знают, что практически под той дверью, которую пытался повредить Павленский, находились и находятся тюремные камеры. Менее известно, что в глубине здания находится идущая наверх лестница, доходящая прямо до часов на крыше памятника и ведущая в прогулочные дворики для заключенных. Именно они загорожены от остального города странной архитектурной особенностью — трехметровой стеной на крыше. И в этом — в тюрьме, в тюремных двориках, нависающих над столицей России, — и заключено архитектурное и социальное своеобразие этого дома. К концу правления Хрущева Лубянка, как говорили, перестала использоваться как политическая тюрьма. Можно бы думать, что все это ушло в прошлое, но посмотрим на две следующие фотографии реконструкции нашего памятника. На одной из них виден процесс архитектурного объединения двух зданий, производившийся в 1983 году при Андропове.
Казалось бы, если тюремные камеры в подвалах ушли в прошлое, то уже не нужны и прогулочные дворики для заключенных. Однако мы видим, что трехметровая стена вокруг этих двориков не только не была снесена, но успешно продлевается на соседнее здание. Время Хрущева прошло, и количество политзаключенных, по замыслу учителя господина Путина господина Андропова, по-видимому, должно только возрасти. Как известно, были уже заготовлены списки. По-видимому, то же происходит и в подвале с тюремными камерами.
И, наконец, на фотографии сегодняшнего вида исторического памятника мы видим, что небывалая ни в мире, ни в архитектурной практике особенность — трехметровая стена вокруг прогулочных двориков для заключенных — теперь обнимает полностью оба здания. Таким образом, дополнив заключение министерства, я хотел отметить, что едва не поврежденное здание является памятником не только уничтоженной с его помощью культуры, но и всероссийскому террору, искалечившему нашу страну и доведшему ее до нынешнего убожества.