Смотреть фотографии

Совремённость Павла Кондратьева

Созвучие времени в работах ленинградского художника и иллюстратора.

ImageImageImage

Любопытный факт: Павел Кондратьев — ученик Филонова, Малевича и Матюшина, член объединения «Мастера аналитического искусства», приятель обэриутов, иллюстратор детских журналов «Чиж» и «Еж», маскировщик самолетов, переживший в осажденном Ленинграде первую блокадную зиму, — произносил слово «совремённость» через «ё». Эта особенность воспроизведена и в названии выставки: для художника современность означает созвучие не настоящему моменту, но времени в целом. Тому же принципу соответствуют и вошедшие в экспозицию работы: ранние пейзажи, иллюстрации для детских журналов, фигуративная и поздняя абстрактная живопись, блокадные и военные рисунки, ангелы и сестры милосердия, работы из цикла «Чукотка», созданные под впечатлением от командировки «Учпедгиза», где Кондратьев работал над иллюстрированием чукотского букваря, и сделанные в этой командировке фотографии.

«Совремённость» реализуется и на уровне развески: работы сгруппированы по хронологическому принципу, а пространство выставочного зала разделено на узкие коридоры перегородками из реек. Зритель видит не только отдельную картину на фоне перегородки, но и — через щели между рейками — работы других периодов. Может показаться, что изобразительный ряд формирует и биографический нарратив, но это не так. Несмотря на то, что некоторые рисунки действительно отмечены следами конкретного времени и опыта (например, графика из блокадного цикла, который Кондратьев, по словам Татьяны Глебовой, «рисовал как летописец»), движение совремённости в произведениях обусловлено не сменой содержащихся в них исторических следов, но самой пластикой работы с образом, формой и цветом как средствами исследования. И если современность является для художника одним из центральных объектов, то понятие «совремённости» — методом исследования.

[14+]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100