Аксиомы и правила Роберта Сторра

Куратор, преподаватель, декан школы искусств Йельского университета Роберт Сторр составил список аксиом и правил, которым должна следовать идеальная «новая Академия» искусства.

Роберт Сторр. Источник: observer.com

В 1957 году американский художник-абстракционист Эд Рейнхардт составил «12 правил для новой Академии» (приведем их здесь полностью: «Никакого подтекста. Никакой работы кистью или каллиграфии. Никаких эскизов или рисунка. Никаких форм. Никаких образов. Никаких цветов. Никакого света. Никакого пространства. Никакого времени. Никакого формата и никаких пропорций. Никакого движения, никаких предметов и никакой темы»). В 2009 году декан школы искусств Йельского университета, преподаватель, куратор 52-й Венецианской биеннале Роберт Сторр написал для сборника «Художественная школа (предложения для XXI века)» — Art School (Propositions for the 21st Century), — вышедшего в издательстве Массачусетского технологического института, свою версию правил, которым должна следовать идеальная современная «новая Академия» искусства.

Аксиомы

• Гений не испытывает недостатка в необходимом.

• Художественная школа ничему не может научить гения.

• Гении не ходят в художественные школы.

• Студенты, посещающие художественные школы, гениями не являются.

• Студентам, посещающим художественные школы, чего-то не хватает.

• Студенты посещают художественные школы, чтобы получить то, чего им не хватает.

• Студенты не всегда знают, чего именно им не хватает.

• Задача художественных школ — дать студентам то, о чем они знают, что им этого не хватает, и указать на то, чего им не хватает, но они пока об этом не подозревают.

Container imageContainer image

• Школам, которые не могут определить, чего не хватает студентам, нужно хорошенько обдумать то, чем они занимаются.

• Школы, которые не могут переосмыслить себя, являются врагами искусства и анти-искусства. Они должны быть закрыты.

• Все школы — академии.

• Любой студент, посещающий художественную школу, — академический художник.

• Неакадемические художники обычно либо очень бедны, либо очень богаты; академические художники либо сводят концы с концами, либо нет.

• Неакадемические художники либо невероятно умны, либо невероятно невротичны. Либо всё сразу. Академические художники в большинстве своем умны, вменяемы и трудолюбивы.

• Воображение распределяется между художниками неравномерно. Его наличие или отсутствие, однако, не имеет никакого отношения к тому, академический это художник или нет.

• Неакадемический художник — не наша проблема. Они сами себе проблема.

Студенты Университета Южной Калифорнии на археологической практике в Древней Остии, Италия. Источник: julio-claudians / flickr.com

Правила

• Неверно утверждать, что делание находится на втором месте, а мышление на первом.

• Неверно утверждать, что проще сказать, чем сделать.

• Не стоит притворяться, что незнание более креативно, чем знание.

• Не стоит притворяться, что знание есть созидание.

• Не стоит скрывать от студента уместную информацию на основании того, что она смутит его, потому как она смутит еще больше, когда он наткнется на нее сам.

• Неведение есть неведение.

• Неправильно говорить, что читать — то же самое, что писать; писать — то же самое, что рисовать; рисовать — то же самое, что фотографировать; фотографировать — то же самое, что снимать кино; снимать кино — то же самое, что сходить на прогулку — одно никогда не бывает тем же самым, что другое.

Студенты Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Фото: Дмитрий Лукьянов

• Не стоит заявлять о своем безразличии к технике, в которой вы работаете, поскольку безразличие — единственная реакция, которую вызывает ваша работа.

• Не стоит менять технику, в которой вы работаете, когда у вас начинаются проблемы: вовсе не обязательно, что новая техника будет лишена проблем.

• Глупо становиться художником, работающим во многих техниках, если ни одна из них вас не привлекает.

• Глупо создавать формы и ненавидеть формализм.

• Неправильно учить людей формализму, притворяясь, что никто не замечает вашей политической, социальной и культурной предвзятости.

• Не стоит читать теорию, если вы не читали книг, по поводу которых теоретизирует теоретик, — Барта без Бальзака, Беньямина без Бодлера.

• Не стоит утверждать собственную личность, делая карикатуры на других.

• Неправильно обобщать все вокруг, при этом не обобщая самого себя.

Акция на факультете критической теории и творческих исследований Тихоокеанского северо-западного колледжа искусств в Портленде, США. Источник: PNCA, фото: Marshall Astor

• Неправильно читать прозу, не читая при этом поэзию; читать поэзию, не читая при этом прозу; читать историю искусств, не читая при этом историю; читать историю искусств, не читая при этом манифестов художников; читать критику, написанную для изучения, не читая критики, написанной для выпуска новостей.

• Неправильно критиковать поп-культуру, при этом ни разу не побывав в боулинге.

• Неправильно ходить в боулинг, думая при этом, что вы таким образом понимаете Америку.

• Не стоит говорить людям, что ваша работа носит слишком личный характер, чтобы о ней беседовать, в то время как с друзьями вы целыми днями обсуждаете свою личную жизнь.

• Не стоит говорить об «ауре», если вы при этом не находитесь рядом с произведением искусства.

• Не стоит притворяться, что ваши интересы совпадают с интересами истории.

• Не стоит замалчивать исключения из устанавливаемых вами правил, если вы знаете, что таковые имеются.

• Не стоит путать диалог с дискурсом с целью превратить дискурс в монолог.

• Есть другие правила, но к ним нет исключений.

Печатается в сокращении. В оформлении материала использован портрет Роберта Сторра. Фото: Herbert LotzКартина Джонатана Вайнберга "Роберт Сторр". 2007. Холст, акрил. Источник: jonathanweinberg.com

 

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100