Гори, готика, гори!
Каждый год в деревне Никола-Ленивец Калужской области во время масленичных гуляний художник Николай Полисский сжигает арт-объекты. Первой пала «Медиабашня», сожженная в 2004-м во время перформанса «Укрощение огня, или Русский космизм» почетного Герострата современного искусства Германа Виноградова. Вслед за ней в пекло отправились «Байконур» (2006) и «Гиперболоидная градирня» (2012). Десятиметровая чугунная «Жар-птица» (2008) — по сути, огромная печь — тоже предавалась огню, но, пройдя его, осталась невредимой. В прошлом, 2017 году народ водил хороводы вокруг грандиозной горящей башни высотой с пятиэтажный дом. В этом году Полисский задумал устроить в калужских полях «Пламенеющую готику» — устремленную вверх конструкцию из ивняка, имитирующую очертания средневековых готических соборов, которые мы так любим за пламя витражей в прорезях стрельчатых окон. Но вот незадача, акция Полисского неожиданно для самого художника получила политическое измерение: новостные ленты популярных СМИ заполонили заголовки вроде «В деревне Никола-Ленивец на Масленицу сожгли деревянный костел», а вслед за ними возникли разговоры об «оскорбленных чувствах» как среди либеральной интеллигенции (художник, дескать, сжег «католический храм»), так и среди православных патриотов. Литературный критик Анна Наринская рассуждает о сложностях восприятия искусства в современном политическом контексте.
Николай Полисский. Пламенеющая готика. 2018. Деревня Никола-Ленивец, Калужская область. Фото: Дмитрий Серебряков. Сourtesy Иван Полисский
Сначала прочла впечатляющий тред у Андрея Мальгина про то, как в Никола-Ленивце озверевшие от православнутости и западаненавистничества россияне сожгли чучело костела. Потом прочла на «Медузе» новость, что там сожгли прямо-таки «деревянный костел».
Тут поразительно то, что спор здесь совершенно невозможен. Попытки рассказать о том, что акция называется «Пламенеющая готика», что она в первую очередь чествует, именно чествует готику и наши детские о ней представления, никакого впечатления не производят, потому что всем плевать, а нужно только первыми быстро сказать, «до чего они дошли в России», отметиться.
Так же не действуют попытки рассказать, кто такой Полисский и как он растапливал «русское воинство» на Учме, как он жег Вавилонскую башню (чьи-то чувства это тоже должно было оскорблять) и насесты с двуглавыми орлами (тут все, казалось бы, ясно). Все это наталкивается на реплики «попробовали бы они сделать такое с мечетью» (их пишут, между прочим, заметные журналисты, считающие себя в корне отличными от Ваенги) и слова, что «вот если б он Кремль жег, было бы другое дело».
Это какое-то намеренное отупление себя. Воспитание в себе внутреннего киселева, пусть с обратным знаком, но именно киселева. Сожгли скульптуру из веников, напоминающую Шартрский собор! Совпадение? Не думаю!
С таким врагами Путину и друзей не надо.
«Медуза» исправила заголовок. Спасибо.