• Культуртрегеры

Андрей Ерофеев

Историк искусства, куратор, лектор.
 
Родился в 1956 в Париже. В 1978 году окончил отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Художественное объединение “Мир искусства” и русская культура начала ХХ века». В 1982–1989 годах работал архитектором, научным сотрудником, старшим научным сотрудником в Центральном научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры. В 1989–2002 годах — в Музее-заповеднике «Царицыно», возглавляя сектор новейших течений, сформировав там коллекцию из 2 тыс. произведений, которая впоследствии частично была передана Государственной Третьяковской галерее. С 2002 по 2008 год заведовал отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). В настоящее время — независимый куратор.

В 2007 году прокуратурой РФ в отношении Андрея Ерофеева было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 282 УК РФ по факту проведения выставки «Запретное искусство-2006» в Музее и общественном центре им. Сахарова, Москва. В июне 2008 года уволен из ГТГ с формулировкой «за нарушение музейного порядка». В июле 2010 года Таганский суд Москвы признал Андрея Ерофеева виновным в разжигании религиозной вражды и приговорил к уплате штрафа в размере 150 тыс. рублей. В октябре 2010 года Московский городской суд отклонил кассационную жалобу, признав приговор законным.

Избранные кураторские проекты
• Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957–1995 («Искусство под запретом. Художники нонконформисты в России 1957–1995». 1995, Wilhelm-Hack-Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau-Museum, Альтенбург, Германия; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва).
• История в лицах. Выставка современного русского искусства 1956–1996 (совместно с Евгенией Кикодзе; 1997, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург).
• Безумный двойник. Стратегия идиотизма в современном искусстве / Le Fou dédoublé. L'idiotie comme stratégie contemporaine (1999–2000, Москва, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Уарон (Франция); cовместно с Дмитрием Константинидисом и Жан-Ивом Жуаннэ).
• Полюс холода. «Инспекция “Медицинская герменевтика”» и русское искусство 1990-х годов / LE Pole du Froid: Inspection Herméneutique Médicale et l’art russe des années 90 (совместно с Евгенией Кикодзе; 1999–2001, Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Париж, Москва).
• Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960–2000 (руководитель кураторской группы; 2005, Государственная Третьяковская галерея).
• Русский поп-арт (2005, Государственная Третьяковская галерея).
• Соц-арт. Политическое искусство в России (2007, Москва, Париж; руководитель кураторской группы).
За проект «Угол зрения» (Персональная выставка Леонида Сокова) А.Ерофеев был номинирован на премию «Инновация»-2012 в номинации  «Кураторский проект».
В 2018 году стал куратором выставки Сергея Шеховцова «Погром» в московской галерее JART.

Читайте также


Rambler's Top100