Новости
При поддержке

Автором проекта рекламной башни-колонны 1939 года на ВДНХ оказался Эль Лисицкий

Открытие сделали старший научный сотрудник ГТГ Татьяна Горячева и историк ВСХВ — ВДНХ Александр Зиновьев.

Слева: архивное фото рекламной установки на ВДНХ. Courtesy Татьяна Горячева. Справа: современное состояние башни. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Декоративная башня-колонна, установленная в 1939 году на территории ВДНХ рядом с павильоном № 38 «Рыболовство», как оказалось, создана по проекту одного из ведущих мастеров авангарда Эль Лисицкого. Специалист по искусству авангарда, куратор прошедшей в 2017 году выставки Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее и Еврейском музее и Центре толерантности Татьяна Горячева, занимаясь изучением серии созданных Лисицким эскизов оформления Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), обратилась к историку ВСХВ — ВДНХ Александру Зиновьеву с просьбой определить возможное назначение одного из проектов. В набросках Зиновьев узнал рекламную установку Союзпищепромрекламы, построенную летом 1939 года рядом с несохранившимися павильонами «Прудовое хозяйство», «Рыбное хозяйство» и рыбопитомниками. В отличие от этих построек, сооружение Лисицкого сохранилось, хотя и претерпело ряд изменений. В 1939 году, согласно проекту Лисицкого, установка представляла собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Конструкция увенчивалась батисферой и силуэтами двух металлических карпов, «плывущих» в противоположные стороны (впоследствии карпы были заменены силуэтом осетра, в настоящее время навершие утрачено). Скорее всего, декоративная башня-колонна с рыбами и рыболовными снастями была рекламной установкой Главконсерва; поставленная у входа в рыбопитомники, она служила вышкой-указателем к павильонам «Прудовое хозяйство» и «Рыбное хозяйство». По словам Горячевой, «значение этого открытия трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ — крупнейшего комплекса архитектуры, скульптуры и монументальной живописи 1930−1950-х годов. До сих пор был известен только один осуществленный архитектурный проект Лисицкого — здание типографии журнала “Огонек”, построенное в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла. Вместе с тем это и возвращение имени безымянному объекту, артефакту ВСХВ — ВДНХ, причем имени одного из крупнейших мастеров русского искусства». 
 

Источник: ВДНХ


 

Комментарии
Rambler's Top100