А помните, была такая Московская биеннале?
Через несколько дней откроется 8-я Московская биеннале современного искусства, которая уже успела стать скандальной (адресованное ее участникам обращение художников предыдущей редакции биеннале, «неудобные» вопросы на пресс-конференции, судебные иски к фонду-оператору биеннале, открытое письмо кураторского сообщества и многое другое). Накануне вернисажа критик, редактор журнала «Диалог искусств» Сергей Гуськов в своем блоге на платформе Teletype размышляет о том, какой должна быть «принципиальная позиция» художественного сообщества по отношению к биеннале.
Куратор 8-й Московской биеннале современного искусства, оперный режиссер Дмитрий Черняков. Источник: iz.ru
В пятницу, 25 октября 2019 года, мне, как и другим журналистам, подписанным на рассылку Третьяковки, пришло письмо: «Дорогие друзья! 29 октября в 16:00 состоится пресс-показ Основного проекта 8-й Московской международной биеннале современного искусства для печатных и онлайн СМИ». Больше ничего важного в теле письма обнаружено не было. Разве что сообщалось, что при себе обязательно иметь паспорт и «пресс-карту, подтверждающую принадлежность журналиста к СМИ, от которого он аккредитован». На других пресс-показах ГТГ такой строгости не наблюдалось. Сразу захотелось пошутить, что раз президент Московской биеннале — приемная дочь бывшего префекта ЦАО, то, наверное, без столичной прописки в предъявляемом паспорте на выставку тоже не пропустят. Главный вопрос, почему же именно так поздно, буквально в последний момент журналистов зовут на мероприятие — потому что не хотят, чтобы противники нынешнего руководства биеннале успели среагировать (на такое, конечно, наивно надеяться), или все же оттого, что организовано все из рук вон плохо?
В приложенном к письму пресс-релизе в целом повторялась информация, которую появилась после скандальной пресс-конференции в ТАСС полмесяца назад. Ознакомиться со списком художников-участников основного проекта 8-й биеннале можно по этой ссылке или на сайте биеннале (он существует, хотя многие о нем не знают). Если вкратце и по существу, обратить внимание нужно на следующее. Из 33 участников 12 человек представляют Россию. Шестеро из этой дюжины сделают работы специально для нынешнего выпуска биеннале. Когда пошли открытые письма (первое, второе) и шумиха художникам было уже сложно отказаться, так как они получили деньги на производство работ. Также в пресс-релизе сообщается, что на биеннале покажут 11 произведений австрийских и немецких художников из венской Альбертины. Если перевести на более внятный язык, треть выставки основного проекта — это, по сути, стандартный музейный привоз. Шедевры — не шедевры, видимо, хорошие работы, но подобное соотношение общего числа работ и произведений, просто взятых у другой институции, как-то не особо вяжется с обычной биеннальной практикой. И тут явно не случай какого-то революционного новаторства — скорее наоборот.
Печаль вызывает примерно всё. И то, что замазаны в этой истории оказываются два больших и уважаемых музея, как будто им прочих проблем не хватает. И то, что участвующим в биеннале художникам, скорее всего, придется этот пункт из CV потом тихо элиминировать. А некоторым придется писать новое открытое письмо в будущем. И то, что режиссер музыкального театра Черняков — кто угодно, но вовсе не куратор (хотя благодаря последним событиям в российском павильоне в Венеции это выглядит устоявшейся практикой, не стоит переставать с этим бороться). И то, что вопросы, финансовые и репутационные, по поводу прошлой, 7-й Московской биеннале все еще не закрыты.
Для художественного сообщества логичными выглядят два решения. Они кажутся противоречащими друг другу, но на самом деле представляют собой взаимодополняющие шаги. Во-первых, нынешнюю Московскую биеннале нужно максимально бойкотировать. Я не сторонник бойкотов, но поддерживать ее рублем, ходить на выставку, просто чтобы посмотреть, что же такое показывают, выкладывать фотографии в инстаграм и т. д. — не стоит. Пусть в отчетах о посещаемости будет ноль. Во-вторых, нужно, чтобы в медиа биеннале чихвостили за все прегрешения. Их достаточно. Можно не сомневаться, что с таким руководством, как сейчас, будут новые скандалы. Упоминания только в критическом ключе. Никаких нейтральных отзывов об «искусстве». Пусть в отчеты PR-службы будет нечего включить, кроме публикаций с полным упоминанием долгов художникам и бывшим работникам, хамства и непрофессионализма биеннального начальства.