В Центре Помпиду выставили полотно Казимира Малевича «Самовар»
Музей-заповедник «Ростовский кремль» считает, что оно было похищено из его собрания.
Полотно Казимира Малевича «Самовар» в экспозиции выставки «Кубизм». Центр Помпиду, Париж. Фото: Н.М. специально для «Артгида»
17 октября 2018 году в парижском Центре Помпиду открылась грандиозная монографическая выставка «Кубизм», посвященная радикально преобразившему искусство XX века художественному направлению, начало которому положило написанное в 1907 году Пабло Пикассо полотно «Авиньонские девицы». Среди представленных в рамках проекта произведений (а их более 300) — полотно Казимира Малевича «Самовар», в начале 1980-х вошедшее в коллекцию нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА), а до этого с 1922 года по, предположительно, начало 1960-х годов входившее в собрание Музея-заповедника «Ростовский кремль».
В первой половине 2018 года «Ростовский кремль» обнародовал результаты проведенной в 2017 году комплексной экспертизы (исследования проводились Институтом геологии и геохронологии докембрия в Санкт-Петербурге, Государственным научно-исследовательским институтом реставрации, Государственным Русским музеем), выявившей в коллекции музея целый ряд подделок произведений русского и европейского авангарда. Шесть из поддельных работ были подарены музею в 2014 и 2016 годах князем Никитой Лобановым-Ростовским, а две — работа Малевича «Самовар» и полотно Любови Поповой «Беспредметная композиция» — относились к собственной коллекции музея. В ходе проведенного научными сотрудниками музея расследования выяснилось, что работы Малевича и Поповой были заменены копиями и похищены из музея в конце 1950-х или в начале 1960-х годов.
Также сотрудники музея предположили, что оригиналы похищенных произведений сегодня находятся в собраниях Музея современного искусства в Салониках (полотно Любови Поповой) и нью-йоркского Музея современного искусства (картина Казимира Малевича).
В пользу версии о том, что оригинал Малевича сегодня хранится в МоМА, говорит тот факт, что в провенансе работы, представленном, в частности, в интернет-каталоге коллекции МоМА, прямо указывается, что в 1922 году произведение было частью Ростовского музея. До покупки Музеем современного искусства в Нью-Йорке в 1983 году «Самовар» был собственностью McCrory Corporation (владелец — израильский бизнесмен Мешулам Риклис), а в 1972 году полотно было выставлено на аукционные торги Sotheby's в Лондоне. Но как и при каких обстоятельствах работа Малевича попала на Запад — неизвестно.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» сразу же по обнаружении поддельных произведений поставил об этом в известность Министерство культуры РФ и согласовывал со своим учредителем все дальнейшие действия. Об обнаруженной краже было заявлено в полицию.
Стоит отметить, что на выставке в Центре Помпиду полотно Малевича, крайне редко покидающее запасники МоМА, демонстрируется без указания того, что ранее оно входило в собрание Ростовского музея.
Желая узнать, как развивается дело о «ростовских подделках» и ведутся ли какие-либо переговоры с музеем в Салониках и Музеем современного искусства в Нью-Йорке, «Артгид» обратился за комментариями к заместителю директора по научной работе Музея-заповедника «Ростовский кремль» Сергею Сазонову. «В данный момент по факту кражи из музея работ Казимира Малевича “Самовар” и “Беспредметной композиции” Любови Поповой проводится доследственная проверка, но уголовное дело пока не заведено, — заявил он. — Министерство культуры обратилось в Генеральную прокуратуру, и мы очень надеемся, что после вмешательства прокуратуры уголовное дело все-таки будет открыто, наше государство сможет обратиться в Интерпол, а также использовать каналы МИДа. Минкультуры в этом деле оказалось на высоте и зарекомендовало себя как борец».