Коммерческая ностальгия
На прошлой неделе комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский объявил имена художников и тему павильона. Страну представят Гриша Брускин, Recycle Group и Саша Пирогова, название проекта — Theatrum Orbis. Куратор музея «Гараж» Валентин Дьяконов увидел в этом решении очередной пример тоски по несуществующей Европе.
Recycle Group. Возведение вышки. Пластиковая сетка. 2015. Фрагмент экспозиции CONVERSION в церкви Св. Антонина в Венеции, параллельная программа 56-й Венецианской биеннале. Фото: Gia DiLorenzo. Источник: ladolcegia.com
«Мне интересно рассказать историю, которая трогает сердце, историю интригующую и визуально интересную, обязательно связанную с Россией», — рассказывал о своих планах на павильон Семен Михайловский в прошлом году, обещая показать талантливых живописцев со всей России. При всей любви ректора Академии художеств к советской неоклассике, правильному рисунку и легкому консервативному эпатажу, ему не удалось превратить наш павильон в копию советского, где нередко выставлялась сборная солянка из художников союзных республик. Это, кстати, не обязательно хорошо: если бы в павильоне действительно выставлялись холсты малоизвестных авторов, была бы хоть какая-то интрига. Но нет, вместо этого мы услышим действительно «историю, связанную с Россией».
Казалось бы, название не предвещает — какое отношение к нашим проблемам имеет выпущенный в Новое время первый атлас мира, особенно в 2017 году, так и навязывающем революционную тему? Но нет ничего более русского, чем тосковать по исчезнувшей Европе и хранить в душе ее светлый образ, уже несколько столетий совершенно не соответствующий действительности. Из любви к Европе, безусловно, художник павильона Гриша Брускин делал проект с закапыванием своих скульптур в плодородной почве Тосканы.
Из любви к Европе группа Recycle показывала в параллельной программе прошлой Венецианской биеннале инсталляцию, основанную на иконографии маньеристов, в церкви святого Антонина. Единственный художник, которому не надо доказывать свою принадлежность к европейской цивилизации отсылками к римским саркофагам, — Саша Пирогова, и в проект ее включили, наверное, чтобы павильон окончательно не превратился в угадайку на втором курсе факультета истории искусства. В интервью телеканалу «Культура» Михайловский говорил, что обращение советских архитекторов к Пиранези объясняется тем, что они на нем выросли и «других образцов не было». Вот и русский павильон грозит обернуться отнюдь не Theatrum Orbis. Тут чувствуется не интерес к миру, который живет столкновением десятков тысяч образцов с действительностью, а набор предсказуемых решений — плавали, знаем. Конечно, все бывает, и карго-культ неслучившейся античности может выглядеть мило, если туземцы окажутся симпатичные.
И конечно, нет ничего более русского, чем сэкономить на главном кураторе и взамен пригласить в помощь Сильвию Бурини, которая прославилась тем, что вручила министру культуры РФ Владимиру Мединскому степень почетного доктора Университета Ка Фоскари, а сейчас занимается обслуживанием российского арт-туризма в Венеции, посредничая выставкам того же Гриши Брускина и Музея русского импрессионизма. И Екатерину Щербакову — для того, очевидно, чтобы наш арт-мир оттачивал навыки поиска в Google. Русским духом пахнет и решение (скорее всего, по коммерческим соображениям) пригласить двух авторов, ежегодно повторяющих пройденное, несмотря на то, что в России девяносто процентов художников готовы работать бесплатно, тем более за выставку в Венеции.
Трогает ли сердце эта история? Не особо — мы ее уже наизусть знаем.