- Петр Павленский. Шов. 23 июля 2012. Фото: Глеб Хаски
Петр Павленский
Художник-акционист.
Родился в 1984 году в Санкт-Петербурге. Получил профессиональное художественное образование, даже два: одно классическое, второе — нет. Учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица — знаменитой «Мухе» — по классу монументальной живописи. Кроме того, учился и современному искусству в Институте «ПРО АРТЕ» — одном из немногих в Петербурге и России образовательных учреждений, связанных с актуальным искусством и искусством новых технологий. Ни «Муху», ни «ПРО АРТЕ» Павленский не окончил, из идеологических соображений покинув их перед самым выпуском.
Ранние работы Павленского, пока он не перешел к акционизму, представляли собой фотографии и коллажи. Уже тогда, в период обучения в «ПРО АРТЕ», Павленского интересовали социальная проблематика и человеческое тело как ее медиум. Проект «Картография», сделанный для выставки «OCULUS ДВА», проходившей в рамках Московской биеннале молодого искусства в 2012 году, представлял фотографии рубцов на обнаженных человеческих телах как летопись насилия. 9 мая 2012 года на выставке, посвященной Дню Победы, Павленский представил серию, главным героем которой был вымышленный персонаж, протодиакон, символизировавший анахронизм и противоречивость информационной политики церкви. Отход от игр с институциональным искусством в сторону акционизма Павленский считает определяющим моментом своего становления как художника.
С 2012 года Петр Павленский и его соратница Оксана Шалыгина ведут проект «Политпропаганда». Проект начинался как интернет-издание politpropaganda.com, потом перерос в бумажный журнал, а потом в целый издательский дом. Последней публикацией, изданной «Политпропагандой», стала новая книга Александра Бренера и Барбары Шурц (Барбосы Фамозы) «Бомбастика». Презентация книги получилась не менее скандальной, чем она сама: на открытии выставки Зураба Церетели 28 мая 2014 года в Русском музее Шалыгина извлекла книжку из-под юбки (что было совершенно логично, ведь главная героиня книжки, бродяжка Бомбастика, только тем и занимается, что извлекает из интимного места разнообразные предметы) и вручила ее «в дряблые руки дочери главного приспособленца и самого продажного художника страны Зураба Церетели» — Елене Зурабовне Церетели, за отсутствием на вернисаже самого Зураба Константиновича.
Наиболее известные акции:
«Шов» (протестуя против приговора участницам группы Pussy Riot летом 2012 года, художник грубой ниткой зашил себе рот перед Исаакиевским собором в Петербурге);
«Туша» (весной 2013 года художник голым лежал в коконе из колючей проволоки перед входом в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга);
«Фиксация» (в феврале 2014 года художник прибил собственную мошонку гвоздем к брусчатке Красной площади в Москве, отражая политическую апатию российского общества, которое «взяли за яйца», а оно даже и не пискнуло);
«Свобода» (23 февраля 2014 года Павленский и другие участники привезли на Мало-Конюшенный мост В Санкт-Петербурге около полусотни автомобильных покрышек, бензин, металлические листы, палки, а также черный анархистский и сине-желтый украинский флаги. Акционисты сделали из покрышек баррикаду и подожгли ее. В металлические листы они били, создавая характерный звук для киевских уличных боев. На Павленского было заведено уголовное дело по статье «Вандализм». Будучи не согласным с обвинением, 27 апреля 2016 года в Преображенском суде Москвы Павленский привлек в качестве свидетелей со стороны защиты трех проституток: оплатил им время и такси, чтобы они приехали на заседание суда и честно рассказали о том, что думают о его искусстве. Со стороны Павленского это была, как обычно у него, прозрачнейшая метафора, выраженная действием: продажному и некомпетентному суду — продажные (в отличие от суда, открыто продажные уже в силу рода занятий) и некомпетентные свидетели. «Уличная проституция против государственной»;
«Отделение» ( октябрь, 2014). Павленский, сидя на заборе Научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку уха в знак протеста против возрождения карательной психиатрии в России;
«Угроза» (В ночь с 8 на 9 ноября 2015 года Петр Павленский провел в Москве очередную акцию, которая состояла в поджоге двери здания ФСБ на Лубянке. «Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе, — объяснил свои действия художник. — Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли. Но терроризм может существовать лишь за счет животного инстинкта страха. Пойти против этого инстинкта человека заставляет безусловный защитный рефлекс. Это рефлекс борьбы за собственную жизнь. А жизнь стоит того, чтобы начать за нее бороться».) За эту акцию художнику было предъявлено обвинение по части 2 статьи 214 УК РФ (вандализм по мотивам идеологической ненависти). Позже обвинение было переклассифицировано: художника обвинили в повреждении объекта культурного наследия , но он требовал переквалифицировать его дело на «терроризм». Акционист признан виновным в поджоге объекта культурного наследия (ч.1 ст. 243 УК РФ) — двери здания ФСБ на Лубянке и приговорен к штрафу в 500 тыс. рублей. Акция была выдвинута на премию «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства», но позже оргкомитет конкурса отклонил это выдвижение. В связи с этим восемь из пятнадцати членов экспертного совета «Инновации» (Анна Толстова, Наиля Аллахвердиева, Илья Долгов, Мария Насимова, Дмитрий Озерков, Наталья Сидлина, Олеся Туркина, Сергей Хачатуров) покинули заседание и объявили о выходе из экспертного совета.
В январе 2017 года Павленский вместе с женой и двумя детьми покинул Россию и бежал во Францию, после того как против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в «насильственных действиях сексуального характера». Сам Павленский все обвинения отрицал. Франция предоставила Павленскому с семьей политическое убежище.
В октябре 2017 года Павленский поджег здание Банка Франции в Париже. В своем заявлении, опубликованном на сайте divergence-images.com, он осуждает «банкиров, занявших место монархов» и обращается к «Великой французской революции». Акцию, которая прошла в 4:10 по парижскому времени, документировала фотожурналистка Анри Капуцин. Акционист был задержан полиией.
2015 — персональная выставка Figures of Silence («Фигуры молчания») в рамках фестиваля искусства стран Северной Европы и России Nordwind (пространство Kampnagel, Гамбург).
Лауреат ежегодной премии Вацлава Гавела «За креативный протест», присуждаемой Фондом по правам человека (май, 2016; лишен премии в июле 2016-го за поддержку приморских партизан).
В 2023 году Петр Павленский приговорен парижским судом к шести месяцам лишения свободы за публикацию интимного видео бывшего кандидата в мэры Парижа Бенжамена Гриво.
Живет и работает в Париже.