Ирина Нахова

Советский и российский художник.

Родилась в 1955 году в Москве. Окончила Московский полиграфический институт (1978). С 1978 года член Клуба авангардистов (КЛАВА). В начале 1980-х входила в круг МАНИ (Московского архива нового искусства). Участвовала в акциях группы «Коллективные действия». Участница 17-й Молодежной выставки молодых художников в Доме художника на Кузнецком мосту. Участница первого русского аукциона Sotheby’s в Москве (1988). С 1992 года живет и работает в Нью-Джерси, США, и в Москве. Профессор живописи Wayne State University, Детройт.

С 1989 года провела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Барселоне, Зальцбурге, Нью-Йорке, Чикаго и других городах Европы и США, в том числе: Probably Would 1 (Nailya Alexander Gallery, Нью-Йорк, 2005). Moscow Installation (Karlsruhe Kunstlerhaus, Карлсруэ, 2006). Trip (XL Галерея, Москва, 2006). Disagreeable Matters — Disarming Icons (Windows at Kimmel Center, New York University, Нью-Йорк). Зона неразличения (XL Галерея, Москва, 2008). Disconnected (Открытая галерея, Москва, 2009). Irina Nakhova and Pavel Pepperstein: Moscow Partisan Conceptualism (Orel Art, Лондон, 2010). Комнаты (Московский музей современного искусства, 2011). В 2015 году представляла Россию на Венецианской биеннале современного искусства (экспозиция «Зеленый павильон»). 

Обладательница европейских и американских грантов, в том числе National Endowment for the Arts Special Projects Grant (Rutgers Center for Innovative Printmaking, Rutgers University, Нью-Брансвик, 1994–1995), Presidential Bonus Award’95 (Wayne State University, Детройт, 1995).

Премия за заслуги Society for Environmental Graphic Designers, Вашингтон (2004). Дважды входила в лонг-лист премии Кандинского — в 2007 году в номинации «Художник года» (проект «Московская инсталляция») и в 2011 году в номинации «Проект года» (проект «Кожи»). В 2013 году стала лауреатом премии Кандинского в номинации «Проект года» (трехчастный проект «Без названия»).

Живописец, график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются всевозможные виды искусства, техники и материалы — фото, видео, аудио, объекты, настенные росписи, коллажи, лайтбоксы, надувные скульптуры и т. п. Именно Нахова, а вовсе не Илья Кабаков, считается создателем первых тотальных инсталляций — она трансформировала комнаты в собственной квартире, выкрашивая их в черный или серый цвет, выклеивая аппликации и выставляя свет так, что комнаты превращались в подвижные сюрреалистические пространства (на выставке «Комнаты» в Московском музее современного искусства летом 2011 года была воссоздана одна из комнатных инсталляций Наховой 1980-х).

Читайте также


Rambler's Top100