Пора перемен. Рисунок середины XIX века
Рисунки художников-передвижников из запасников Третьяковской галереи.
Третьяковская галерея продолжает открывать свои запасники — в этот раз в залах графики выставляют более двухсот рисунков середины XIX века. В 1863 году четырнадцать выпускников Императорской академии художеств отказались писать очередную вариацию сюжета «пир в Валгалле» и обратились к повседневным образам. Так реализм впервые потеснил академизм, и на смену заезженным мифологическим и историко-героическим полотнам пришли бытовые зарисовки, портреты крестьян и изображения реальных среднерусских пейзажей. Выставка в Третьяковке фиксирует именно этот радикальный слом, образовавшийся на границе двух мощнейших традиций. Как формировалась новая жанровая система и менялось понимание рисунка здесь объясняют на примере произведений Василия Перова, Ивана Крамского, Николая Неврева и других художников, благодаря которым поворот к реалистической жанровой живописи в принципе стал возможен.