Цай Гоцян. Октябрь
Главный пиротехник современного искусства, превративший музей в статичный, но зрелищный спектакль.
Любому куратору, работающему с Цай Гоцяном, известно, что китайский художник при желании и поджечь может. Именно так появились на свет его многочисленные «пороховые» картины и рисунки, когда в ходе горения взрывчатых веществ на плоскости холста или бумаги возникает пейзаж, не уступающий лучшим образцам китайской классической живописи тушью. Подобные работы представлены и на посвященной 100-летию Октябрьской революции выставке Цая в главном здании ГМИИ вместе с документацией пиротехнических спектаклей, которыми он также знаменит. Музейную публику художник нередко удивлял своими шокирующими инсталляциями: то стаю волчьих чучел на них выпустит, то автомобили подвесит внутри знаменитой лестничной спирали нью-йоркского Музея Гуггенхайма. Его ключевая московская инсталляция выглядит не в пример более сдержанной: у входа в музей сквозь десятки детских колясок, сваленных в гору, растут живые березы.