Кровавое начало «сглазило» ярмарку

Корреспондентов газеты «Московский комсомолец» — что сейчас, что 20 лет назад — невозможно ничем напугать или удивить. Но и то, и другое удалось сделать художнику Канату Ибрагимову, который в далеком 1997 году выступил на ярмарке «Арт Москва» с кровавым перформансом.

Франсиско де Сурбаран. Агнец божий. 1635-1640. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид

Всю прошлую неделю в Центральном Доме художника проходили Международная художественная ярмарка «Арт-Москва» и II Российский Антикварный салон. Оба мероприятия были организованы фирмой «Экспо-парк» (директор — Василий Бычков) в сотрудничестве с ведущими московскими галереями и Союзом антикваров России.

В фойе ЦДХ в эти дни яблоку негде было упасть. Народу, особенно 8 марта, было так много, что организаторы решили продлить оба мероприятия еще на день. Что, впрочем, не спасло «Арт-Москву» — зрители, ошалев от изобилия антиквариата на втором этаже и истратив там все деньги, до ярмарки на третьем добраться уже не имели сил. В результате галереями были проданы единичные работы Игоря Макаревича, кое-что из «Московской палитры» да L-галерея заключила договор с одним издательством. Окончательные итоги ярмарки мы еще сообщим, но уже ясно, что большинство галерей остались в убытке.

Можно ли совмещать в одном времени и пространстве современное искусство и антиквариат — этот вопрос, естественно, будет еще обсуждаться. Но некоторые галеристы склонны считать, что ярмарку «сглазила» казахская галерея «Коксерек», которая сразу после открытия ярмарки устроила прямо-таки демоническую акцию с... убийством барана.

О том, что казахи собираются воплотить «азиатскую версию» скандальной акции Олега Кулика, устроенной когда-то в «Риджине», было известно заранее. Месяц назад художник Канат Ибрагимов совершил подобное действо в галерее Гельмана, свернув шею петуху. На этот раз цинизм превзошел все границы — приглашения кровавого цвета были посланы в том числе и Обществу покровительства животных, которое не замедлило устроить в тот день пикет у здания ЦДХ. Организаторы ярмарки категорически запретили проведение акции вандализма, для острастки была выставлена даже охранами казахи вроде бы отказались от своей затеи. Но ближе к вечеру, когда основная масса приглашенных на открытие схлынула, на 3-м этаже началась вакханалия.

Вытащив огромный тесак, от одного вида которого разбежалась вся охрана, казахи стали методично убивать несчастное животное. Происходило несусветное: кровь хлестала на пол и стены, тут же ею наполнялись пиалы. Бедную тушку возили по холсту, якобы создавая некое, концептуальное произведение. Отрезанную баранью голову водрузили на шест. И тому подобное. Началась потасовка с участием московских, немецких и казахских художников. Всех, впрочем, вскоре успокоили. Галерея «Коксерек» довершила свою циничную акцию пловом, изготовленным из бедного барашка.

Все участники ярмарки были в шоке. Галерею «Коксерек», естественно, изгнали, но в зале еще долго стоял тошнотворный запах крови и бараньего мяса. Все винят в совершенном цинизме главного «провокатора» — Марата Гельмана, который, видимо, основательно испортил теперь отношения с московской художественной тусовкой. Весь следующий день ярмарка жила под угрозой закрытия, однако было решено все же ее продолжить. Как стало известно, Общество покровительства животных подало на казахскую галерею в суд.

Возможно, этот мерзкий факт наконец остудит горячие авангардистские головы, и они поймут, что подобная «беспредельщина» к искусству не имеет никакого отношения. Даже самому радикальному.

Марина Овсова. Газета «Московский комсомолец», 20 октября 1997 года.

 

Читайте также


Rambler's Top100