Василий Поленов. Путеводитель по выставке в Новой Третьяковке

Не только «Московский дворик»: более 150 произведений из 14 музейных и 4 частных собраний — театральные эскизы, архитектурные проекты, световой театр-диорама, архивные документы, фотографии и более 20 живописных и графических произведений поленовских учеников. Монографическая выставка к 175-летию Василия Поленова открыта в Новой Третьяковке до 16 февраля 2020 года.

На выставке Василия Поленова в Новой Третьяковке перед картиной «Христос и грешница («Кто из вас без греха?». 1887, Государственный Русский музей). Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Выставка одного из главных и всеми любимых русских пейзажистов выстроена по традиционному хронологическому и тематическому принципу. При входе вас встречают три главных шедевра Поленова — «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», которые сразу дают понять, зачем, собственно, стоит идти на эту выставку: примерно за тем же, зачем мы ездим «на природу» — подальше от городской суеты, на свежий воздух, к тихим пейзажным уголкам или речным просторам с холмами и рощами. Поленов не обманывает ожиданий: ясная и цельная выставка рассказывает историю ясной и цельной жизни и такого же искусства.

Приобретенная в свое время императором Александром III картина «Христос и грешница» из Русского музея, которая приехала в Москву впервые с момента ее первого показа на 15-й выставке Товарищества передвижников, а также дипломная работа Поленова в Академии художеств «Воскрешение дочери Иаира» придают выставке должный юбилейный масштаб, редко экспонируемая графика, в том числе театральные эскизы и архитектурные проекты, расширяют привычные представления о Поленове как мастере прежде всего лирического пейзажа, цикл «Из жизни Христа», воссозданный в наивозможной полноте, вносит дополнительное умиротворение, а работы учеников Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества демонстрируют влияние мудрого и внятного учителя на молодое поколение.

Container imageContainer imageContainer image

Поленов и усадьбы

Дизайн экспозиции создан Алексеем Подкидышевым — в привычных для подобных выставок в Третьяковке выгородках и нефах воспроизведены очертания окон мастерской Поленова в его усадьбе Борок в Тульской губернии. Названная Аббатством мастерская была построена по проекту самого Поленова, как и главный усадебный дом, в котором он с самого начала планировал сделать общедоступный музей и картинную галерею — и сделал. А еще построил на собственные средства церковь и школу, включив в нее театральный зал, где силами окрестных крестьян ставились спектакли, к которым Поленов делал декорации и сочинял костюмы. И после революции, когда сотни усадеб по всей России были разграблены и сожжены, местные крестьяне охраняли Борок. Ныне это Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, или просто Поленово.

Обустроившись на берегу Оки в середине 1890-х, Поленов написал здесь множество панорамных пейзажных видов в разное время года — их можно рассмотреть на выставке, а заодно и совершить воображаемое путешествие в Поленово, если вы там не бывали (или воскресить воспоминания, если бывали).

Container imageContainer imageContainer image

Вообще большинство российских пейзажей Поленова — будь то виды с высокого берега Ояти в усадьбе семьи Поленовых Имоченцы в Олонецкой губернии (между Петербургом и Петрозаводском), пейзажи подмосковного Абрамцева или река Ока под Тулой — объединены «домашними» ассоциациями: это то, на что он смотрел почти каждый день, а если учесть, что Поленов многое повторял или варьировал, то, любуясь его пейзажами и вновь и вновь узнавая уже виденные мотивы и очертания, вы в конце концов становитесь как бы другом дома, прогуливающимся вместе с художником по хорошо знакомым усадебным окрестностям.

В этом и состоит пленительность «Московского дворика» или «Бабушкиного сада» — в том, что вы многократно очаровывались и предавались мечтам и воспоминаниям о ваших личных пейзажных уголках, двориках или далях с рекой и высоким светлым небом, а Поленов (первый в русской пейзажной живописи, рядом с Алексеем Саврасовым с его «Грачами») все это «выговорил» и запечатлел вам на память. Необязательно знать, что на двух самых популярных картинах Поленова — одна и та же усадьба некоего корнета Баумгартена (в «Московском дворике» — торец усадебного здания, в «Бабушкином саде» — парадный фасад) и что изображенная в «Московском дворике» пятиглавая церковь Спаса на Песках с шатровой колоколенкой сохранилась до наших дней в арбатских переулках, но можно мысленно совершить путешествие во времени, предаться ностальгии и «вспомнить», как все это было в 70-е годы XIX века.

Container imageContainer image

Поленов и Европа

Миновав поленовские хиты при входе в экспозицию, зрители получают возможность узнать, каким образом эти хиты созрели, то есть увидеть картины, которые им предшествовали. А это работы, созданные во время пенсионерской поездки Поленова по Европе после получения золотой медали Академии художеств за «Воскрешение дочери Иаира» (которая расположена на выставке дальше от входной зоны, напротив «Христа и грешницы»). Поленов, интеллигент и потомственный дворянин (его отец был дипломатом в чине тайного советника, библиографом, историком и археологом, мать, внучка архитектора Николая Львова — детской писательницей и художницей-любительницей) одновременно с Академией художеств окончил юридический факультет Петербургского университета и настроен был серьезно: посетив Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь и обосновавшись в Париже, он некоторое время склонялся к амплуа исторического живописца — выполненная во время пенсионерской поездки картина «Арест графини д’Этремон», посвященная травле гугенотов во времена Варфоломеевской ночи в Париже, была приобретена цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) и обеспечила ему в 1876 году звание академика. На выставке она расположена рядом с «Правом господина» из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и «Цезарской забавой» из ее же запасников.

Container imageContainer imageContainer image

Все три картины выполнены в лучших академических традициях и вполне достойны парижских выставочных салонов того времени. Кстати, «Право господина» с сюжетом как будто специально на ярость феминисткам (знатному сеньору привели девушек накануне их свадьбы, и он выбирает, которую из них «опробовать» в постели перед первой брачной ночью) демонстрировалось в Париже на Весеннем салоне 1874 года (среди 1800 картин, отобранных по конкурсу). Это была первая картина Поленова, купленная Павлом Третьяковым. Могучий критик Владимир Стасов несколько лет спустя, когда Поленов уже поселился в Москве, пенял ему: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».

Тем не менее именно в Европе Поленов «нашел себя» в качестве пейзажиста. Многие написанные им во Франции пейзажи явно созданы под обаянием художников барбизонской школы, но летом 1874 года Илья Репин, друг и однокашник Поленова по Академии художеств (Репин тоже получил золотую медаль за свое «Воскрешение дочери Иаира», и с тех пор два «Воскрешения» постоянно сравнивают) пригласил его в Вель на побережье Нормандии, где оба пенсионера с увлечением занялись этюдами на пленэре (даже написали с натуры одну и ту же лошадку для сбора галечника), и Поленов «вдруг» стал настоящим импрессионистом, с цветными тенями и открытым, свободным движением кисти.

Container imageContainer imageContainer image

Поленов и Восток

Пройдя анфиладу с пейзажными работами 1870–1880-х годов и повернув в центральные залы выставки, вы оказываетесь в пространстве, посвященном картине «Христос и грешница» и работам, связанным с ее подготовкой, — главным образом это пейзажи из путешествий Поленова на Восток в 1881–1882 годах: Константинополь, Александрия, Каир, Палестина, Сирия, Греция. «В этих пейзажах Палестины и Египта — подлинное художественно-историческое значение Поленова в русском искусстве. В восточных этюдах Верещагина больше педантической правды, но в отношении живописном первым русским ориенталистом является Поленов» — в каталоге выставки цитируются слова критика Якова Тугендхольда, написанные в связи с выставкой Поленова в 1914 году. Интересны и термин «ориентализм», и сравнение с Василием Верещагиным — действительно, оба художника оказываются близки как в живописных приемах, так и эпическом складе своих картинных циклов. Рассматривая восточные пейзажи Поленова, вы словно оказываетесь туристом, который из сумрачного слякотного российского города перенесся в ослепительно солнечные ориентальные эмпиреи и под руководством опытного гида переезжает из города в город и осматривает всевозможные архитектурные и природные достопримечательности.

Container imageContainer imageContainer image

Поленов и евангельские сюжеты

Там же, вокруг «Христа и грешницы» и «Дочери Иаира» — картины серии «Из жизни Христа», над которой художник работал до 1909 года и которую считал чуть ли не делом всей своей жизни. В «Воскрешении дочери Иаира» Поленов фактически проиллюстрировал слова Христа «Не плачьте; она не умерла, но спит» — и показал сцену пробуждения. Вот почему всегда, когда сравнивают «Воскрешение...» Репина и Поленова, сравнение оказывается не в пользу последнего: мол, в его картине, в отличие от репинской, нет предвосхищения чуда.

Василий Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

Но Поленов в этом отношении был последователен: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец...». Никаких чудес: Поленов выбирает эпизоды, которые не попадают в освященные многовековой живописной традицией сюжеты (такие как Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря и многие другие), а оказываются «между» — он (как и в своих восточных пейзажах) словно берет зрителя за руку и в качестве гида и рассказчика ведет по маршруту странствий Иисуса: «И был там», «Исполнился премудрости», «Крестились от него», «Возвратился в Галилею в силе духа», «Поселился в Капернауме Приморском», «Решил идти в Иерусалим», «Марфа приняла его в дом свой» и так далее, причем самые травмирующие сюжеты Страстной недели дозируются очень скупо. Не пропустите здесь малоизвестную картину «Голгофа (“Стояли вдали”)» из Вятского художественного музея.

Василий Поленов. Голгофа («Стояли вдали…»). 1909. Холст, масло. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

Ученик Поленова Егише Татевосян писал, что серию картин «Из жизни Христа» «вернее было бы назвать “Путь Христа в пейзажах”. Подход Поленова к Христу был не религиозный, а весьма реальный. Каждый эпизод ему представлялся при современной бытовой обстановке на востоке (как будто происходило теперь) без чудес, конечно, а Христос с идеальной, нравственной, совершенной силой человек. Однажды в мастерской В.Д. мне сказал: “Не знаю, как Вы себе представляете Христа. Для меня, в жизни я вижу людей с чертами добрыми, напоминающими Христа. Вот Вы, жаль, не знакомы с П.П. Чистяковым, у него такой простой нрав и такие добрые глаза”» (великий педагог Павел Чистяков был наставником Поленова в последние месяцы его учебы в Академии художеств).

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Поленов и театр

В самом дальнем зале размещены работы Поленова, связанные с театром и архитектурой. Вообще устроители выставки всячески подчеркивают многосторонность Поленова, который был не только художником, но и архитектором, и педагогом, и театральным декоратором, и даже музыкантом и композитором (например, сочинил оперу «Призраки Эллады» на выдуманный античный сюжет — про скульптора, дерзнувшего воплотить в статуе Афродиты образ своей реальной возлюбленной. Опера длительностью около 50 минут, в которой сочетались пение и мелодекламация, была поставлена в 1906 году в Московской консерватории и прошла один раз).

Василий Поленов. Рисунок для авантитула альбома «Хроника нашего художественного кружка». 1894. Бумага, акварель. Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область. Изображение Афродиты в глубине — фрагмент декорации Поленова к опере «Призраки Эллады»

Театр — искусство эфемерное, и в случае осуществленных когда-то давно театральных постановок нам, как правило, приходится довольствоваться эскизами декораций и костюмов и свидетельствами современников о том, как это выглядело на самом деле. И в случае с Поленовым эскизы и воспоминания убеждают: это было волшебно, тем более что художник, как правило, работал для небольших любительских сцен вроде подмостков в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцеве, придумав «единую декорацию», где в одном холсте воссоздавались и глубина пространства с пейзажами и архитектурой, и всевозможная обстановка и предметы, нужные для действия.

В 1883 году Мамонтов поставил в Абрамцеве оперу «Алая роза» по сказке Шарля Перро «Красавица и чудовище» (существует русский аналог этого сюжета — «Аленький цветочек» Сергея Аксакова). Либретто сочинил сам Мамонтов, а музыку написал Николай Кротков, прошедший в Вене школу Иоганнеса Брамса. Местом действия Мамонтов выбрал средневековую Испанию, а Поленов исполнил декорации (а еще сыграл роль мавра). Сохранились акварельные эскизы декораций, от которых (от декораций, то есть) бледнели от восторга лучшие театральные художники молодого поколения — и Коровин, и Бакст, и Головин. Виктор Васнецов прямо называл декорации Поленова гениальными: «Его [Поленова] декорации к “Алой розе“ — гениальные декорации, говорю это смело при таких свидетелях, как, напр[имер], Репин. Надо быть волшебником, чтобы перенести нас в эти сказочные дворцы и сады».

Container imageContainer image

Окончание

Выставка Поленова завершается пейзажами 1900-х годов. Поленов умер в 1927 году в возрасте 83 лет, последние 15 лет он почти безвыездно жил в своей усадьбе, занимаясь организацией собственных выставок и сочиняя и создавая картины для светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света» — аттракциона, ставшего одним из самых привлекательных экспонатов его усадьбы-музея (реконструкцию диорамы можно увидеть на антресолях выставки на Крымском Валу, просмотр строго по расписанию. Оригинал хранится в Музее-заповеднике «Поленово»). Все волны и бури революции его не коснулись.

Публикации

События

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100