Топ-50 самых влиятельных фигур в российском искусстве 2017 года
«Артгид» представляет ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в современном искусстве.
Иллюстрация: Павел Пепперштейн специально для «Артгида»
Зачем мы это делали. В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинуло большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида» и в этом году составляем ежегодный рейтинг уже в пятый раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.
Как мы это делали. В 2013 году, когда мы делали рейтинг «Артгида» в первый раз, мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В 2014 году мы впервые сформировали три профессиональных жюри, в первое из которых вошли журналисты, во второе — культуртрегеры (в 2014 году это были главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны, в 2015-м — коллекционеры), а в третье — художники. В 2016 году мы попытались отойти от москвацентризма и пригласили в жюри кураторов и культуртрегеров, которые работают в регионах, охватив тем самым географию современного искусства от Владивостока до Ростова-на-Дону и от Санкт-Петербурга до Красноярска. В этом году в наше единое жюри также вошли журналисты и арт-критики, кураторы, коллекционеры, музейные сотрудники, художники из разных городов.
Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и другие, в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2017 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще, например, делал выставки), так как их влиятельность нам и без того очевидна.
Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2017 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 персон (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников), получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список.
- Артем Филатовхудожник, куратор. Живет и работает в Нижнем Новгороде
- Леонид Тишковхудожник. Живет и работает в Москве
- Галина Тимченкогенеральный директор и учредитель новостного проекта Meduza. Живет и работает в Риге
- Анна Пьянковадиректор Уральского филиала Государственного центра современного искусства в составе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Живет и работает в Екатеринбурге
- Сергей Поповисторик искусства, основатель галереи pop/off/art. Живет и работает в Москве
- Николай Палажченкоарт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, VIP Representative Russia & CIS Countries ярмарки Art Basel. Живет и работает в Москве
- Снежана Кръстевакуратор Музея современного искусства «Гараж», сокуратор Первой триеннале российского современного искусства. Живет и работает в Москве
- Мария Кравцовашеф-редактор портала «Артгид». Живет и работает в Москве
- Полина Канисхудожник. Живет и работает в Москве
- Антон Долинглавный редактор журнала «Искусство кино». Живет и работает в Москве
- Александра Даниловакуратор, заместитель заведующего Галереей искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Живет и работает в Москве
- Павел Герасименкоарт-критик. Живет и работает в Санкт-Петербурге
- Дмитрий Волковколлекционер, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, председатель попечительского совета фонда ГЦСИ «Арсенал». Живет и работает в Москве
- Наиля Аллахвердиеваарт-директор Пермского музея современного искусства PERMMМ. Живет и работает в Перми
- Ярослав Алешинруководитель Музея Вадима Сидура. Живет и работает в Москве
- Свернуть
Зельфира Трегулова
(9-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Государственной Третьяковской галереи. В этом году галерея провела ребрендинг, переименовав Государственную Третьяковскую галерею на Крымском Валу в Новую Третьяковку, приняв новый фирменный стиль и логотип, и стала брендом (Роспатент признал галерею общеизвестным в РФ товарным знаком). Изменения коснулись и территории вокруг исторического здания галереи в Лаврушинском переулке, где был открыт для пешеходов внутренний двор. Также была запущена программа «Друзья Третьяковки», цикл виртуальных экскурсий во «ВКонтакте» и мультимедийный проект «Музеи по соседству». Среди главных выставок ГТГ в этом году: «Некто 1917», «Эль Лисицкий / El Lissitzky», «Оттепель», «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», отдельным событием стало появление в экспозиции Новой Третьяковки отреставрированного орнитоптера-махолета «Летатлин» Владимира Татлина, который поступил в галерею на временное хранение из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ. А еще в этом году Третьяковка получила в дар работы Дмитрия Жилинского, Эрика Булатова, Гелия Коржева и Андрея Кузькина и подписала соглашение о создании филиала галереи во Владивостоке. Помимо этого Новая Третьяковка приняла у себя основной проект 7-й Московской биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (куратор Юко Хасэгава). Но новостью года, которая, вероятно, и сделала Зельфиру Трегулову самым влиятельным человеком в русском искусстве, стало недавнее известие о том, что здание на Крымском Валу, которое Третьяковская галерея делит с ЦДХ, будет полностью передано галерее.
- Свернуть
Марина Лошак
(8-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В этом году выступила автором идеи выставки «Грузинский авангард: 1900–1930-е» в ГМИИ им. А.С. Пушкина (2016–2017) и куратором суперпроекта «Сокровища Нукуса» (сокуратор Анна Чудецкая), а также стала сокуратором проекта ГМИИ в рамках Венецианской биеннале «Человек как птица. Образы путешествий» (совместно с Ольгой Шишко). Также в 2017 году музей организовал такие крупные выставки, как «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)», «Хаим Сутин. Ретроспектива», «Октябрь» Цай Гоцяна и другие. Истекающий в конце 2017 года контракт с Мариной Девовной в декабре был продлен министерством культуры.
- Свернуть
Антон Белов
(2-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Музея современного искусства «Гараж». С 10 марта по 14 мая в музее прошло главное, вероятно, событие года — Первая триеннале современного искусства, объединившая художников со всей России, также музей продолжил развивать уникальную инклюзивную программу для людей с инвалидностью, включающую курс подготовки глухих экскурсоводов и издание словаря терминов современного искусства на жестовом языке. В 2017 году был объявлен старт грантовой программы для молодых художников «Искусство и технологии» и продолжен грантовый проект «ГАРАЖ.txt», адресованный исследователям, пишущим на русском языке о современном искусстве и культуре, прошло множество концертов, лекций, дискуссий и кинопоказов. Осенью в музее открылся первый в России масштабный проект японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Среди других выставочных проектов музея стоит отметить выставки Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения», Уго Рондиноне «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги», проекты «Холин и Сапгир. На правах рукописи», «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», «По направлению к источнику», «Музыка на костях» и «Худпром Конго: живопись для народа». В рамках программы Garage Atrium Commissions была реализована масштабная инсталляция Ирины Кориной «Хвост виляет кометой» (также музей поддержал участие Кориной в главном проекте 57-й Венецианской биеннале современного искусства и помог Полине Канис с выставкой в мюнхенском Доме искусства). Летом в екатеринбургском Ельцин-центре была показана выставка «Гаража» «Единомышленники», также музей принял участие в выставке «Астана ЭКСПО-2017». В Бруклинском музее был показан подготовленный музеем масштабный выставочно-исследовательский проект «“Свидетельства”: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго». И, наконец, в декабре «Гараж» объявил о запуске онлайн-платформы Russian Art Archive Network (RAAN, Сеть архивов российского искусства) — каталога документов российского современного искусства.
- Свернуть
Роман Абрамович и Дарья Жукова
(1-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Основатели Музея современного искусства «Гараж». В сентябре Дарья Жукова и Роман Абрамович вошли в топ-200 самых влиятельных коллекционеров мира по версии ARTnews. Созданный Жуковой фонд «Айрис» продолжает проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» в Санкт-Петербурге: в июле открылась «Бутылка» — третье по счету отреставрированное историческое здание на острове Новая Голландия. Что касается главного российского проекта — Музея «Гараж», — то в этом году он порадовал зрителей масштабным проектами японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», выставкой Рэймонда Петтибона и Первой триеннале современного искусства, объединившей художников со всей России. Подготовленный кураторами музея выставочно-исследовательский проект «“Свидетельства”: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго» с успехом прошел в Бруклинском музее.
- Свернуть
Михаил Пиотровский
(7-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Государственного Эрмитажа в этом году был переизбран на пост президента Союза музеев России (кандидатуру Пиотровского единогласно поддержали представители 86 музеев). Михаил Борисович в начале года вступил в очередной диалог с РПЦ, предложив церкви отозвать ходатайство о передаче ей Исаакиевского собора, подписал меморандум о совместых проектах в целях защиты культурных ценностей с ЮНЕСКО, вместе с актером Константином Хабенским принял участие в съемках VR-фильма об Эрмитаже и подписал трехстороннее соглашение о намерении создать культурно-познавательный центр «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Сам Эрмитаж по итогам года вошел в топ-25 самых популярных у туристов музеев мира по версии сервиса для путешественников TripAdvisor, дополнился экспозицией «Музея российской гвардии» в залах Главного штаба и расцветился алым в рамках юбилейно-революционного проекта «Штурм Зимнего». Впрочем, в этом году крупнейший музей России и его директор переживали и неприятные моменты: летом компания «Мехстройтранс», являющаяся подрядчиком строительства фондохранилища Государственного Эрмитажа, подала иск к музею в арбитражный суд (иску предшествовали обыски в строительных службах музея и изъятие документов сотрудниками ФСБ).
- Свернуть
Ольга Свиблова
(3-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор московского Мультимедиа Арт Музея. В этом году музей представил около 30 выставок в Москве, в том числе выставки Константина Бранкузи, Сары Мун, Игоря Мухина, Робера Лепажа, также музей активно осваивал регионы, показав выставки «Отоваренная мечта» в Нижнем Новгороде, Улан-Удэ и Иркутске, а проект «Россия. 1917 год» в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Калининграде и Норильске и др.
- Свернуть
Леонид Михельсон
(6-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Бизнесмен, совладелец компаний «Новатэк» и «Сибур», самый богатый россиянин в глобальном рейтинге миллиардеров Forbes, коллекционер, основатель фонда V-A-C. 2017 год стал переломным годом для фонда — в феврале широкая публика смогла впервые попасть в пространство ГЭС-2, где развернулся междисциплинарный проект «Геометрия настоящего» (после его закрытия началась масштабная реконструкция здания по проекту звездного архитектора Ренцо Пьяно). В мае V-A-C открыл свою постоянную площадку в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere), где была показана организованная совместно с Чикагским институтом искусств выставка «пространство сила конструкция». В Москве фонд организовал проект «V-A-C Live: Тино Сегал» в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а также показал выставки «Опыты нечеловеческого гостеприимства» и «Московские дневники» в рамках экспериментальной программы «Карт-бланш» Московского музея современного искусства. Также фонд продолжил сотрудничество с лондонской галереей Whitechapel и антверпенским музеем современного искусства M KHA.
- Свернуть
Алиса Прудникова
(10-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Глава дирекции по региональному развитию РОСИЗО, комиссар Уральской биеннале, которая в этом году прошел в четвертый раз. В этом году в главном здании ГЦСИ на Зоологической улице открылся зал для выставок региональных филиалов, где были показаны подготовленная волжским филиалом центра выставка «Жизнь живых» и проект «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала». Осенью в Екатеринбурге в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина прошел форум «Искусство как предприятие», гостями которого стали главный хранитель искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии Ксавье Декто, профессор культурной экономики Городского университета Лондона Энди Прэтт, урбанист Барбара Холуб и другие специалисты по культурному проектированию, управлению и экономике.
- Свернуть
Виктор Мизиано
(4-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор, критик, главный редактор «Художественного журнала». В этом году открылась третья часть его проекта «Удел человеческий» («СЕССИЯ III. ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ. Травма, память, забвение, знание. Выставка “Дом с привидениями”») в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в Москве.
- Свернуть
Василий Церетели
(5-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА), в котором в этом году были показаны выставки «Модернизм без манифеста: собрание Романа Бабичева», ретроспектива Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору» и группировки ЗИП «Остановка «ДК ЗИП», «Александр Косолапов. Ленин и кока-кола», «НАИВ...НО» (совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства), выставка студии «Непокоренные» — «Проспект Непокоренных» и другие. Также в этом году в музее открылся Образовательный центр, в который было переоборудовано здание в Ермолаевском переулке. Также Московский музей современного искусства запустил новую экспериментальную программу «Карт-бланш» и продолжил развивать междисциплинарные практики в рамках стратегического партнерства ММОМА и Международного фестиваля-школы TERRITORIЯ. В начале осени в столице Колымы открылся фестиваль современного искусства «Территория. Магадан», в рамках которой музей показал ретроспективную выставку Василия Шухаева (1887–1973) и помог местным музейщикам атрибутировать мэтру несколько графических работ.
- Свернуть
Тереза Мавика
(11-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор фонда V-A-C. 2017 год стал переломным годом для фонда — в феврале широкая публика смогла впервые попасть в пространство ГЭС-2, где развернулся междисциплинарный проект «Геометрия настоящего» (после его закрытия началась масштабная реконструкция здания по проекту звездного архитектора Ренцо Пьяно). В мае V-A-C открыл свою постоянную площадку в Венеции — палаццо Дзаттере (Palazzo delle Zattere), где была показана организованная совместно с Чикагским институтом искусств исследовательская выставка «пространство сила конструкция». В Москве фонд организовал проект «V-A-C Live: Тино Сегал» в Новой Третьяковке и Музее архитектуры имени А.В. Щусева, а также показал выставки «Опыты нечеловеческого гостеприимства» и «Московские дневники» в рамках экспериментальной программы «Карт-бланш» Московского музея современного искусства. Также фонд продолжил сотрудничество с лондонской галереей Whitechapel и антверпенским музеем соверменного искусства M KHA. Весной 2017 было объявлено об изменениях в командном составе фонда — в сентябре пост художественного директора V-A-C занял бывший художественный директор музея Тейт Ливерпуль Франческо Манакорда.
- Свернуть
Екатерина Иноземцева
(29-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор Музея современного искусства «Гараж» и член экспертного совета грантовой программы «Искусство и технологии» музея. В 2017 году Иноземцева выступила куратором выставки японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» и сокуратором Первой триеннале российского современного искусства.
- Свернуть
Анна Гор
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Директор отметившего в этом году свое двадцатилетие Волго-Вятского филиала музейно-выставочного объединения «ГЦСИ-РОСИЗО». Среди крупных выставок, прошедших в этом году на главной площадке филиала — нижегородском Арсенале — можно назвать проект «Свежий слой», посвященный отношениям нижегородского стрит-арта с народными традициями и декоративно-прикладным искусством Нижегородского региона, «Отоваренная мечта» — экскурс в историю советского дефицита и исследование взаимоотношений дефицита и рекламы и «Простые чувства». Подготовленная Волго-Вятским филиалом выставка «Жизнь живых» с успехом прошла в залах московского ГЦСИ на Зоологической улице.
- Свернуть
Борис Гройс
(16-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Философ, куратор, один из теоретиков московского концептуализма. В этом году курировал выставку (показал работы из коллекции Георгия Костаки) в выставке «Искусство без смерти: Русский космизм» (Art Without Death: Russian Cosmism, куратор Ансельм Франке) в Доме Культур Мира HKW в Берлине. Также в 2017 году издательство «Ад Маргинем Пресс» и Музей современного искусства «Гараж» выпустили сборник ранних статей Гройса (1976–1990).
- Свернуть
Семён Михайловский
(43-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, комиссар павильона России на биеннале в Венеции. В мае 2017 года в рамках 57-й Венецианской биеннале современного искусства в Русском павильоне в садах Джардини открылся названный в честь знаменитого атласа XVI века Theatrum Orbis Terrarum российский проект, соединивший работы Гриши Брускина, Саши Пироговой и группы Recycle. В ноябре в интервью газете «КоммерсантЪ» Михайловский рассказал, что планирует показать на 16-й архитектурной биеннале в Венеции в 2018 году проект под названием «Свободное пространство», главным партнером которого станут ОАО «Российские железные дороги», а также упомянул, что главным партнером Русского павильона на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году станет Государственный Эрмитаж.
- Свернуть
Валентин Дьяконов
(24-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор исследовательского отдела Музея современного искусства «Гараж». В этом году выступил сокуратором таких выставочных проектов, как «Простые чувства» в Нижегородском Арсенале, «На маяк» в Пермском музее современного искусства PERMM и «Модернизм без манифеста» в Московском музее современного искусства. Собственный кураторский проект Дьяконова «Смех в зале» был показан в самарской галерее «Виктория». В Музее современного искусства «Гараж» Дьяконов выступил сокуратором выставки «Худпром Конго: народная живопись», дополнив ее «чукотским павильоном».
- Свернуть
Ирина Прохорова
(44-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Сооснователь фонда Михаила Прохорова, деятельность которого направлена на интеграцию российской культуры в общемировое культурное пространство, и глава издательского дома «Новое литературное обозрение», где в этом году вышли монографии Мишеля Пастуро «Зеленый. История цвета», Ирины Шевеленко «Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России», Виктора Мартиновича «Родина. Марк Шагал в Витебске» и Алека Эпштейна «Забытые герои Монпарнаса: Художественный мир русско-еврейского Парижа, его спасители и хранители», а также было издано важнейшее для историков и теоретиков искусства двухтомное издание «Искусство как язык — языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов». Также издательство выпустило книги Дмитрия Александровича Пригова «Монстры. Чудовищное/Трансцендентное» и Павла Пепперштейна «Предатель ада».
- Свернуть
Владимир Потанин
(14-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Бизнесмен, учредитель Благотворительного фонда В. Потанина, реализующего масштабные программы в сфере образования и культуры, среди которых направленная на поддержку высшего образования в России стипендиальная программа, гранты музеям в программе «Меняющийся музей в меняющемся мире», конкурс региональной культурной журналистики «Искусный глагол», программа «Музейный гид», индивидуальные или групповые стажировки сотрудников российских и зарубежных музеев «Музейный десант» и пополнение целевых капиталов организаций-победителей (как правило, региональных музеев и университетов) программы Фонда по развитию целевых капиталов. В рамках программы «Первая публикация» в этом году был издан шикарный альбом «Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края», также фонд поддержал выставку «Строгановы-коллекционеры» в Пермской государственной художественной галерее, выступил партнером Томского государственного университета в проведении III форума академического фандрайзинга и международного форума «Искусство как предприятие» в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге. В июне 2017 года Владимир Потанин лично передал в дар Государственной Третьяковской галерее работу Эрика Булатова «Картина и зрители».
- Свернуть
Маргарита Пушкина
(15-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Учредитель ярмарки современного искусства Cosmoscow, в этом году прошедшей в пятый раз и принесшей, по уверению организаторов, галеристам и художникам около €1,16 млн. Также фонд Cosmoscow передал в дар Третьяковской галерее три работы Андрея Кузькина и объявил о том, что победителем совместной грантовой программы ярмарки и компании Ruinart Art Patronat стал художник Алексей Мартинс.
- Свернуть
Дмитрий Озерков
(23-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Куратор, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21», попечитель Calvert 22. В 2017 году Озерков стал куратором выставочных проектов «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову» и «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930-х годов». В феврале 2017 года Озерков выступил на международной конференции «ЗИЛАРТ. Искусство и машина» с докладом «Музей как машина по производству сложных смыслов», а чуть позже снялся в клипе группы «Ленинград» «Это чисто Питер».
- Свернуть
Владимир Овчаренко
(17-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Владелец галереи «Риджина», учредитель первого российского аукциона современного искусства VLADEY. В 2017 году аукцион провел торги восемь раз.
- Свернуть
Анатолий Осмоловский
(20-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Художник, куратор, основатель Института современного искусства и теории «База», который занимается образованием молодых художников. В качестве куратора Осмоловский в этом году показал в Петербурге выставку «Ура… Скульптура!» и собирается открыть 26 декабря в пространстве аукционного дома Vladey на «Винзаводе» коллективную выставку «Против всех 2018» — проект, апеллирующий к инициативе Осмоловского (вернее, проекту внеправительственной контрольной комиссии и журнала «Радек») 1999 года. Анатолий Осмоловский стал первым в истории рейтинга «Артгида» человеком, вошедшим одновременно в топ-50 влиятельных культуртрегеров и топ-20 художников.
- Свернуть
Алексей Новосёлов
(25-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Заместитель директора Московского музея современного искусства (ММОМА) по экспозиционной и выставочной работе, член экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства и жюри международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. В этом году в ММОМА прошли выставки «Модернизм без манифеста: собрание Романа Бабичева», «Александр Косолапов. Ленин и кока-кола», «НАИВ...НО» (совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства), «Проспект Непокоренных», ретроспективы Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору» и группировки ЗИП «Остановка «ДК ЗИП». В этом году в музее открылся Образовательный центр, в который было переоборудовано здание в Ермолаевском переулке. Также Московский музей современного искусства запустил новую экспериментальную программу «Карт-бланш» и продолжил развивать междисциплинарные практики в рамках стратегического партнерства ММОМА и Международного фестиваля-школы TERRITORIЯ. В начале осени в столице Колымы открылся фестиваль современного искусства «Территория. Магадан», в рамках которой музей показал ретроспективную выставку Василия Шухавева (1887 — 1973) и помог местным музейщикам атрибутировать мэтру несколько графических работ.
- Свернуть
Екатерина и Владимир Семенихины
(31-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Меценаты, коллекционеры, основатели фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». В этом году фонд представил выставки группы «Синий суп» «ХХI», Дмитрия Грецкого и Евгении Кац Living Space, Марчелло Ло Джудиче «Эдем. Далекие планеты» и третью часть проекта куратора Виктора Мизиано «Удел человеческий» («СЕССИЯ III. ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ. Травма, память, забвение, знание. Выставка “Дом с привидениями”»), организаторами которого стали ГЦСИ в составе ГМВЦ «РОСИЗО», Московский музей современного искусства, Еврейский музей и центр толерантности.
- Свернуть
Софья Троценко
(36-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Директор Центра современного искусства «ВИНЗАВОД», который в этом году отпраздновал свое десятилетие, декан факультета дизайна Института общественных наук (ИОН) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Юбилейный год центр отметил проектом «Прощание с вечной молодостью» — программой из 12 выставок представителей нового поколения в современном российском искусстве, среди которых Егор Кошелев, Миша Most, Дмитрий Венков, Владимир Логутов, группы Urban Fauna Lab и Recycle, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП и др. В декабре «Винзавод» разослал релиз, в котором объявил о решении в будущем сосредоточится не на выставочной деятельности, а на программе New Names («Новые имена») и образовательных проектах. В ближайшем будущем центр представит три новые программы: ежегодный конкурс для кураторов «Винзавод VISION», финалисты которого получат финансовую поддержку и возможность реализовать проект на одной из площадок «Винзавода»; нацеленную на воспитание новой генерации российской арт-критики и преодоление разрыва между искусством и обществом «Лабораторию художественной критики» и проект «Винзавод Open», который должен объединить лучшие российские образовательные инициативы в области искусства. Фотопроект Best of Russia завершит свою работу юбилейной выставкой. Из неприятного — в мае на «Винзаводе» прошел обыск в связи с делом «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова.
- Свернуть
Иосиф Бакштейн
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Куратор, почетный комиссар основанной им в нулевых Московской биеннале современного искусства. В 2016 году Бакштейн заявил, что покидает пост комиссара биеннале, потому что видит необходимость сосредоточиться на созданном им Институте проблем современного искусства. В 2017 году Бакштейн стал лауреатом премии Montblanc de la Culture за вклад в развитие культуры и искусства и открыл в Московском музее современного искусства выставку «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» (куратор Евгения Гершкович), на которой было представлено его обширное собрание.
- Свернуть
Екатерина Кибовская
(21-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Комиссар Московской международной биеннале молодого искусства. В этом году биеннале объявила куратора грядущей VI биеннале — итальянку Лукрецию Калабро Висконти. Кибовская возглавляет одно из структурных подразделений РОСИЗО — дирекцию по специальным проектам, которая в этом году была сосредоточена на презапуске Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Премия сменила логотип и фирменный стиль (над ними работал дизайнер Андрей Шелютто) и пересмотрела конкурсные номинации, среди которых теперь «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Новая генерация», «Образовательный проект» и «Региональный проект» (размер премии в каждой номинации составляет 500 тыс. рублей). Также оргкомитет премии совместно с фондом «U-Art: Ты и искусство» (основатели Тамаз и Ивета Манашеровы) учредил номинацию «Книга года: теория и история современного искусства» (размер премии в этой номинации составил 300 тыс. рублей).
- Свернуть
Елена Селина
(13-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Соосновательница XL Галереи и XL Projects. В этом году в пространстве галереи на «Винзаводе» были показаны персональные выставки Юлии Заставы, Ильи Долгова, Владислава Мамышева-Монро, Екатерины Муромцевой, Игоря Мухина, Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой и групповой проект «Между волком и собакой». Также в 2017 году Селина выступила куратором больших музейных проектов группировки ЗИП «Остановка "ДК ЗИП"» в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, Александры Дементьевой «10 инсталляций» в Московском музее современного искусства на Петровке и ретроспективы группы «Синий суп» «ХХI» в фонде «ЕКАТЕРИНА».
- Свернуть
Ольга Шишко
(22-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Заведующая отделом кино и медиаискусства Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, куратор, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб». В 2017 году ГМИИ им. Пушкина впервые принял участие в параллельной программе Венецианской биеннале современного искусства, представив выставку «Человек как птица. Образы путешествий» (куратор Ольга Шишко и Марина Лошак).
- Свернуть
Николай Палажченко
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Арт-менеджер, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, VIP Representative Russia & CIS Countries ярмарки Art Basel. В этом году выступил в качестве автора идеи и куратора юбилейного проекта «Винзавода» «Прощание с вечной молодостью» — программы из 12 выставок представителей нового поколения в современном российском искусстве, среди которых Егор Кошелев, Миша Most, Дмитрий Венков, Владимир Логутов, группы Urban Fauna Lab и Recycle, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП и др.
- Свернуть
Александр Боровский
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, который в этом году подготовил выставки Эдварда Беккермана «Рай», проект «Видеоискусство в Мраморном дворце (звук, танец, перформанс)» и др. Также в этом году Александр Давидович частенько бывал в Москве: в рамках образовательной программы Московской международной биеннале современного искусства прочитал лекцию на тему: «Канон в советском искусстве: форма, идеология, сознание», заседал на круглом столе в рамках выставки «Модернизм без манифеста». В конце года выступил на дискуссии «Музей и общество. Границы свободы» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, но самое главное — получил премию Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» за работу «Как-то раз Зевксис с Паррасием… Современное искусство: практические наблюдения».
- Свернуть
Катя Бочавар
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Куратор муниципальных галерей «ГРАУНД Песчаная» и «ГРАУНД Ходынка».В «ГРАУНД Ходынка» прошла групповая выставка-инсталляция пермских художников «Монологи», организованная совместно с композитором Владимиром Ранневым, а в октябре на базе галерей был создан Художественный междисциплинарный антитеатр. Выступления Бочавар прошли в рамках лаборатории Per Forma и на дискуссии «Музей меняет город» в институте «Стрелка».
- Свернуть
Шалва Бреус
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Коллекционер, основатель BREUS Foundation и премии Кандинского, в этом году фонд начал издавать серию книг под названием «Новые классики». Уже вышли монографии, посвященные творчеству Виктора Пивоварова, Бориса Орлова, Эрика Булатова и Михаила Рогинского. Также в конце года Шалва Бреус приподнял завесу тайны, закрывающую уже несколько лет проект его частного музея, который планировалось открыть в здании столичного кинотеатра «Ударник». Если коротко — музея в «Ударнике» не будет, последним событием фонда в пространствах шедевра Бориса Иофана стала церемония вручения очередной премии Кандинского.
- Свернуть
Дмитрий Волков
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Коллекционер, основатель фонда SDV Arts & Science Foundation, патрон Музея современного искусства «Гараж» и партнер стипендиальной программы музея (грант «Искусство и технологии»). В этом году и организовал резиденцию для молодых художников, работающих в области science art, возглавил попечительский совет фонда «Культурная столица Поволжья». Также Фонд Волкова выступил официальным партнёром главной российской премии в области современного искусства «Инновация». В августе 2017 года Дмитрий Волков представил на фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок в США совместный с Андреем Бартеневым проект Aliens? – Yes!.
- Свернуть
Марат Гельман
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Экс-политтехнолог и экс-галерист живет и работает в Черногории, но по-прежнему активно выступает в сети с заявлениями по поводу текущих художественных событий в России. В этом году стал одним из кураторов выставки Art Riot: Post-Soviet Actionism в лондонской галерее Саатчи и объявил о запуске рабочей версии онлайн-проекта WhatWhere, работающего по принципу агрегатора и освещающего культурную жизнь в больших и малых городах.
- Свернуть
Дмитрий Ханкин
(26-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Галерист, совладелец галереи «Триумф», в которой в этом году были показаны проекты Александра Бродского, CrocodilePOWER и Шандора Саса, Дмитрия Булныгина, Антонины Баевер и Арнольда Вебера, Антона Морокова, Александра Морозова, Uno Moralez и многих других художников. При поддержке галерее прошла ретроспектива Алексея Беляева-Гинтовта «X» в Московском музее современного искусства, выставки группы Recylce в ГМИИ им. А.С. Пушкина и на «Винзаводе» и состоялись многие другие художественные события. «Триумф» поддержал и павильон России на 57-й Венецианской биеннале современного искусства — групповой проект Theatrum Orbis Terrarum, соединивший работы Гриши Брускина, Саши Пироговой и группы Recycle.
- Свернуть
Симон Мраз
(34-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Директор Австрийского культурного форума, куратор. В этом году в качестве идеолога и куратора подготовил выставку международной команды художников в Биробиджане и основной проект «мир и мiръ» Красноярской музейной биеннале.
- Свернуть
Сергей Перов
(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал, в топ-50 по мнению журналистов занял 32-е место) Директор музейно-выставочного объединения «ГЦСИ-РОСИЗО». В этом году в ГЦСИ открылся зал для постоянных выставок региональных филиалов в главном здании на Зоологической улице, а на ВДНХ заработал Павильон книги. Двумя самыми масштабными проектами объединения стали выставка «Прощай, оружие» в Калининграде и IV Уральская индустриальная биеннале под кураторством Жоана Рибаса. Была реформирована Государственная премия в области современного искусства «Инновация», управляемая ГЦСИ-РОСИЗО. Также Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» стал одним из организаторов выставки «Строители нового мира. Коминтерн. 1918−1924» в московском Манеже, представил в Самарском художественном областном музее выставку «Семейные ценности» и коллективную выставку молодых российских художников «Современный взгляд через призму эпох» на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи. В медиацентре открывшегося в сентябре этого года парка «Зарядье» «РОСИЗО» совместно с природно-ландшафтным парком «Зарядье» и Русским географическим обществом представил выставку «Русская Арктика». Неоднозначным событием этого года для «РОСИЗО» стала организованная центром выставка «Актуальная Россия: игра в классиков», открывшаяся в начале декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
- Свернуть
Саша Обухова
(35-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Архивист, основатель архива и фонда «Художественные проекты», куратор научного отдела Музея современного искусства «Гараж». В этом году Обухова выступила сокуратором Первой триеннале российского современного искусства, инициировала и продолжила развивать проект «Открытые системы», посвященный самоорганизациям. В декабре музей объявил о запуске онлайн-платформы Russian Art Archive Network (RAAN, Сеть архивов российского искусства) — каталога документов российского современного искусства.
- Свернуть
Роман Бабичев
(Дебютант рейтинга «Артгида».) Коллекционер. Собрание Бабичева легло в основу двухчастного выставочного проекта «Модернизм без манифеста» в Московском музее современного искусства (кураторская группа: Роман Бабичев, Надя Плунгян, Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Ольга Давыдова, Мария Силина) — первой состоявшейся попытки ревизии и пересмотра советского искусства. К выставке приурочен выход пятитомного каталога собрания Бабичева.
- Свернуть
Владимир Смирнов и Константин Сорокин
(18-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Меценаты, коллекционеры, владельцы фонда собственного имени, который занимается поддержкой и продвижением молодых российских художников. В этом году в рамках 7-й Московской биеннале современного искусства фонд представил групповую выставку «Оргия вещей» (кураторы Владимир Логутов и Илья Саморуков, среди участников Антон Бунденко, Иван Горшков, Пётр Кирюша, Денис Кошкарёв, Кирилл Макаров, Роман Минаев и др.). При поддержке фонда прошла выставка студентов Института современного искусства и теории «База» «Об искусстве можно только мечтать», а также персональная выставка Ильи Гришаева «Ее лозунг дальше» в Воронежском центре современного искусства и др.
- Свернуть
Наиля Аллахвердиева
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала.) Арт-директор Пермского музея современного искусства PERMM. В этом году музей, сменивший в конце года директора (им стала экс-директор предметно-языковой школы «Дуплекс» Вера Никольская), показал выставки Саши Фроловой PARADIZARIUM, Дмитрия Булныгина «Ничто не совершенно», Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной «Низкая облачность», экспериментальную групповую выставку «Запахи. Звуки. Заводы» по итогам путешествия российских художников по заводам Перми и Пермской области, созданную детьми выставку «Пермское доброе» и др.
- Свернуть
Зураб Церетели
(48-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Президент Российской академии художеств. Стал автором памятника поэтессе Марине Цветаевой, который установят в Москве в 2018 году. В декабре 2017 года в городе Апатиты появился памятник поэту Александру Сергеевичу Пушкину, подаренный городу телеведущим Андреем Малаховым. Автором монумента выступил Зураб Константинович.
- Свернуть
Ирина Антонова
(45-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Отметившая в этом году на рабочем месте свой 95-й день рождения, президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в этом году выступила в качества автора идеи и проекта «Передвижники и импрессионисты. На пути в XX век» в ГМИИ. В эфире авторской программы Владимира Познера на Первом канале Ирина Александровна вновь затронула больную тему возрождения в Москве Музея нового западного искусства.
- Свернуть
Сергей Хачатуров
(33-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В этом году Хачатуров выступил куратором проекта «Готика Просвещения» в Музее архитектуры им. А.В. Щусева и в фонде IN ARTIBUS, а также выставки-триллера «Призрак – рыЦАРЬ», которая была посвящена «русскому Гамлету» императору Павлу I в Музее-заповеднике «Царицыно».
- Свернуть
Алина Сапрыкина
(47-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Руководитель музейного объединения «Музей Москвы», который объединяет Провиантские склады, Музей археологии Москвы, Старый Английский двор, Музей истории Лефортово, Усадьбу Влахернское-Кузьминки. В этом году музей обзавелся еще одной площадкой — 8 декабря 2017 года в Столешниковом переулке состоялось открытие Центра Гиляровского. Из выставок музея стоит выделить такие проекты, как «Московская оттепель. 1953–1968», «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет истории страны и человека», «Оформляя город», «Старая квартира», а также конференцию «Музей как место встречи прошлого и будущего города», которая прошла в Провиантских складах в начале декабря. К открытию парка «Зарядье» музей подготовил специальную экскурсионную программу «Путешествие по Зарядью» — первых посетителей парка встречали олимпийская чемпионка Татьяна Навка, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, главный археолог Москвы Леонид Кондрашев.
- Свернуть
Алиса Савицкая
(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовала, в топ-50 по мнению журналистов заняла 50-е место.) Начальник отдела выставок Волго-Вятского филиала ГЦСИ-РОСИЗО. В этом году совместно с художником Артемом Филатовым показала в залах московского ГЦСИ подготовленную для нижегородского Арсенала выставку «Жизнь живых», посвященную взаимоотношениям искусства и города, включающую в себя работы Александра Родченко, Штефана Балкенхола, Михаила Рогинского и молодых российских художников. В Нижнем показала «Простые чувства» — заключительную часть проекта «Жизнь живых» (Савицкая возглавила кураторскую группу в составе Анастасии Полозовой, Валентина Дьяконова и Алексея Корси). Также в этом году Алиса Савицкая стала одним из победителей конкурса Музея современного искусства «Гараж» «ГАРАЖ.txt» на лучшее исследование о современном искусстве и культуре на русском языке. Грантом было отмечено исследование «Краткая история нижегородского уличного искусства» (совместно с художником Артемом Филатовым).
- Свернуть
Андрей Сарабьянов
(В сводном рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал, в топ-50 по мнению журналистов занял 42-е место.) Искусствовед, эксперт и издатель, исследователь искусства русского авангарда, один из создателей Энциклопедии русского авангарда (печатные издания и интернет-портал), куратор Центра авангарда в Еврейском музее и центре толерантности. В этом году провел в ЕМиЦТ вторую выставку двухчастного проекта «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Также в начале 2017 года было объявлено, что Еврейский музей и центр толерантности совместно с Энциклопедией русского авангарда, Государственным институтом искусствознания и рядом московских вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГХПА им. С.Г. Строганова) запускает научную программу, включающую в себя изучение авангардного искусства студентами и магистрантами, поддержку молодых ученых, организацию научных событий и профессиональных дискуссий по актуальным темам, публикацию научных сборников и монографий, международные научные обмены, участие в международных и российских грантовых программах.
- Свернуть
Инна Баженова
(19-е место в рейтинге «Артгида» 2016 года.) Владелица международного издательского дома The Art Newspaper, коллекционер и основатель фонда IN ARTIBUS. В феврале этого года в Лондоне при поддержке фонда прошла конференция «Искусство, рожденное в Революцию. Русское искусство 1917–1932 годов», в апреле на площадке IN ARTIBUS на Пречистенской набережной зрителям была представлена одна из частей двухчастного выставочного проекта «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» (кураторы Татьяна Дудина, Зоя Золотницкая, Анна Корндорф и Сергей Хачатуров), а в мае проведена конференция «Василий Баженов и греко-готический вкус» и круглый стол «Русское готическое» в Оперном доме Музея-заповедника «Царицино». Но главное событие произошло осенью, когда IN ARTIBUS в сотрудничестве с РГАЛИ представил наследие выдающихся русских авангардистов из знаменитого собрания писателя и историка Николая Харджиева (кураторы Екатерина Бобринская и Анна Корндорф) и выпустил первый из трех запланированных томов документов из архива Николая Харджиева.
- Свернуть
Аркадий Ипполитов
(В рейтинге «Артгида» 2016 года отсутствовал.) Искусствовед, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Куратор выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Государственной Третьяковской галерее (2016–2017) и выставки «Люди должны быть разными» в Музее-заповеднике «Царицыно», где работы студентов центра творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» были представлены рядом с картинами художников-наивистов из собрания музея-заповедника.