Картинки недели. 30.01–05.02
Скандал вокруг уточки, картины Дэвида Боуи и многометровый Хармс: самые яркие новости недели в картинках.
Жан Дюбюффе. Coucou Bazar. 1973. Инсталляция. Источник: youtube.com
Выставка «Метаморфозы пейзажа» открылась 31 января в Фонде Бейелера в Базеле. На ней представлено более 100 работ Жана Дюбюффе: это первая его полномасштабная ретроспектива в Швейцарии. Наряду с живописью, скульптурой и графикой, показан также и Coucou Bazar — ассамбляж Дюбюффе, соединяющий живопись, скульптуру, музыку, танец и театр.
В центре Санкт-Петербурга, на улице Маяковского, на доме 11 появился гигантский граффити-портрет Даниила Хармса. Хармс жил в этом доме с 1925 по 1941 год. Авторы граффити — стрит-художники из Алматы Паша CAS и Павел Мокич, а сам портрет был сделан за одну ночь к 74-летию со дня смерти писателя.
Скандал вокруг утки: в Лондоне, на вокзале Кингс-Кросс, планируется поставить памятник сэру Найджелу Гресли — выдающемуся инженеру-железнодорожнику. Гресли изобрел знаменитый паровоз Mallard, поставивший мировой рекорд скорости среди паровых локомотивов. Mallard означает «дикая утка», и автор проекта памятника, скульптор Хэзел Ривз, предложила сделать бронзовую статую изобретателя, а у ног его будет стоять бронзовая же уточка, в честь двигателя-рекордсмена. Уточка внесла раскол в стройные ряды общества памяти Гресли — заказчика монумента: часть его членов считает это остроумным решением, а часть — оскорблением: «Мы хотим памятник великому человеку, а не какой-то дурацкой утке». Между сторонниками и противниками утки кипят нешуточные страсти, пока сторонники с небольшим перевесом побеждают.
Весь мир скорбит об уходе Дэвида Боуи, но мало кто знает, что он был еще и одаренным художником. Веб-галерея Very Private Gallery выложила подборку из 25 картин и рисунков Боуи, показывающих, что в живописи он был и талантлив, и грамотен, и насмотрен современного искусства.
Журнал Королевского медицинского общества Великобритании опубликовал статью, в которой современные врачи ставят диагноз Микеланджело. Изучив его автопортреты и письма, а также портреты Микеланджело кисти современников, они пришли к выводу, что профессиональным заболеванием великого скульптора стал остеоартрит: к концу жизни работать Микеланджело было уже больно, на что он жаловался в письмах. Труд художника — все же тяжелый ручной труд.
Стоял заброшенный амбар посреди дороги в Южной Африке. А уличный художник R1 взял да и оклеил его тысячей старых компакт-дисков, превратив руину в новую достопримечательность. Диски стратегически наклеены на западный фасад — так, чтобы преломлять солнечный свет, отбрасывая вокруг веер радужных бликов, чьи цвета и контуры меняются в зависимости от времени суток.
Robot Art Competition — конкурс искусства роботов — объявлен в США. Конкурс призывает роботов к участию в двух основных номинациях: чисто роботное, полностью автоматизированное творчество и робот как инструмент человека; победителям в обеих номинациях выдаются денежные призы. Если у вас есть знакомый художественно одаренный робот — поделитесь с ним этой информацией.
Сингапурский музей искусства и науки, посвященный сплаву искусства и технологий, объявил о скором открытии постоянной экспозиции. Откроется она 12 марта, а создает ее японский коллектив медиахудожников TeamLab. На площади в 1500 кв. м. (это четверть всей площади музея) разместятся 15 интерактивных инсталляций, требующих от зрителя не просмотра, а полного погружения в мир цифрового искусства.
В Fondazione Prada в Милане до 14 февраля проходит выставка Recto Verso, предлагающая заглянуть по ту сторону искусства. Ее тема — обратная сторона холстов и других произведений, нередко скрывающая неожиданные послания, которые художник не стал выносить на публику, а также искусство, которое работает с этой двойственностью. Как, например, эта картина Гастоне Новелли, которую художник именно так — задом наперед — выставил на Венецианской биеннале в 1968 году в знак политического протеста.
Нью-йоркская художница Дана Шервуд уже несколько лет занимается ресторанным обслуживанием диких зверей. Званые обеды — иногда все как положено, с белыми скатертями, серебряными приборами и изящно оформленными блюдами, а иногда в дизайне уличной еды с тележки — она устраивала для диких обезьян в ЮАР, для енотов во Флориде, для оцелотов и летучих мышей в Бразилии. Сейчас ее проект Crossing the Wild Line выставлен в нью-йоркской Denny Gallery, и рассказывает о размытости границ между человеком и животными, которых мы стараемся отогнать от наших городов и сел, а ведь они и есть изначальные хозяева нашей земли.