Топ-10 самых дорогих работ Казимира Малевича

Наследники Малевича, получившие пять картин художника из Музея Стеделейк в Амстердаме и по одной из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Гарвардского университета в Бостоне, все (или почти все?) их так или иначе распродали (и, что понятно, именно они возглавляют топ-10 работ Малевича, проданных на аукционах). Теперь вероятность появления на открытых торгах живописных произведений художника близка к нулю. Или все же нет? «Артгид» предлагает проследить за судьбой самых дорогих работ автора «Черного квадрата».

1. Супрематическая композиция. 1916. Холст, масло. 88,5 х 71. Продана на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, 3 ноября 2008 года за $60 млн

Выставлена на аукцион наследниками художника. Картина экспонировалась в 1927 году на берлинской выставке Große Berliner Kunstausstellung, проходившей с 7 мая по 30 сентября 1927 года. Малевич прибыл в Берлин 29 апреля, а его экспозиция в рамках выставки открылась 14 мая. Но уже 5 июня художник вынужден был вернуться в СССР (советские чиновники не продлили ему заграничную визу), оставив все размещенные на выставке работы (около семидесяти) на попечение немецкого архитектора Гуго Херинга и надеясь вернуться за ними в будущем году, однако за границу его так больше и не выпустили. Незадолго до смерти Херинг передал хранившиеся у него работы в Городской музей Амстердама (музей Стеделейк) с условием ежегодных выплат определенных сумм в течение 12 лет, но после смерти Херинга его наследники получили сразу всю сумму (хотя нет никаких подтверждающих это документов), и «Супрематическая композиция», в числе других работ Малевича, вошла в собрание Стеделейка.

С 1970-х годов наследники Малевича пытались добиться возвращения этих картин, но безуспешно, до тех пор пока в 2002 году 14 работ из коллекции Стеделейка не были вывезены на выставку Малевича «Казимир Малевич. Супрематизм» в Музей Гуггенхайма. Часть наследников, будучи гражданами США, возбудила на территории США иск против голландского музея, и Стеделейк предпочел внесудебное соглашение, вернув им пять из тридцати шести хранившихся в музее живописных работ (в том числе и «Супрематическую композицию») в обмен на отказ от дальнейших претензий. Это полотно до сих пор остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.

 

2. Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале). 1920–1922. Холст, масло. 100,2 х 59,2. Продан на аукционе Sotheby’s, Нью-Йорк, 5 ноября 2015 года за $37,77 млн

«Черный крест на красном овале» повторяет судьбу «Супрематической конструкции» — это одна из пяти картин, возвращенных наследникам из Стеделейка.

 

3. Супрематизм. 18-я конструкция. 1915. Холст, масло. 53,3 х 53,3. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 24 июня 2015 года за £21,43 млн ($33,76 млн)

Та же история, что в двух предыдущих случаях. Судьба оставшихся двух полотен, переданных наследникам из Стеделейка, такова: картина «Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении» (1915) была продана в 2011 году в Институт искусств, Чикаго (сумма не разглашается), а «Письменный стол и комната» (1913) фигурировали на последней выставке Малевича в Тейт Модерн (16 июля — 26 октября 2014) как «предоставленные анонимно» (даже не традиционное «частное собрание» в случае тех коллекционеров, которые желают сохранить инкогнито). Что это значит — остается загадкой.

 

4. Супрематическая композиция. 1919–1920. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Продана на аукционе Phillips 11 мая 2000 года за $17 млн

Как и предыдущие, эта картина экспонировалась на берлинской выставке Große Berliner Kunstausstellung в 1927 году и после отъезда художника в СССР осталась в Германии. В 1935 году тогдашний директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр вывез «Супрематическую композицию» и еще двадцать работ в Нью-Йорк на выставку «Кубизм и абстрактное искусство». К тому моменту в Германии у власти уже были нацисты, и «дегенеративное искусство» Малевича приходилось прятать. Прятал его у себя в подвале в Ганновере директор Provinzialmuseum Александр Дорнер, который передал их Барру тайно. Барр также тайно их вывез, а потом попросту оставил в МоМА, где многие из них и находятся до сих пор. В 1999 году по соглашению с наследниками Малевича музей вернул им «Супрематическую композицию» и несколько графических работ.

 

5. Автопортрет. 1909–1910. Бумага, гуашь, акварель, карандаш. Диаметр 25,1. Продан на аукционе Sotheby’s, Лондон, 3 февраля 2015 года за £5,75 млн ($8,66 млн, рекорд для графики Малевича)

Это один из трех автопортретов, созданных Малевичем между 1908 и 1911 годами (два других хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее). Он происходит из коллекции Георгия Костаки, продавшего его в 1962 году. 5 февраля 2004 года он уже продавался на аукционе Christie’s в Лондоне, и тогда цена его продажи составила £162 тыс., то есть за одиннадцать лет стоимость «Автопортрета» выросла более чем в 35 раз.

 

6. Голова крестьянина. Около 1911. Бумага на картоне, гуашь, уголь. 46 х 46. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 2 июня 2014 года за £2,1 млн ($3,5 млн)

Эта работа экспонировалась еще на организованной Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой выставке «Ослиный хвост» в 1912 году, и также участвовала в берлинской выставке 1927 года, во время которой художник подарил ее Гуго Херингу. Затем она по наследству перешла к его жене и дочери. В 1975 году «Голова крестьянина» была продана через галерею Гмуржинска в Кельне отцу владельцев, которые и выставили ее на торги Sotheby’s.

 

7. Супрематическая фигура. 1931–1932. Холст, масло. 71 х 44,5. Продана на аукционе Bonhams, Лондон, 21 июня 2004 года за £780 тыс. ($1,43 млн)

Принадлежала семье художника, затем коллекционеру Соломону Шустеру, у которого была приобретена в 1960-х годах.

 

8. Пейзаж с двумя фигурами. 1931. Холст, масло. 48 х 58,5. Продан на аукционе Christie’s, Лондон, 30 июня 1999 года за £460 тыс. ($724 тыс.)

Принадлежал ученице Малевича Анне Лепорской, от которой перешел по наследству ее падчерице Нине Суетиной. Продан выставившему ее на аукцион владельцу через галерею Гмуржинска, Кельн.

 

9. Голова крестьянина. 1910. Картон, гуашь. 46 х 46. Продана на аукционе Sotheby’s, Лондон, 22 июня 1993 года за £230 тыс. ($342,2 тыс.)

Хотя эта «Голова крестьянина» не имеет такого внушительного провенанса, как в предыдущих случаях, она зато имеет богатую выставочную историю: она фигурировала на ретроспективе «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», прошедшей в 1919–1920 годах в рамках XVI-й Государственной выставки в Москве, была на той же выставке 1927 года в Берлине, что и первые четыре самые дорогие работы художника, и поэтому долгое время держала аукционный рекорд для графических работ Малевича, который был побит лишь в прошлом году другой «Головой крестьянина» (№ 6 в нашем списке).

 

10. Супрематизм. 34 рисунка. Уновис, Витебск, 1920. Литографированное издание. 22 х 18. Продано на аукционе Sotheby’s, Лондон, 25 июня 1997 года за £91 тыс. ($151,6)

Полная книга с 34 литографиями, обложкой и четырьмя страницами факсимильного рукописного текста художника, ручная печать (при участии Эль Лисицкого) в литографской мастерской Уновиса (подробно все 34 рисунка можно увидеть, например, здесь). Сколько экземпляров книги было напечатано, точно неизвестно, — предположительно, около ста. 

Цены указаны с учетом премии покупателя, цена в долларах в скобках приводится на момент продажи работы. «Артгид» благодарит Маргариту Даньшину, специалиста Sotheby’s, за помощь в подготовке материала.

 

Публикации

Коммментарии

Читайте также


Rambler's Top100