UP & DOWN. Зима 2015

Премии в области современного искусства и Министерство культуры, частные фонды и ЦСИ «ВИНЗАВОД», Марат Гельман и Андрей Филиппов: кто куда двигался в конце 2014 — начале 2015 года, по мнению обозревателя «Независимой газеты» Дарьи Курдюковой.

UpDown

Премии

Виртуальный ведущий церемонии — художник Олег Кулик — объявляет номинантов номинации «Кураторский проект» на церемонии вручения премии «Инновация»-2013. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

Демонстрация протестного искусства в России все больше сходит на нет: в лучшем случае сегодня его можно увидеть в галереях, но чаще всего оно существует в более интровертном и «междусобойном» формате отдельных акций и экспозиций на небольших (и малоизвестных) выставочных площадках. А после вручения «Инновации» группе «Война» в 2011-м и попытки номинации Pussy Riot на Премию Кандинского в 2012-м (хотя группа даже не попала в лонг-лист), казалось, что политическое творчество (независимо от того, по какую сторону баррикад оно находиться, а также стоит ли считать акции «Войны» и Pussy Riot художественным жестом) — за немногочисленными исключениями — надолго пропадет из поля видимости премий.

На этом фоне решения жюри премии Кандинского и экспертного совета конкурса «Инновация» внушают определенный оптимизм, хотя о тенденции говорить рано. Победителем в номинации «Проект года» премии Кандинского, объявившей лауреатов в декабре, стала серия «Святая политика» Павла Пепперштейна, психоделический живописный гимн политическому инфантилизму. В обнародованном в феврале шорт-листе конкурса «Инновация» в главной номинации, «Произведение визуального искусства», оказались сразу несколько проектов, которые так или иначе работают с темами, характерными для протестного искусства. Политическими можно считать видеоинсталляцию коллектива «Что делать» «Исключенные: в момент опасности» и — хотя и отчасти — тотальную инсталляцию «Припев» Ирины Кориной, а социальные вопросы общества исследуют проекты Хаима Сокола «Спартак: Times New Roman» и кукольный спектакль об уязвимом положении жриц любви «Пояс Афродиты», созданный творческим союзом «Тереза». Другое дело, что не все номинированные на «Инновацию» протестные проекты отличаются высоким художественным качеством, но все равно спасибо за то, что они вообще попали в шорт-лист сегодня.

Министерство культуры РФ

Логотип Министерства культуры РФ. Источник: фейсбук МК РФ

Министерство культуры и прежде совершало экстравагантные поступки, но за прошедшую зиму дважды потрясло художественную общественность.

Хотя слухи об увольнении директора ГТГ Ирины Лебедевой ходили давно, то, как это случилось — министр приехал в музей и на встрече с Ириной Лебедевой и Зельфирой Трегуловой сообщил о снятии и назначении (причем об увольнении Лебедева, как говорят, узнала незадолго до появления министра), — вызвало удивление. В 2013-м, когда директором ГМИИ им. А. С. Пушкина была назначена Марина Лошак, а генеральным директором РОСИЗО Зельфира Трегулова, Минкульт объявлял о кадровых перестановках в формате брифингов, посвященных стратегиям развития этих институций. В этот раз обошлись без лишних слов, хотя претензии оказались сформулированы вполне четко: по словам директора департамента культурного наследия Михаила Брызгалова (комментариев самого министра ведомство не предоставило), «затянуто строительство 2-го корпуса, скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей», к тому же планировалось снижение посещаемости. Стало быть, в кризис важнейшим из искусств для музейного руководителя должен стать эффективный менеджмент, сопровождаемый отчетами о росте посещаемости и организации всяких благ, вроде тех, с помощью которых можно прямо в музее пользоваться «Инстграмом».

Второй эпизод был связан с выставкой «Эмоции», в основном состоявшей из работ членов СХ: ее показали в декабре в Музее современной истории России. Выставка бы прошла совсем незаметно, но Минкульт решил поддержать благое начинание и распространил пресс-релиз, где сообщалось, что этот показ выявляет тенденции развития современного искусства, а сам вернисаж посетил замминистра Владимир Аристархов (о котором, впрочем, ниже). После выставки громких заявлений госведомства о выявленных тенденциях уже не последовало, но все равно стало понятно, что принцип «сделайте нам красиво» важен для некоторых чиновников Минкульта, и это может отразиться на культурной политике в области современного искусства в любой момент и самым непредсказуемым образом.

Однако справедливости ради стоит отметить, что недавно министр культуры все-таки поддержал современное искусство (хотя известно, что он, прямо скажем, не является его поклонником), защищая перед Дмитрием Медведевым строительство здания ГЦСИ на Ходынке (напомним, Мединский — сопредседатель попечительского совета ГЦСИ).

Частные фонды

Вверху: логотип фонда V—A-С. Источник: v-a-c-.ru. Внизу: логотип фонда In Artibus. Источник: inartibus.org

Частные фонды по-своему отличились на фоне кризисных ожиданий, в очередной раз подтвердив, что современное искусство в России остается преимущественно уделом отдельных энтузиастов.

На мировую сцену с новыми силами, вернее, с новыми ресурсами продолжает продвигать современное российское искусство Леонид Михельсон посредством своего фонда V—A-C («Виктория — искусство быть современным»), которым руководит Тереза Мавика. В феврале фонд объявил о программе сотрудничества с лондонской галереей Тейт: в ее рамках в Тейт начинают работу два специалиста по современному русскому искусству, выбранные по результатам конкурса — Наталья Сидлина из Москвы и Джулия Татьяна Бейли из Лондона. Кроме того, V—A-C укрепляет свои позиции в Венеции: он обзавелся постоянным выставочным пространством, арендовав на 18 лет Палаццо делле Дзаттере (начиная с 2012 года V—A-C открывал свои выставки, проходившие одновременно с Венецианской биеннале, в палаццо Каза дей Тре Очи; в этом году фонд займет это пространство в последний раз — проектом Марка Диона и Арсения Жиляева «Наследие будущего»). Причем важно, что на новой площадке обещаны не только сменные экспозиции, но и резиденции для кураторов и художников.

В Москве же на излете ноября открылся фонд Инны Баженовой In Artibus (которая, к слову, в статусе президента Фонда Михаила Рогинского возила минувшим летом его ретроспективу в Венецию (в Университет Ка Фоскари) — в параллельную программу Архитектурной биеннале). Стартовал он эстетской и беспроигрышной для презентации новой выставочной площадки ретроспективой Владимира Вейсберга. На весну обещали Машкова и его школу, но вместо этого показали, как Юрий Пальмин проехал по маршруту швейцарского архитектора Луиджи Пелли, в начале XIX века отправившегося из Петербурга в Лугано. При всем уважении к фотографу концепция выставки кажется уязвимой, прежде всего потому, что пришедшие туда «люди с улицы» Пелли вряд ли читали (изданную фондом книгу официально представили одновременно с выставкой). Поэтому пока не совсем понятно, куда вырулит выставочная политика In Artibus, но если наряду с современным там, как говорят, будет и классическое искусство, это отрадно.

Музейно-выставочное объединение «Манеж»

Логотип МВО «Манеж». Источник: фейсбук МВО «Манеж»

С тех пор, как Марина Лошак перешла из Музейно-выставочного объединения «Манеж» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, выставок современного искусства там (и в МВО в целом, и на главной его площадке в Центральном выставочном зале «Манеж») стало проходить все меньше, зато все больше мероприятий вроде проекта «Моя история. Рюриковичи» или показа работ «грековцев» — студии военных художников имени М. Б. Грекова. Последним оплотом современного искусства в ЦВЗ «Манеж» был проект «Большие надежды» и пришедший ему на смену цикл «Отцы и дети», копродукция возглавляемого Ольгой Шишко Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», галереи «Триумф» и МВО «Манеж». В марте Шишко ушла с поста замдиректора МВО «Манеж», написав в «Фейсбуке», что ее работа там была «временем надежд, удач, сомнений и разочарований, главное из которых произошло на прошлой неделе — проекта, который мы готовили последние полгода, фестиваля и выставки “Звук и импровизация” не будет в пространстве “Манежа”». Хотя другой долгосрочный проект по показу видеоарта остается, и в течение года еще планируются выставки современного искусства, общие тенденции, прямо скажем, не самые радужные, хотя шубы с медом туда пока еще не вернулись.

Андрей Филиппов

Андрей Филиппов. Источник: safmuseum.org

Хотя «Департамент орлов» и учрежден концептуалистом Андреем Филипповым в фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в самой непосредственной близости от здания на Большой Лубянке, хотя сопровождающие выставку тексты эзоповым языком поют про Византийскую империю и давно мучающий и вдохновляющий художника мотив орлов, сам Филиппов, заигрывая с имперскими символами, не дает им себя обыграть. Так что и придуманная им, выпускником Школы-студии МХАТ, и куратором Еленой Куприной-Ляхович выставочная сценография и ансамбль работ в целом, и отдельные произведения (вроде Капитолийской волчицы и римского SPQR, отзывающегося сегодня другим страшным как-бы-«единодушием», или приобретающей новый оттенок фразы «Мир тесен» на картине, помещенной в раздел о войне) выстраивают перспективу того, куда могут завести имперские амбиции. Политический проект, каких нынче стало мало, он высказывается не совсем уж в лоб, но все равно — совсем очевидно. Про империю, духовность и даже, если угодно, про пресловутые скрепы, про топку войны, подернутые «ряской» орликов, коими Филиппов издавна выводит слова-лозунги на своих картинах.

Владимир Аристархов

Владимир Аристархов. Источник: mkrf.ru

Все СМИ цитировали не пожалевшего в декабре на открытии выставки «Эмоции» красноречия замминистра культуры Владимира Аристархова. На вопрос газеты The Art Newspaper Russia о Московской биеннале современного искусства он ответил, что «большей мерзости я не видел». А в смысле развития современного искусства сообщил, что оно всегда является эпатажем и порнографией, а должно быть красивым и хорошо влиять на психику и — самое интересное — что Минкульт «планирует спонсировать то искусство, которое положительно сказывается на россиянах». Как именно станут выявлять меру красоты и положительного/отрицательного влияния творчества разных направлений на психику, пока не уточнялось.

Центр современного искусства «ВИНЗАВОД»

Логотип ЦСИ «ВИНЗАВОД». Источник: фейсбук ЦСИ «ВИНЗВОД»

Несмотря на все сказанное в колонке справа, одно событие, связанное с деятельностью самого ЦСИ «ВИНЗАВОД», а не квартирующихся там галерей, запомнилось: проект «Пионеры звука», сделанный основателем и руководителем «Термен-центра» и научным сотрудником Центра электроакустической музыки Московской консерватории Андреем Смирновым. Этот оммаж авангардной электронной музыке получился продуктом почти музейным, за что, вероятно, и попал в шорт-лист «Инновации» в номинации «Кураторский проект». «Пионеры звука» стали второй выставкой в цикле «Фокус на реальность», которым «ВИНЗАВОД» пытается расшевелить собственную выставочную деятельность. Но если крупные выставочные проекты будут в Сыромятниках проходить так же редко (первая выставка цикла состоялась в июне 2014-го), общей картины они не исправят.

Центр современного искусства «ВИНЗАВОД»

Логотип ЦСИ «ВИНЗАВОД». Источник: фейсбук ЦСИ «ВИНЗВОД»

Марат Гельман решил уехать из России, закрыл галерею на «ВИНЗАВОДЕ» и отправился в Черногорию делать в Будве европейский культурный центр Dukley. Отъезд Гельмана отразится и на ландшафте русского современного искусства, и на самом «ВИНЗВОДЕ», лишившемся теперь одного из немногих сильных игроков, — а также еще больше ослабит позиции этого и так давно уже теряющего мощь арт-кластера. Приезжают, конечно, и новые галереи, но в их деятельности пока не заметно желания прозвучать и сформировать вокруг себя, простите за приевшиеся слова, дискуссионное поле. Ну и о политике на «ВИНЗАВОДЕ» станут вспоминать еще реже.

Сергей Капков

Сергей Капков. Источник: фейсбук Сергея Капкова

Только ленивый не обсуждал уход Капкова с должности руководителя столичного Департамента культуры. Но мне кажется, что включение Капкова в этот рейтинг будет довольно условным шагом: в сфере изобразительного искусства никаких переворотов он не совершил. Хотя важно то, что было создано МВО «Манеж» (первое название — «Столица»), куда был приглашена арт-директором Марина Лошак, перед которой стояла задача превратить подведомственные МВО площадки в центры современного искусства. Однако Лошак пробыла на этой должности всего год, и уже за этот период в ЦВЗ «Манеж» спускали сверху нехудожественные мероприятия, а уж после ее ухода о какой-то четкой выставочной политике и вовсе говорить не приходится. Что же до остальных введенных Капковым новшеств… Вспомнить хотя бы продленное время работы музеев по четвергам и выделение дней с бесплатным входом… Или внимание к общественным пространствам… Но это обращение к европейской практике. Хотя с общественными пространствами происходили свои странные вещи: например, появившиеся в рамках граффити-программы на Покровке «крымнашевские» росписи. У Капкова было паблисити энергичного, хорошо говорящего человека, который вывел должность руководителя департамента культуры в публичную сферу, а сам стал по-настоящему узнаваемой фигурой — это, бесспорно, для чиновника важно. Но без революций в искусстве: ведь нельзя же всерьез считать московскую акцию «Ночь в музее» относящейся к художественному процессу…

Сергей Капков

Сергей Капков. Источник: фейсбук Сергея Капкова

Только ленивый не обсуждал уход Капкова с должности руководителя столичного Департамента культуры. Но мне кажется, что включение Капкова в этот рейтинг будет довольно условным шагом: в сфере изобразительного искусства никаких переворотов он не совершил. Хотя важно то, что было создано МВО «Манеж» (первое название — «Столица»), куда был приглашена арт-директором Марина Лошак, перед которой стояла задача превратить подведомственные МВО площадки в центры современного искусства. Однако Лошак пробыла на этой должности всего год, и уже за этот период в ЦВЗ «Манеж» спускали сверху нехудожественные мероприятия, а уж после ее ухода о какой-то четкой выставочной политике и вовсе говорить не приходится. Что же до остальных введенных Капковым новшеств… Вспомнить хотя бы продленное время работы музеев по четвергам и выделение дней с бесплатным входом… Или внимание к общественным пространствам… Но это обращение к европейской практике. Хотя с общественными пространствами происходили свои странные вещи: например, появившиеся в рамках граффити-программы на Покровке «крымнашевские» росписи. У Капкова было паблисити энергичного, хорошо говорящего человека, который вывел должность руководителя департамента культуры в публичную сферу, а сам стал по-настоящему узнаваемой фигурой — это, бесспорно, для чиновника важно. Но без революций в искусстве: ведь нельзя же всерьез считать московскую акцию «Ночь в музее» относящейся к художественному процессу…

Публикации

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100