VIENNAFAIR: в погоне за счастьем

Ярмарка современного искусства VIENNAFAIR в фотографиях и комментариях Екатерины Алленовой.

Вита Заман, Дмитрий Аксенов, глава городского комитета Вены по культуре и науке Андреас Майлат-Покорны и Кристина Штейнбрехер-Пфандт на открытии ярмарки VIENNAFAIR-2013. Фото: Екатерина Алленова/Артгид

9 октября 2013 года в Вене открылась 9-я ярмарка современного искусства VIENNAFAIR. Второй год она проходит при русском менеджменте: в прошлом году ярмарка сменила владельцев, арт-директоров и стратегию развития, а также получила подзаголовок The New Contemporary. Сегодня 70% управляющей компании VIENNAFAIR принадлежит председателю совета директоров компании RDI Group Дмитрию Аксенову (он стал владельцем ярмарки вместе с создателем консалтинговой компании Skate’s Art Market Research Сергеем Скатерщиковым, однако в июне 2013 года Скатерщиков покинул VIENNAFAIR — по словам Дмитрия Аксенова, они не сошлись в подходах к развитию ярмарки). Для него это коммерческий проект — Аксенов утверждает, что ярмарка, которая «пока требует инвестиций», через два года начнет приносить прибыль. Новые арт-директора — Кристина Штейнбрехер-Пфандт, которая ушла на VIENNAFAIR с поста арт-директора «Арт Москвы», и Вита Заман, выпускница лондонского Голдсмит-колледжа, сотрудничавшая с Pace Gallery, — взялись за дело с энтузиазмом. Одной из главных своих задач они видят привлечение начинающих коллекционеров — молодых и демократичных. И придумывают множество вещей, чтобы их завлечь — форум коллекционеров, лекции и экскурсии, интерактивные программы, специальные проекты и тематические экспозиции. В этом году ведущей темой ярмарки стало счастье. Во-первых, это специальный проект «VIENNA Pop — Школа счастья» с участием художников из Австрии и других стран. Во-вторых, польская часть проекта VIENNA Duet (выставка-дуэт Польши и Грузии), которая называется «Кто вы, или Школа счастья». В-третьих, «Премия счастья» — международный конкурс видеоарта. В-четвертых, показанный в день ярмарочного превью фильм австрийского режиссера Харальда Фридла «Что такое счастье», и, наконец, лекционная программа на тему искусства быть счастливым. В общем, счастье не за горами, оно где-то здесь, рядом с современным искусством, на VIENNAFAIR. Тем более что, как это обычно бывает на ярмарках, сложные инсталляции, концептуализм и другие возможные «измы», искусство политическое, искусство протестное и вообще «проблемное» сюда редко заглядывает — для этого есть биеннале. А здесь — преимущественно искусство, радующее глаз.

Текст и фото: Екатерина Алленова


Специальный проект «VIENNA Pop — Школа счастья». Фрагмент экспозиции с работами Михаэля Бюхлера-Розе, Франца Черни, Ханса Беллмера, Лилли Тиссен и группы «Что Делать».


Инсталляция Михаэля Бюхлера-Розе на стенде «VIENNA Pop — Школа счастья» представляет собой полотняные сумки с надписью Evil Eye Removal Kit («Набор для снятия сглаза») и полезными магическими предметами внутри — кокосовым орехом, куркумой, камфарой и инструкцией по применению всей этой колдовской экзотики.


В центре пространства «VIENNA Pop — Школа счастья» — черный шатер из оргстекла дизайнеров Wendy & Jim, а внутри — небольшая инсталляция, где в числе прочего экспонируются и продаются изобретенные этими дизайнерами фарфоровые парфюмерные флакончики в виде коровьих черепов в цветочек.


Вообще стенды некоторых галерей могут напомнить студии дизайнерских новинок. На ярмарке много пластика, оргстекла, глянца и произведений кислотных расцветок. Стенд галереи MaxWeberSix Friedrich, Мюнхен, с работами Петера Циммермана.


Стенд галереи Artelier Contemporary, Грац.


Стенд галереи Krobath, Вена, с работами Эстер Стокер. Из 126 галерей, приехавших в этом году на VIENNAFAIR, 49 — австрийские, что и понятно.


Среди приятного во всех отношениях искусства — лакированные цветы Томаса Штимма из литого алюминия, стоимостью от €10 тыс. до €16 тыс. за одно растение. Galerie Andreas Binder, Мюнхен.


Продолжение цветочной темы — на стенде берлинской галереи Aando Fine Art, где надувное произведение искусства под названием «Дышащий цветок» работы корейского художника Чеона Хва Чхои с интервалом в 10 секунд с шипением то открывает, то закрывает лепестки.


Также на ярмарке большой выбор светильников на все вкусы. Например, этот создан Полом Швером и выставлен на стенде галереи Robert Drees из Ганновера, стоит €16 тыс. Рядом — фотографии Ханны Нитш.


Поклонники светящегося искусства вполне могли бы собрать на VIENNAFAIR коллекцию неоновых надписей на все случаи жизни. Сверху вниз: Влатка Хорват, ZAK | BRANICKA, Берлин. Стефан Николаев, Sariev Contemporary, Пловдив. Алина Гуткина, Галерея 21, Москва. Впервые приехавшая на VIENNAFAIR Sariev Contemporary была одной из двух болгарских галерей на ярмарке. Кстати, погасшая буква F в надписи Good Life — вовсе не техническая неполадка, а художественный замысел.


Продолжение неоновой темы. Поляк Хуберт Черепок в специальном проекте VIENNA Duet.


Совместный стенд Галереи Марины Гисич, Санкт-Петербург, и Ural Vision Gallery, Екатеринбург, с неоновой инсталляцией Петра Белого.


Бернарди Ройг. Frost. 2006. Mario Mauroner Contemporary Art, Зальцбург — Вена. Испанский художник делает инсталляции с неоновыми трубками, где везде фигурирует один и тот же персонаж — сделанный из полиэстеровой смолы и похожий на генсека Хрущева лысый одутловатый господин с обнаженным торсом. Оба (и художник, и его персонаж), судя по всему, довольно популярны: замечены на стендах нескольких галерей и стоят от €50 тыс. до €150 тыс.


Панно турецкого художника Экрема Ялдчиндага в технике «холст, масло» также обнаружены в нескольких галереях на VIENNAFAIR. Данное полотно называется «Впечатления от улиц» и продается в галерее Kai Middendorff, Франкфурт, за €50 тыс.


Экологически чистая композиция «Детский сад» Михаэля Коса из плетеной лозы, джута и камня на стенде венской Galerie Chobot стоит €11 тыс. Вполне подойдет для детской.


Работы коллектива Faile на стенде галереи Ernst Hilger, Вена. Акрил, шелкография, стоимость от €1,5 тыс.


Бархатная инсталляция Гудрун Кампл на стенде Galerie Silvia Steinek, Вена.


Для разнообразия — немого ненавязчивого эпатажа: скульптуры Кристиана Айзенбергера на стенде галереи KONZETT, Вена.


Кристиан Айзенбергер.


Деймиан Херст не одинок в своей любви к украшенным человеческим черепам. Мексиканский художник Вичол тоже отделывает настоящие черепа цветным бисером в национальном стиле. Правда, стоят они существенно дешевле херстовского бриллиантового шедевра — на стенде галереи Scheubelein Fine Art этот череп стоит €1900.


Сара Рахбар. In God We Trust. 2011. Галерея Carbon 12, Дубай. Одна из немногих на ярмарке работ с акцентом вроде бы на политику, правда, и это политическое искусство представлено в декоративном варианте.


Станковой живописи в традиционном понимании на выставке немного. Однако венская галерея Meyer Kainer продает польского классика Марцина Мацеёвского, и стоит он дорого — €59 тыс.


Еще один вариант практичного new contemporary: этот агрегат под названием «Приготовление идей во время сна» Вернера Райтерера стоит €12 тыс., и его можно использовать как паровой увлажнитель: при нажатии кнопки из носика чайника идет пар. Galerie Eugen Lendl, Грац.


Даниэль Споэрри на стенде Galerie Krinzinger, Вена.


Стенд Galerie Knoll, Вена — Будапешт, с работами Ивана Горшкова — расписной железной скульптурой умеренной для этого художника брутальности (€2400) и маленькими акрилами на холсте (€320 каждый). Ханс Кнолль, член экспертного совета ярмарки «Арт Москва», прекрасно знает, любит и продвигает российское искусство и очень высоко оценивает тот факт, что VIENAFAIR получила нового российского владельца, заинтересованного в динамичном развитии ярмарки, а также хвалит деятельность арт-директоров Кристины Штейнбрехер-Пфандт и Виты Заман: по его мнению, их активность и креативность, в том числе и в интернете, где они круглогодично ведут ярмарочный блог thenewcontemporary.com, всячески способствует процветанию ярмарки.


Арт-директора VIENNAFAIR Вита Заман (слева) и Кристина Штейнбрехер-Пфандт на фоне ярмарочных арт-объектов.


В этом году на VIENNAFAIR представлены четыре галереи из Литвы плюс специальный проект Центра современного искусства Вильнюса VIENNA Tribute, включающий гигантскую скульптуру Донатаса Янкаускаса «Тони Сопрано», встречающую посетителей ярмарки, — персонаж телесериала «Клан Сопрано» выходит утром из дома, чтобы поднять валяющуюся на лужайке газету.


Одним из самых значительных проектов на ярмарке Кристина Штейнбрехер-Пфандт называет VIENNA Duet — совместную выставку художников Польши и Грузии, разработанную в сотрудничестве с грузинскими и польскими арт-институциями и экспертами. Грузинская часть проекта названа «Наш Кавказ, т. е. Chverni Kavkasioni». На фото — работы Гоги Окропиридзе, Нино Квиривишвили и Натэлы Григалашвили.


«Наш Кавказ, т. е. Chverni Kavkasioni» с живописью Коки Рамишвили и Гии Ригвавы и деревянной скульптурой Гиорги Ханиашвили.


«Что такое счастье — это каждый понимал по-своему». Польская часть проекта VIENNA Duet под названием «Кто вы, или Школа счастья» с работами Малгожаты Шиманкевич и Пшемека Матецкого.


Тест на счастливость от Тимека Боровского, Польша. Проект VIENNA Duet «Кто вы, или Школа счастья».


Стенд галереи pop/off/art, Москва — Берлин, с работами Ольги и Олега Татаринцевых, Гора Чахала, Александра Сигутина. Российских галерей в этом году на VIENNAFAIR пятнадцать — больше только у Австрии и Германии. Причем выделяются они не только в самом деле интересными на фоне многих других восточноевропейских галерей произведениями, но и примерной демократичностью. На стенде pop/off/art цены от €500.


Московская галерея «Риджина» на VIENNAFAIR вообще щедро продает искусство погонными метрами — живопись на бумаге группы «Еликука» стоит от €100 за метр. На момент подготовки этого текста в печать «Риджиной» уже продано 13 метров «Еликука» плюс одна работа Сергея Зарвы.


На стенде галереи «Риджина» замечен коллекционер и издатель Герман Титов, рассматривающий текстильные панно Стаса Волязловского.


Стенд галереи RuArts, Москва, с работами Владимира Глынина, Сергея Борисова и Виты Буйвид.


Стоимость консервированных роз и других цветов Виты Буйвид — от €500 до €1000.


Фрагмент инсталляции «Конституция» Оксаны Мась на стенде Mironova Gallery, Киев.


В числе российских коммерческих институций на VIENNAFAIR неожиданно оказался Московский музей современного искусства. Он продает воздух из мастерской художника Юрия Альберта тиражом 50 экземпляров, каждая емкость с воздухом подписана и датирована. Стоимость одного экземпляра — €400.
Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100