Арт-вандалы: кто и зачем калечит произведения искусства

Люди, стремящиеся уничтожить произведения искусства, часто объясняют свои действия возвышенными целями — политическая акция, художественный жест или даже веление Бога. «Артгид» вспомнил семь самых характерных случаев идеологического арт-вандализма.

Коллаж с репродукцией «Герники» (1937) Пабло Пикассо и первой полосой газеты Daily News, посвященной акции Тони Шафрази в 1974 году. Источник: www.dailyartmagazine.com

Первым арт-вандалом в истории, как известно, был Герострат, сжегший в 356 году до нашей эры храм Артемиды в Эфесе единственно для того, чтобы обессмертить свое имя. И, следует признать, обрел бессмертие, пусть даже и сомнительное. С тех пор различные персонажи много раз пытались войти в историю искусства подобным же образом. При этом, стремясь уничтожить или испортить произведения искусства, они нередко объясняют свои действия возвышенными целями — политическая акция, художественный жест или даже веление Бога. Часто арт-вандалов официально признают сумасшедшими. Но не менее часто их поступки находят оправдание, обоснование и последователей. Последний пример — акция в Тейт Модерн теоретика «йеллоуизма» Владимира Уманца, в которой британский ученый Джеймс Хикс видит попытку подражания Марселю Дюшану. «Артгид» вспомнил семь геростратов последних ста лет и предлагает читателям решить, принесли ли они своими акциями славу себе или лишь добавили славы тем художникам, произведения которых они пытались повредить или уничтожить.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

16 января 1913 года в залах Третьяковской галереи картине, не защищенной тогда стеклом, нанес три удара сапожным ножом Абрам Балашов, старообрядец, иконописец-любитель, сын мебельного фабриканта. При этом он кричал: «Довольно крови, слишком много крови!» Удары пришлись по лицу Грозного, по лицу и правой руке царевича. Тотчас после этого инцидента заведующий галереей Илья Остроухов подал в отставку и на его место был избран Игорь Грабарь, вызвавший лучших реставраторов и пригласивший для реставрации самого Репина, жившего тогда в Финляндии, в Куоккале. Балашов был освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в центральный приемный покой для душевнобольных в Петербурге. Максимилиан Волошин в статье «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» (Утро России, 1913, 19 января) поступок Балашова интерпретировал так: «Перед картиной Репина за 30 лет впервые оказался человек, принявший и понявший произведение с такой же точно силой и в той же плоскости, в которой оно было задумано. Произошло то самое явление, которое происходит, когда от звука струны из рояля лопается большое зеркало. Поступок Абрама Балашова никак нельзя принять за акт банального музейного вандализма. Он обусловлен, он непосредственно вызван самой художественной сущностью репинской картины».

Диего Веласкес. Венера с зеркалом. 1647–1651. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон. Фото поврежденной «Венеры» (справа): Wikipedia

10 марта 1914 года в лондонской Национальной галерее британская суфражистка Мэри Ричардсон (Mary Richardson) набросилась на картину с тесаком. Прежде чем ее успели схватить, она нанесла по картине восемь ударов. Первый расколол защитное стекло, оставив следы на холсте, остальные пришлись по спине Венеры. В своем заявлении для прессы Ричардсон утверждала, что сделала это в знак протеста против ареста ее подруги, известного общественного деятеля Эммелин Панкхерст: «Я пыталась уничтожить изображение самой прекрасной женщины в мифологической истории в знак протеста против уничтожения правительством самой прекрасной женщины в современной истории». Ричардсон судили и признали вменяемой, она была приговорена к 18 месяцам каторжных работ. В 1953 году она опубликовала автобиографию Laugh a Defiance. The autobiography of the fighting Suffragette who slashed the famous Rokeby Venus in the National Gallery! («Сопротивление со смехом. Автобиография воинственной суфражистки, исполосовавшей знаменитую Венеру Рокби в Национальной галерее!») 

Микеланджело. Пьета. 1499. Мрамор. Собор Св. Петра, Рим. Фото поврежденной «Пьеты» (справа): ginodigrazia.altervista.org

21 мая 1972 года «Пьета» была искалечена австралийско-венгерским геологом Ласло Тотом (Laszlo Toth), который пытался расколоть скульптуру скальным молотком с воплями, что он Иисус Христос, воскресший из мертвых, и что Бог повелел ему уничтожить изваяние Девы Марии, потому что «Христос вечен, и матери у него быть не может». У фигуры Марии были отбиты левая рука на уровне локтя (при этом пальцы откололись во время падения руки на пол), нос, левое веко, повреждены шея, голова, покрывало — всего вандал нанес пятнадцать ударов, с пола было собрано около 50 осколков. После судебного разбирательства Тот был признан душевнобольным и помещен в клинику в Риме, а два года спустя депортирован в Австралию. «Пьета» после этого случая экспонируется под бронированным стеклом.

Знак доллара, нанесенный Александром Бренером на картине Казмира Малевича. Источник: anehjortguttu.net

Российский акционист Александр Бренер 4 января 1997 года в Стеделейк музее в Амстердаме нанес зеленой краской знак доллара на «Супрематизм» (1920–1927) Казимира Малевича. На суде он утверждал, что это была художественная акция, которую можно рассматривать как диалог с Малевичем, а знак доллара, нанесенный поверх креста — символа страданий, — является знаком протеста против коррупции и коммерции в мире искусства. Бренер был приговорен к пяти месяцам нидерландской тюрьмы плюс пять месяцев условно. Реставрация полотна Малевича обошлась примерно в $10 тыс.

Пабло Пикассо. Герника. 1937. Холст, масло. Центр искусств королевы Софии, Мадрид

28 февраля 1974 года Тони Шафрази, будущий знаменитый арт-дилер, а тогда молодой художник, выпускник лондонского Королевского колледжа искусств, во время выставки Пабло Пикассо в Музее современного искусства, Нью-Йорк, нанес на «Гернику» красной краской из баллончика надпись KILL LIES ALL. Сам он утверждал, что это была одновременно и акция протеста, и художественный жест. Шафрази протестовал против освобождения под залог американского лейтенанта Уильяма Келли, участника массовых убийств во время войны во Вьетнаме. А позднее, в 1980 году, он объяснял свою акцию так: «Я хотел сделать искусство современным, вырвать его из истории и придать ему актуальность… Я пытался проникнуть за невидимый барьер, который никому не позволено переступать; я хотел стать соучастником акта создания картины, быть вовлеченным в процесс творения». Краску с покрытой плотным слоем лака «Герники» смыли мгновенно, так что ей не был причинен существенный вред, и Шафрази отделался штрафом. МоМА всячески пытался замолчать инцидент. По словам пресс-секретаря музея Элизабет Шоу, «музеи всегда опасаются, что разглашение подобных случаев может вызвать новые акты вандализма».

Рембрандт. Даная. 1637–1647. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Фото поврежденной «Данаи» (справа): блог Татьяны Хрыловой snob.ru

15 мая 1985 года гражданин СССР литовец Бронюс Майгис облил «Данаю» кислотой, объяснив потом следствию, что это была политическая акция: Майгис требовал отделения Литвы от Советского Союза. Признан невменяемым, шесть лет провел в клинике в Ленинграде, затем, после восстановления независимости Литвы, был отправлен по месту прежнего жительства. «Данаю» реставрировали 12 лет.

Въезд автомобиля в пространство Stella Art Foundation на Мытной улице в Москве во время вернисажа выставки Андрея Кузькина «Герои левитации». 2010. Фото: Екатерина Алленова / Артгид

12 апреля 2010 года стеклянную стену Stella Art Foundation на Мытной протаранил автомобиль, вломившийся в выставочное пространство, где проходил вернисаж выставки Андрея Кузькина «Герои левитации». Были повреждены коммуникации, хлынула вода, помещение наполнилось паром, осколками стекла ранило журналистку «Эха Москвы» Татьяну Пелипейко, а одна из трех гигантских скульптур Кузькина, выполненных из хлебного мякиша, была впечатана в гипсокартонную стену, за которой буквально в полуметре находились сотрудники фонда. Водитель машины Ян Пищиков поначалу объяснил происшедшее тем, что перепутал газ и тормоз. В дальнейшем выяснилось, что Пищиков — студент Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко и Института проблем современного искусства и что въезд в Stella Art Foundation — это перформанс, устроенный Пищиковым в качестве зачета по предмету «видеоарт» в Школе Родченко. До суда дело не дошло, стороны уладили его в досудебном порядке: Пищиков принес извинения и оплатил Stella Art Foundation все материальные издержки. 

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100