Нижний Новгород от А до Я

Составить «азбуку» Нижнего Новгорода — задача амбициозная и практически невыполнимая. На одну букву русского алфавита легко наберется с десяток памятников купеческой и модернистской архитектуры, мест силы стрит-арта, художественных музеев и независимых проектов, особенно после грандиозного празднования 800-летия города. И все-таки «Артгид» взялся за дело и собрал в одном материале все то, без чего нельзя представить Нижний и что обязательно нужно знать.

Фрагмент экспозиции выставки «Музей великих надежд» в Арсенале. Нижний Новгород, 2015. Фото: Дмитрий Степанов. Courtesy Арсенал

Арсенал
Кремль, 6

В историческом здании 40-х годов XIX века, построенном по приказу Николая I как склад для военного имущества, располагается филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — Арсенал. С 1997 года Арсенал знакомит нижегородцев с современным искусством, реализует выставочные и мультидисциплинарные проекты, организует фестивали графики и текстов, книжные ярмарки, инклюзивные и детские программы, поэтому справедливо носит звание главного городского музея.

Вывеска «Быть, а не казаться» на ул. Рождественской, Нижний Новгород. Courtesy Центр 800

«Быть, а не казаться»
ул. Рождественская

В 2021 году Нижний Новгород отметил свое 800-летие. Для многих жителей юбилей стал поводом задуматься о самобытности города, ускользающей в погоне за званиями и статусами. Результатом таких размышлений стал проект «Быть, а не казаться», в формате видеоролика из восьми скетчей рассказывающий о причинах гордиться Нижним. В них обыгрываются локальные культурные коды и шуточки — например, особенности ландшафта, стрит-арт и самая вкусная в городе шаурма. По замыслу создателей, проект адресован, в первую очередь, нижегородцам, но для туристов «8 причин полюбить Нижний Новгород» становятся поводами его посетить. К премьере проекта на главной пешеходной улице, Большой Покровской, появился слоган «Быть, а не казаться», выложенный лампочками, который позже переехал на Рождественскую улицу.

Иллюстрация из альбома «Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде. 1896 г.». Москва: Шерер, Набгольц и Ко. Источник: transport.mos.ru

Выставка 1896 года

В 1896 году в Нижнем Новгороде прошло историческое событие имперского размаха — XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка, учрежденная Николаем II как мера стимуляции индустриального подъема страны. Выставка была настолько масштабной, что, по данным историков, для ее детального осмотра требовалось не менее недели. Посмотреть было на что: первый русский автомобиль, ротонда Шухова, грозоотметчик Попова. Новшества коснулись и городской инфраструктуры: был запущен первый в России электрический трамвай, фуникулеры, пароходная скоростная линия, открылся драматический театр. Многое из этого до сих пор можно увидеть в городе — тот же трамвай или Пакгаузы на Стрелке.

Дом-музей Максима Горького в Нижнем Новгороде. Courtesy Центр 800

Горький

1932 год. На одном из пленумов, в котором принимают участие все управляющие органы края, некий рабочий Овсянников предлагает переименовать Нижний Новгород в Горький — в честь писателя-земляка. Идея быстро распространяется по умам советских энтузиастов, доходит до Москвы. Решение принято — купеческий флер уступает место суровой пролетарской реальности. Правда, в 1990-е по купеческому обаянию города соскучились и город вернул себе старое название.

Максим Дмитриев. Театральная площадь Нижегородской ярмарки во время половодья. 1890-е. Фотография. Источник: sovsojuz.mirtesen.ru

Максим Дмитриев

К 1880-м годам в Нижнем между фотографами разразилась настоящая конкуренция. На город приходилось порядка пяти тысяч фотоателье, но самым заметным среди них было, конечно, ателье Максима Дмитриева, фотографа, который успел сделать не только хрестоматийные портреты, разошедшиеся по школьным учебникам (среди них — молодой Горький или Горький на пару с Федором Шаляпиным), но и зарисовки нижегородской жизни конца XIX — начала XX века. Его фотографии — свидетельства не всегда легкой жизни горожан: он снимал умирающие от тифа семьи, голодающих крестьян и работяг, которые еле сводят концы с концами.

Максим Емельянычев. Источник: classicalmusicnews.ru

Максим Емельянычев

«Звучание» Нижнего многообразно: здесь чтят дореволюционные академические традиции и экспериментируют с современными жанрами, проводят летние опен-эйры, но не забывают о народных песнях и романсах. Музыкальная жизнь города проходит не только на отреставрированных концертных площадках (ниже расскажем про Пакгаузы на Стрелке и «Юпитер»), но и в исторических двориках и парках. И это тоже в каком-то смысле «реставрация» исторических событий, которую проводит новое поколение исполнителей и артистов. Один из примеров — Максим Емельянычев, номинант «Грэмми», главный дирижер Шотландского камерного оркестра и клавесинист. Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» и ансамбль La Voce Strumentale под его руководством выступили на открытии обновленной сцены-ракушки в Александровском саду.

Максим Горький на новогодней елке. Нижний Новгород, 1901. Источник: archive-nnov.ru

Горьковские ёлки

В Нижнем умеют оживлять историю, и примером тому являются «Горьковские елки» — новогодний благотворительный марафон, объединяющий самые разные культурные институции и проекты города. Появление «елок» связано (конечно же) с именем Максима Горького, который в 1899 году придумал устроить рождественский праздник для самых бедных детей Нижнего. Действовал писатель со свойственным ему размахом (первая елка собрала пятьсот детей, одна из последних — 1204 ребенка) и проявил себя как не только отличный организатор, но и, выражаясь сегодняшним языком, эффективный фандрайзер. По словам мемуаристов, Горький «умел находить доступ в самые тугие, неохотно раскрывающиеся буржуазные карманы», нередко прибегая к эмоциональному шантажу, например, сообщая в письмах потенциальным жертвователям о своей скорой кончине и последнем желании — провести елку для самых обездоленных малышей. Промышленник Савва Морозов жертвовал километры ситца своих мануфактур, другие благотворители закупали сотни пар валенок, рукавиц, шапок и тонны угощения (в которое входили не только сладости — конфеты и орехи, — но и чай, калачи и колбаса). Елки устраивались в Манеже на территории нижегородского Кремля: вокруг украшенного разноцветными электрическими лампочками рождественского дерева водили хороводы дети, а сам писатель возглавлял «Горьковский отряд» уличных босяков, выступавший под красным знаменем.

Никита Nomerz. Большой брат. 2010. Куйбышевская водокачка, расположенная на берегу Оки, недалеко от ул. Черниговской. Фото: Никита Nomerz. Источник: pravda-nn.ru

«Живые стены»

Масштабный проект уличного художника Никиты Nomerz начался в 2010 году с работы «Большой брат» на водонапорной башне у набережной Оки. Со временем идея «оживить» городские постройки и подчеркнуть их «характер» узнаваемой мимикой распространилась по всему Нижнему и даже вышла за его пределы: «лица» появились у зданий в 15 городах России, в Китае и Беларуси. А в 2017 году художник привнес оживление и в среду уличного искусства, став инициатором и куратором фестиваля «Место».

В Заповедных кварталах Нижнего Новгорода. Courtesy Центр 800

Заповедные кварталы
пересечение улиц Славянской, Короленко и Новой

Особое удовольствие — гулять по историческому центру Нижнего, разглядывая резные наличники деревянных домов XIX — начала XX столетия, прикасаясь к теплой, темной, старой древесине и встречая тактично вплетенные в эти цвета и фактуры работы нижегородских стрит-артистов. Однако именно в историческом центре появились первые примеры не просто грамотной работы с уцелевшей городской средой, но ее буквального возрождения. Заповедные кварталы — это 28 исторических деревянных домов в районе церкви Трех святителей. Здесь жили писатели Максим Горький и Владимир Короленко, а Федор Шаляпин пел с балкона. Еще так называется проект и сообщество нижегородцев, кому небезразлично прошлое, настоящее и будущее центра города. Небольшая команда «Заповедных кварталов» занимается сбором архивных данных, историй жителей, малоизвестных фактов об архитектуре, быте и локальной культуре, популяризирует наследие, организуя фестивали, концерты, выставки и экскурсии для всей семьи. Миссия проекта — вдохнуть жизнь в старинные уголки Нижнего, создать дружелюбную среду и обустроить территорию для потенциального культурно-туристического кластера.

География проекта расширяется: в начале октября на пересечении улицы Студеной и Холодного переулка открывается новый квартал — Студеный. Организаторы проведут субботник и расскажут о том, каким было место полвека назад.

Иван Горохов (Meshsplash), студия DOBRO, FLIGHTGRAF (Япония). Проекции на фасад. Фестиваль INTERVALS 2022. Нижний Новгород

INTERVALS

В 2022 году международный фестиваль медиаискусства INTERVALS отметил первый юбилей и вышел за пределы исторической части Нижнего Новгорода. В этот раз аудиовизуальные инсталляции и проекции российских и зарубежных студий расположились на улицах и во внутренних пространствах Арсенала и Главного ярмарочного дома. Заграничные гости в лице турецких медиахудожников Ouchhh и Nohlab, NAOWAO из Берлина и FLIGHTGRAF из Японии представили междисциплинарные проекты на стыке искусства и технологий на куполе Планетария №1, фасаде фабрики «Маяк» и в пространстве «ЦЕХ *». Вход на медиавыставки по традиции был свободный.

В ожидании следующего фестиваля можно примерить цифровой мерч, выпущенный в поддержку прошлогоднего INTERVALS по мотивам архитектурных локаций и эстетики digital-арта.

Чкаловская лестница и Кремль в Нижнем Новгороде. Courtesy Центр 800

Кремль
пл. Минина и Пожарского

Нижегородский кремль — самая древняя часть города, центр общественно-политической и культурной жизни, зародившийся еще в XIII веке. Он с гордостью носит звание единственного кремля, на территорию которого не ступала нога противника. Примечателен он и одной из самых длинных крепостных стен в России — более двух километров, — на протяжении которой в башнях расположились исторические музеи и смотровые площадки. Еще один рекорд — перепад высот между разными частями стены составляет около восьмидесяти метров. Памятник средневековой архитектуры пережил не одну реконструкцию, самая основательная из которых была приурочена к восьмисотому дню рождения города. Восстановили и укрепили боевой ход крепости: теперь кремль в Нижнем — единственный в стране, где можно полностью обойти все стены и башни по круговому маршруту. Через узкие окошки стены, с Тайницкой, Часовой, Борисоглебской и Георгиевской башен открываются живописные виды на город, а в Никольской и Ивановской башнях открыты постоянные экспозиции, в которых использовано около 2000 предметов музейного хранения.

Платье из сурового полотна (Вера Мухина по модели Надежды Ламановой). Иллюстрация из альбома «Искусство в быту». 1925. Источник: propagandahistory.ru

Надежда Ламанова
ул. Сергиевская, 8, Арт-лофт PARLE

Надежда Петровна Ламанова, пионер российской и советской моды, родилась в 1861 году в селе Шутилове Нижегородской губернии, в городе окончила Мариинское женское училище, а после — Московскую школу кройки и шитья О.А. Суворовой. В Москве работала мастером и ведущей закройщицей ателье, а в 1890-х открыла свое собственное. До революции в нем трудились триста мастериц, среди клиенток были представительницы купечества и аристократии, сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна. Будучи поставщицей двора Ея Императорского Величества, ездила в Париж, по приглашению Константина Станиславского работала над костюмами для Московского художественного театра. С приходом к власти большевиков сохранила свое дело, посвятила себя созданию одежды для широких слоев населения, организовала Мастерскую современного костюма и преподавала.

На малой родине модельера помнят и чтут: в марте 2022 года в Нижегородском художественном музее открылась выставка «Гений в юбке и ее эпоха», воссоздающая атмосферу нижегородского периода жизни Ламановой, а в сентябре на Сергиевской, 8, заработал Музей дизайна, моды и портновского искусства, названный в ее честь. В экспозиции акцент сделан не только на биографии и творчестве Надежды Петровны, но и на изучении народных художественных промыслов региона и заметных советских явлений вроде Горьковского дома моделей.

Работа художника Wuper Kec, созданная в рамках фестиваля «Место». Нижний Новгород. Courtesy Центр 800

«Место»

Нижний Новгород уже давно негласно считают столицей стрит-арта. Силами художников и исследователей (не про каждый город написано несколько книг, исследующих местную сцену) Нижний стал настоящей меккой уличного искусства. Не последнюю роль в этом сыграл фестиваль «Место», который местные энтузиасты стали проводить с 2017 года. Благодаря ему на стенах города появилось огромное количество работ, причем согласованных с местной администрацией и собственниками. Так Нижний показывает, как возможна кооперация между административным аппаратом и искусством — через диалог и безболезненные согласования. Желающим посмотреть на плоды фестиваля не обязательно отправляться в Нижний в даты его проведения. Достаточно рассмотреть карту стрит-арта, выбрать год фестиваля или сосредоточиться на приглянувшихся работах и отправиться в путь по тихим улицам города.

Фрагмент постоянной экспозиции Нижегородского государственного художественного музея. Courtesy Центр 800

Нижегородский государственный художественный музей
Верхне-Волжская наб., 3, Кремль, к. 1А, к. 3, пл. Минина и Пожарского, 2/2

Любители современного искусства в Нижнем бегут в первую очередь в Арсенал, а если хочется более камерной атмосферы (и проектов), то в студию «Тихая». Но и ценителям классического искусства здесь тоже есть на что посмотреть — например, на коллекцию Нижегородского государственного художественного музея, тематически разделенную по четырем корпусам. Русское искусство сконцентрировано в Доме военного губернатора (Кремль, к. 3), зарубежное — в Доме Дмитрия Сироткина (Верхне-Волжская наб., 3). Выставки искусства XX века — от народного до авангардного — проходят в корпусе на площади Минина и Пожарского, а в здании Манежа площадью более 600 м2 идут крупные выставочные проекты, как, например, «Сарафан, шушпан, одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме», посвященный традиционным костюмам региона.

Габор Миклош Жоке. Олень. 2014. Сталь. Нижний Новгород. Источник: visitnizhny.ru

«Олень»
Нижне-Волжская набережная

Олень традиционно считается символом города: благородное животное изображалось на нижегородских печатях с XVI века, а с 1781 года — и на официальном гербе губернского города. В советские годы, когда прежняя государственная символика была упразднена, олень остался на логотипе ГАЗа. В 1992 году исторический герб восстановили, а в 2014 году, ко Дню города, на берегу Волги состоялось торжественное открытие скульптуры «Олень». Доставили памятник прямиком с родины своего создателя — венгерского скульптора Габора Миклоша Жоке.

Пакгаузы в Нижнем Новгороде. Источник: packhouses.strelkapark.ru

Пакгаузы на Стрелке
ул. Стрелка, 21, лит. Ж, И

Стрелка — это острый мыс, образованный слиянием Оки и Волги, место силы. Сюда, на Сибирскую пристань, после XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года владельцы компании «Надежда» перенесли металлические ажурные конструкции, находившиеся в составе Главного выставочного павильона. На новом месте каркасы служили основой для строительства складов (пакгаузов), уцелевшие руины которых обнаружили в 2015 году во время подготовки к чемпионату мира по футболу. В 2019 году в окружении дореволюционных конструкций прошли фестивали INTERVALS и «Стрелка», состоялась премия «Инновация», а в 2020 году объект культурного наследия регионального значения очистили от старых слоев краски и пыли, покрыли тремя слоями лака для защиты металла от коррозии. Этим летом в Пакгаузах открыли галерею и концертный зал на 426 мест с панорамной стеной, благодаря которой верхняя часть города становится частью сцены.

До 27 ноября 2022 года в Пакгаузах идет международная выставка современной печатной графики «Меццо-тинто. Полутона и интонации».

Концерт камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» и ансамбля La Voce Strumentale на открытии «Ракушки» 23 августа 2021 года. Фото: Кирилл Мартынов

«Ракушка»
ул. Георгиевский Съезд, 3

Открытая концертная эстрада появилась в Александровском саду в 1958 году по инициативе дирижера Израиля Борисовича Гусмана. Он сам выбрал место на Волжском откосе и придумал конструкцию, а после следил за процессом стройки. Площадка имела форму ракушки (отсюда и название) и была оборудована специально для выступлений симфонического оркестра. В первый же год на сцене прошло более пятидесяти концертов, в том числе музыкантов с мировыми именами — виолончелиста Мстислава Ростроповича, чье имя носит Нижегородская филармония, пианистов Эмиля Гилельса и Владимира Виардо, альтиста и дирижера Эдуарда Грача. По воспоминаниям главного дирижера симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александра Скульского, «даже проплывающие пароходы во время этих выступлений не подавали гудков». Зимой 1991 года «Ракушка» сгорела, а парк пришел в упадок.

За восстановление сцены и Александровского сада взялись к 800-летию города. Новую «Ракушку» собрали из металла, обшили декоративной клееной древесиной с защитной пропиткой, оборудовали системой регулируемого освещения и амфитеатром для оркестра. Первый концерт состоялся 22 августа 2021 года, а этим летом по воскресеньям вновь играл оркестр Нижегородской филармонии — бесплатно, как в 60-е.

Радиусный дом на Молодежном проспекте в Нижнем Новгороде. Источник: lib-avt.ru

Соцгород
Автозаводский район

Микрорайон в Заречной части Нижнего задумывался как город-сад, разделенный на несколько зон: промышленную (автозавод), транспортную, зеленую и жилую. Проект был выполнен в начале 1930-х студентами Московского высшего технического училища и усовершенствован специалистами британской компании «Остин». Первые четырехэтажные дома соединялись переходами на втором этаже, позже застройка свелась к типовым домам-коммунам, а после 1936 года — к кварталам в стиле сталинского ампира. В отличие от соцгородов в других регионах России нижегородский сохранился в комплексе со всей градостроительно-планировочной структурой, дома «срочной постройки» соседствуют с более поздними и новыми, образуя «город в городе».

Отправиться в прошлое стоит за сохранившимися «радиусным домом» на Молодежном проспекте, Автозаводским дворцом бракосочетания, Дворцом культуры, Автозаводским парком и парком Славы.

Двор студии «Тихая». Фото: Максим Мирошников. Источник: vk.com

«Тихая»
ул. Ульянова, 4б

Студия «Тихая» — независимая институция, которая возникла в 2015 году на базе одноименной художественной мастерской Артема Филатова, Андрея Оленева, Антона Морокова, Якова Хорева, Лены Лисицы, Александра Лаврова, Егора и Севы из команды «ТОЙ». Сменив несколько адресов, самоорганизованное рабочее пространство художников обосновалось в двух корпусах одного дома рядом с площадью Минина — главной площадью Нижнего Новгорода, в трех минутах от Кремля. В первом корпусе, бывшем флигеле старинной усадьбы, находятся мастерские, а второй выполняет функции открытого хранения, архива, выставочного пространства и резиденции. Попасть в «Тихую» можно только по предварительной записи.

Усадьба Рукавишниковых в Нижнем Новгороде. Источник: nizhny800.ru

Усадьба Рукавишниковых
Верхне-Волжская наб., 7

Дом купца Сергея Рукавишникова 1877 года постройки зовется палаццо не случайно: изнутри и снаружи он богато украшен скульптурами, семейными вензелями, чугунным и лепным кружевом в итальянском стиле. Для своего времени усадьба была поистине уникальной: снабжена электричеством, оборудована лифтом, а каждая комната обставлена так, что составляла отдельный художественный ансамбль. С 1918 года в ее стенах располагался городской краеведческий музей, отреставрированный не только по научным свидетельствам, но и по автобиографическому роману «Проклятый род» Ивана Рукавишникова, сына первого хозяина дома. К 800-летию Нижнего усадьбе вернули первоначальный вид: отреставрировали фасады и лепные элементы, балкон, въездные ворота, арки и каменный забор, а также отремонтировали художественный паркет из 11 ценных пород дерева. Сейчас дом входит в комплекс Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в качестве главного здания и включает 25 экспозиционных залов.

Выставка Владимира Чернышева «Гудрон и гномы» в галерее FUTURO. Нижний Новгород, 2019. Источник: kudann.ru

FUTURO Gallery
ул. Рождественская, 6

Галерея современного искусства FUTURO занимает второй этаж бывшего доходного дома Городского общества, памятника архитектуры и градостроительства XIX века. В разные годы в здании располагались гостиница, банк, коммунальные квартиры и кинотеатр. Галерея открылась в 2016 году и функционировала еще и как лекторий, кинозал, концертно-театральная площадка и шоурум. А программа выставочного пространства, главный зал которого сохранил остатки оригинального интерьера, включала персональные и групповые проекты нижегородских авторов (Павла Отдельнова, Максима Трулова, Ксюши Ласточки, Ивана Серого, Владимира Чернышева и других) и молодых художников со всей России.

На момент написания материала галерея FUTURO временно закрыта.

Гостиница «Октябрьская» и памятник Петру Нестерову в Нижнем Новгороде. Courtesy Центр 800

Александр Харитонов

«Коробки мы больше строить не будем!» — по легенде сказал Александр Евгеньевич Харитонов, став главным архитектором Нижнего Новгорода. И коробки действительно уступили место сложносочиненным фасадам и свободным геометрическим формам, которые должны были вписаться в историческую застройку Нижнего. Харитонов пытался изобрести новый пластический язык, не заглушающий старую, хаотичную застройку начала XX века, но, скорее, дополняющий ее и примиряющий с возникающими тут и там новостройками. Сейчас наследие Харитонова можно увидеть буквально на улицах: здание гостиницы «Октябрьская» на Верхне-Волжской набережной, Дом актера на ул. Пискунова и здание старого ТЮЗа, реконструированные по его проектам, — своеобразный манифест нижегородского архитектора. Впрочем, его влияние заметно и в проектах последователей: от делового центра «Айсберг» архитекторов Виктора Быкова, Александра Сазонова и Дмитрия Слепова до «Реликвария», спроектированного Валерием Никишиным, Андреем Рубцовым и Марией Седовой.

Инсталляция A.R.R.C 2.0 в пространстве «ЦЕХ *». Источник: tseh.space

«ЦЕХ *»
ул. Варварская, 32

Мультимедиа-арт-пространство «ЦЕХ *» площадью 1000 м2 открылось к 800-летию Нижнего Новгорода в бывшем печатном цехе в здании «Нижполиграфа». Успех фестиваля INTERVALS подтолкнул команду студии dreamlaser к запуску площадки, которая в течение года могла бы знакомить горожан и гостей Нижнего со зрелищным digital-искусством. В числе состоявшихся проектов — иммерсивные инсталляции Sila Sveta, Kuflex, Stain, media.tribe, Arktk Berkut и TUNDRA. Событийная программа включает не только аудиовизуальные выставки, но и концерты, живые сеты и перформансы с дополненной реальностью.

До 4 декабря 2022 года в пространстве работает четырехчастная интерактивная инсталляция A.R.R.C 2.0, созданная студией dreamlaser.

Усадьба Вяхиревых на ул. Черниговской, 12Б, Нижний Новгород. Courtesy Центр 800

Черниговская улица и окрестности

Черниговская — мрачноватое и андеграундное место, не случайно напоминающее о черной комедии Алексея Балабанова «Жмурки» (в Нижнем водят экскурсии по местам съемок фильма). Метромост, Ромодановский вокзал, индустриальные пейзажи создают совершенно особую атмосферу кинематографической заброшенности. Архитектурный облик хранит следы разных эпох и стилей: на улице Минина еще стоят монументальные здания, построенные как в середине XIX, так и в середине XX веков, а также памятные усадьбы и достопримечательности вроде домов Барышевой, Гущиной и Кузнецова.

Парк «Швейцария» в Нижнем Новгороде. Courtesy Центр 800

«Швейцария»
просп. Гагарина

История парка «Швейцария», крупнейшего в Нижнем Новгороде, началась еще в 1903 году, когда ученики и преподаватели местных гимназий посадили на двух гектарах около тысячи молодых сосен. Название тоже относится к дореволюционной России: кто-то из путешественников заметил сходство окских и швейцарских пейзажей. В советский период площадь парка увеличилась до трех с половиной гектаров, а сам он получил имя рабочего-большевика Петра Кринова. До Великой Отечественной войны здесь располагались кинотеатр на триста мест, читальня, шахматные столики, танцплощадка и тир, а после, в 70-е, появились аттракционы и площадки для детей. Историческое название вернулось парку только в начале 90-х. Масштабная реконструкция прошла к 800-летию города — с сохранением уникальной флоры и фауны. В парке появились первые фонтаны, современная инфраструктура, зоны для тихого отдыха, кафе, читальни, веревочный и скейт-парк, планетарий, спортивный кластер. А еще — сорокаметровая скамья, чтобы любоваться легендарными нижегородскими закатками на откосе.

На территории музея «Щёлоковский хутор». Источник: prigorod.info

Щёлоковский хутор

Настоящие нижегородцы поспорят с вами, как правильно произносить название этого места. Букву «О» они упорно игнорируют, называя хутор «Щёлковским» (или просто «Щелчком»). До революции — это дачное место, а сегодня — музей-заповедник с экспозицией деревянного зодчества (деревенские избы и амбары, несколько церквей, ветряная и водяная мельницы и, как вставной зуб, перенесенный с Варварской улицы деревянный городской дом). У музея были непростые времена (в какой-то момент его даже хотели закрыть), но сегодня он переживает настоящее возрождение благодаря в том числе современной научной реставрации. Горожане любят хутор еще и потому, что он стал первым примером благоустройства нового типа от Института развития городской среды Нижегородской области. Здесь приятно гулять и заниматься спортом — зимой на местную лыжную базу стекаются красивые подтянутые лыжники.

Энциклопедия уличного искусства Нижнего Новгорода. 1980–2020. Источник: nizhny800.ru

Энциклопедия уличного искусства Нижнего Новгорода

Современное искусство — своего рода вещь в себе. Чтобы узнать о том или ином художнике или феномене, приходится знакомиться с тусовкой, правдами и неправдами искать информацию в редких (и зачастую изуверски мудреных) статьях и лекциях… Нижний же стоит в стороне: о местном стрит-арте написано несколько подробных книг, которые в доступной форме рассказывают, кто есть кто на нижегородской арт-сцене. Одна из них — это «Краткая история нижегородского уличного искусства» за авторством художника Артема Филатова и куратора Алисы Савицкой. Другая — «Энциклопедия уличного искусства Нижнего Новгорода», составленная уже упомянутым Никитой Nomerz. Если первая — это, скорее, рассказ о сообществе изнутри, то вторая — почти академический труд по систематизации искусства, которое от этой систематизации, собственно, бежит.

Концертный зал «Юпитер» после реконструкции. Источник: prorus.ru

«Юпитер»
Октябрьская пл., 1

Центральный концертный зал «Юпитер» — памятник советского брутализма, бережно обновленный и превращенный в современный многофункциональный культурный центр. Построенное в 1972 году по типовому проекту как Дом политпросвещения, в 90-е здание стало главной концертной площадкой города. Реконструкция 2018 года была призвана не только спасти зал от наступившего запустения, но и расширить его концептуально, адаптировать к проведению городских мероприятий разного формата — конференций, презентаций, кинопремьер и выставок. Основную функцию пространства как концертного зала подчеркнули в интерьере, воссоздающем атмосферу звукозаписывающей студии с повторяющейся структурой акустических стеновых панелей.

В актуальной афише «Юпитера» — гала-концерты, концерты классической и современной музыки, спектакли и стенд-ап.

Нижегородская ярмарка. Источник: yarmarka.ru

Ярмарка
ул. Совнаркомовская, 13

Нижегородская ярмарка — живой символ купеческого прошлого, по сей день действующая как центр культурной и деловой жизни города. Ее история уходит корнями в далекий XVII век, когда в 1641 году Ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, в девяноста километрах от Нижнего Новгорода вниз по Волге. В 1817 году после пожара торговое место решили построить на берегу Оки — на деньги, ранее выделенные императором Александром I для перестройки Зимнего дворца. Так появился масштабный ярмарочный комплекс с парадной площадью, Гостиным двором, обводным каналом, Спасским Староярмарочным собором (архитектор Огюст Монферран проектировал его одновременно с Исаакиевским собором), Армяно-григорианской церковью и мечетью, а также канавами для сточных вод и первой в Европе канализационной системой. Во второй половине XIX века здесь процветала не только международная торговля, но и искусство: действовал театр, устраивались концерты, с гастролями приезжали оперные и балетные труппы.

В этом году Ярмарка отпраздновала 200-летие с начала торговли в каменном Гостином дворе. Сегодня она является одним из ведущих конгрессно-выставочных комплексов страны и остается крупнейшим в регионе многофункциональным пространством для проведения мероприятий в сферах здравоохранения, информационных технологий и образования, автомобильной промышленности и сельского хозяйства, архитектуры и строительства. Есть в расписании и культурные события: выставки, посвященные локальной истории, выставки современных авторов, тематические фестивали и спектакли. 12 и 13 октября в Павильоне 1 пройдет Форум креативных территорий.

Читайте также


Rambler's Top100