Йозеф Бойс и другие

Во время московской выставки «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе» Валентин Дьяконов подобрал к работам Бойса пять рифм, далеких и близких.

Йозеф Бойс на трамвайной остановке в Дюссельдорфе. Источник: Wikipedia

1. Иозеф Бойс. Как объяснить картины мертвому зайцу. 1965

Container imageContainer image

Трехчасовой перформанс Йозефа Бойса был сделан на открытии его первой персональной выставки. Зрители смотрели в окна на то, как Бойс нашептывает что-то тушке зайца. Лицо художника было покрыто медом и золотой фольгой. Для Бойса заяц был символом перерождения, мед — метафорой человеческого мышления, а золото означало мудрость и просветление. Самая известная скульптура Джеффа Кунса была создана в год смерти Бойса. Стальная копия популярной надувной игрушки противоположна работе Бойса во всем: это, во-первых, идеальная форма, лишенная двойного дна и метафорического смысла. Во-вторых, кролик — часть элитного сегмента потребления искусства, против которого Бойс всегда выступал.


2. Иозеф Бойс. Креативность = капитал. 1970-е

Container imageContainer image

«Искусство — единственная революционная сила», — писал Бойс в манифесте «Революция — это мы» (La Revoluzione Siamo Noi). Тезис о важности творческого подхода к действительности лежал в основе предложенной Бойсом «социальной скульптуры» — повседневного творчества каждого гражданина, творчества, ведущего к экономической и политической свободе. Через тридцать лет американский экономист Ричард Флорида открыл «креативный класс», новую, постиндустриальную прослойку капиталистического общества. Согласно Флориде, она растет не по дням, а по часам. На данный момент «креативный класс» составляет, по его прикидкам, около 40% рабочей силы США. В России его термин получил широкое распространение в связи с митингами оппозиционно настроенных работников интеллектуального труда после думских и президентских выборов. При этом граждане, выступающие против партии «Единой России» и Путина, дали множество примеров настоящей «социальной скульптуры». Впрочем, ее расцвет наблюдается во всем мире.


3. Йозеф Бойс. 7000 дубов. Проект для выставки Documenta 7 в Касселе. 1982

Container imageContainer image

Возвращение к природе всегда было частью программы Бойса. Для седьмой «Документы» он придумал проект высаживания семи тысяч дубов — в противовес перенаселенной плодами человеческого труда выставке. Ныне экология стала всемирным трендом и частью повседневного ритуала всякого уважающего себя европейца. Британские архитекторы из студии Heatherwick сделали на громадной EXPO-2010 в Шанхае похожий жест, построив эфемерное хранилище семян из Королевского ботанического сада в Лондоне. Павильон под названием «Храм семян» хранил около 60 000 образцов.


4. Йозеф Бойс. Костюм из войлока. 1970

Container imageContainer image

Войлок был важнейшим материалом для Бойса. Сбитого аса Люфтваффе заворачивали в войлок, смазанный животным жиром, крымские татары: «Без них я бы не выжил». Костюм из войлока стал одним из самых узнаваемых объектов Бойса, символом тепла и воскрешения из мертвых. Ныне войлок — популярнейший материал в индустрии хобби и всяческого «сделай сам». Американский сайт Etsy служит площадкой для миллионов самодеятельных авторов, коллективно воплощающих в жизнь лозунг Бойса «Каждый человек — художник». Правда, в реальности немногие из них живут как художники, совсем наоборот — ходят на работу, а нехитрое искусство творят в свободное время.


5. Йозеф Бойс. Конец ХХ века. 1983–1985

Container imageContainer image

Огромные базальтовые булыжники были частью «7000 дубов» и чуть позже выделились в отдельную работу — реквием по ХХ веку за пятнадцать лет до его хронологического окончания. Небольшие круглые углубления в камнях заполнены все тем же войлоком и клеем, намекая на то, что из могильников мировых войн и геноцида когда-нибудь появятся ростки новой жизни. Для последней «Документы» ее куратор Каролин Христов-Бакарджиев выписала из Мексики один из старейших метеоритов на земле — «Эль Чако», но по техническим причинам он до выставки так и не доехал. И Христов-Бакарджиев, и Бойс руководствовались полумистическими теориями о памяти неорганической материи: их булыжники — немые свидетели истории человечества.

Публикации

    Rambler's Top100