Все растворяется в воздухе (кроме вопросов)

Выставка «Немосква не за горами», которая в начале августа 2020 года открылась в санкт-петербургском Манеже, спровоцировала масштабную дискуссию о кураторской этике, открытости институций к критике и принципах взаимодействия в системе российского современного искусства. Частью этой дискуссии стал прошедший 3 сентября 2020 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина круглый стол. По мнению редакции «Артгида», главным (и самым конструктивным) моментом обсуждения на круглом столе стало выступление Ангелины Бурлюк из новосибирского Центра культуры ЦК19: она зачитала коллективное письмо работников культуры из разных регионов России о том, какие изменения нам действительно необходимы и какими способами их добиться. Этот материал открыт для распространения по лицензии Creative Commons CC BY. Размещайте его на своих ресурсах и сайтах, публикуйте в своих блогах и соцсетях.

Группировка ЗИП. Из проекта «В пути. Инструкция по самоорганизации». Бумага, ручка, фломастеры. 2015. Архив Музея современного искусства «Гараж», Москва. Courtesy авторы

Предисловие

В начале августа 2020 года, накануне открытия в санкт-петербургском Манеже выставки «Немосква не за горами», которая позиционировалась как попытка показать «актуальность региональных художественных процессов в глобальном контексте», то есть как выставка искусства регионов, два куратора — Елизавета Кашинцева и Олег Устинов — заявили о проблемах в отношениях с организаторами проекта. Последние, по их словам, регулярно отказывались от своих обязательств и срывали уже заключенные соглашения. В ответ инициатор и идеолог платформы NEMOSKVA Алиса Прудникова выпустила заявление, в котором назвала произошедшее «недопониманием» и чуть позже пригласила оппонентов (к ним присоединились многие критики, художники и кураторы, а сама дискуссия вокруг ситуации на «Немоскве» развернулась как в фейсбуке, так и на платформе Aroundart) к диалогу, который было решено провести в формате круглого стола в ГМИИ им. А.С. Пушкина (ведь именно под управление этой институции в начале 2020 года перешла вся сеть Государственных центров современного искусства и все когда-то инициированные ГЦСИ проекты, включая «Немоскву»).

Проект NEMOSKVA спровоцировал масштабную дискуссию о кураторской этике, открытости институций к критике и принципах взаимодействия в системе современного искусства и одновременно обострил конфликт между несколькими поколениями работников искусства. 3 сентября 2020 года состоялся круглый стол, который, по мнению организаторов, должен был расставить точки над i (его запись можно посмотреть по ссылке), но превратился в театр абсурда. Конструктивной эту встречу оппонентов назвать нельзя, кроме одной части: руководитель информационного отдела новосибирского Центра культуры ЦК 19 Ангелина Бурлюк зачитала коллективное письмо работниц и работников культуры из разных городов и институций России, в котором описывалась программа развития искусства регионов. «Артгид» публикует текст этого письма.

Группировка ЗИП. Из проекта «Инструкция по самоорганизации». Бумага, ручка, фломастеры. 2015. Courtesy авторы

Мы хотим начать разговор о том, какая «системная поддержка современного искусства» / «программа развития искусства в российских регионах» нужна нам, работникам и работницам в городах России, и что именно мы вкладываем в понимание этой поддержки.

Мы — это коллективность работниц и работников культуры из разных городов России и институций:
Елена Ищенко, группировка ЗИП (Василий и Степан Субботины, Евгений Римкевич) и Марианна Кручински из ЦСИ «Типография» в Краснодаре;
Инна Остроменская, Петр Жеребцов, Ангелина Бурлюк, Екатерина Рудая из Центра культуры ЦК19 в Новосибирске;
Мария Букова из Музейного центра «Площадь мира» в Красноярске;
Яна Гапоненко из Владивостока;
Дарья Ткачева из Кирова;
Дмитрий Безуглов из Екатеринбурга;
Марина Пугина из Перми;
Лейли Асланова из Ростова-на-Дону;
Антон Вальковский из Владикавказа и Волгограда;
Алиса Савицкая из Нижнего Новгорода;
Аня Литовских из кружка арт-критики в Екатеринбурге;
Кристина Горланова из Екатеринбурга;
Владимир Селезнев из Екатеринбурга;
Евгений Кутергин из Екатеринбурга.

Просим вас не воспринимать это письмо как ряд требований непосредственно к проекту «Немосква» или предписаний, как улучшить его структуру. Но вопросы, которые мы получили в приглашении к участию в круглом столе, не являются для нас релевантными. Приведем здесь эти вопросы полностью:

— Как быть в региональной повестке максимально неколониальными и непровинциальными?
— Насколько глобально можно действовать, если миссией является развитие локального?
— Как обеспечить человечность проекту, сохраняя задачи организаторов и интересы, инициативы участников?
— Что мы теряем и что приобретаем, мысля большими проектами?

Круглый стол предлагает решать проблемы отдельно взятого проекта. Но давайте мыслить шире. Мы хотим предложить разговор о программной работе и системных изменениях. Мы не ждем, что «развитием современного искусства регионов» и его «включением в глобальный контекст» будет заниматься исключительно один проект или кто-то из присутствующих на дискуссии, потому что мы уже работаем с локальным контекстом, несмотря на гиперконцентрацию и централизацию ресурсов в Москве. Мы уже работаем глобально, инициируя взаимодействия и проекты с зарубежными институциями, художниками и кураторами, а также сами участвуем в зарубежных проектах, рассчитывая, что сможем установить долгосрочные и взаимонаправленные отношения, не ограничивающиеся тактическими проектами. И мы хотим поговорить на этой дискуссии о том, что волнует нас здесь, на местах, а не только обсуждать вопросы, которые беспокоят организаторов.

1. Межрегиональное взаимодействие. Как и по каким принципам его выстраивать?

Здесь мы бы хотели повторить слова, которые озвучивала директор Музейного центра «Площадь Мира» Мария Букова на Совете по культуре и искусству при президенте РФ в 2018 году. У так называемых «регионов» есть интерес к самим себе: создаются проекты с местными и приглашенными художниками и кураторами, есть ряд сложившихся художественных инициатив, есть коллекции музеев современного искусства, есть исследования.

Проблема заключается в том, что поддержка обменов и взаимодействий между регионами осуществляется стихийно и под конкретные проекты, которые обычно инициированы столичными институциями, и сводится к привозу выставок и коллекций из Москвы и Санкт-Петербурга. Это вновь централизованные, а не горизонтальные взаимодействия.

Поэтому первое предложение — поддержка обменов выставочными и исследовательскими проектами, которые позволяют знакомиться с искусством друг друга.

Нам нужны:
— Программы совместных локальных исследований, в том числе архивных, конференций, образовательных и выставочных проектов;
— Субсидии, чтобы покрывать стоимость билетов и проживания для художников и кураторов, которые приглашаются в другие города и страны;
— Программы обмена выставками, образовательными и другими проектами.

Мы будем рады, если в рамках этого и последующих разговоров сможем обсудить, каким образом можно добиваться этих изменений. Мы готовы включаться своими временными и концептуальными ресурсами в работу. Озвученные вопросы и предложения — приглашение к совместной работе, а не реплика с позиции «дайте нам, пожалуйста».

2. Институциональная автономия / Можем ли мы добиться институциональной автономии и легитимации нашей деятельности?

Поддержка «больших московских» институций и фондов помогает «придать вес» локальным инициативам в глазах местного бизнеса, городской администрации и регионального Минкульта. Как вы можете помочь легитимизировать нашу деятельность на местах? Как сделать эту поддержку более продуктивной?

3. Ресурсы и финансовая поддержка / По каким критериям могут распределяться ресурсы?

Вопрос распределения ресурсов — один из главных вопросов всей деятельности институций в регионах, и он напрямую связан с вопросом о том, как сделать нашу деятельность устойчивой. Сейчас финансовые ресурсы централизованы и сконцентрированы в руках столичных институций. Как децентрализовать распределение ресурсов? Как сделать этот процесс более прозрачным и равномерным?

Если мы говорим о фондах, предоставляющих поддержку региональным проектам и институциям и отчасти выполняющих работу по децентрализации ресурсов, то их однозначно недостаточно и они не способны охватить все интересные инициативы.

Нам нужны:
— гранты и грантовые программы на поддержку программной деятельности институций, а не только проектов. Такие гранты позволят институции развиваться, ведь мы тоже хотим заниматься планированием и думать о долгосрочном целеполагании, а не только о разовых проектах;
— гранты и грантовые программы на поддержку проектной деятельности институций, самоорганизаций и частных инициатив в области современного искусства, потому что их также недостаточно;
— гранты на устойчивое развитие для тех территорий, где нет присутствия крупных государственных и частных компаний;
— программы, которые позволят расширять социальную ответственность бизнеса и не только столичных, но и региональных офисов крупных компаний;
— программы, в рамках которых мы сможем обмениваться контактами наших спонсоров, партнеров и патронов. Нам необходимо воспринимать современное искусство не как поле для конкуренции за немногие ресурсы, но как поле общего дела и всех нас как сообщников, которые это поле могут расширять.

4. Образовательные программы для художников, кураторов и менеджеров

Еще одно следствие централизации — желание местных специалистов уехать в города с лучшей инфраструктурой, большим количеством возможностей и достойной зарплатой, а также нехватка образовательных инициатив.

Нам нужны:
— образовательные программы для художников, кураторов и арт-менеджеров в дистанционном режиме. Пандемия показала реальность этой возможности;
— образование не только художественное, но и юридическое, финансовое, техническое для работников институций;
— развитая система резиденций (а не несколько частных инициатив), образовательные гранты и мастерские для художников и специалистов (в том числе не встроенных в системы профессиональных союзов вроде СХР, ТСХ, Фотосоюза и других);
— поддержка мобильности специалистов из России, гранты и стипендии для исследовательских поездок по России и за рубеж, а также аналогичные программы для приезда зарубежных специалистов в Россию.

5. Продвижение проектов в России и за рубежом

Нам необходимы ресурсы для продвижения в медийном и профессиональном поле России и за рубежом, через которые мы сможем рассказать о художниках и кураторах, работающих в наших городах и окрестностях, а также о наших проектах. Нехватка этой информации также препятствует созданию межрегиональных и международных проектов. Может ли проект «Немосква» стать тем ресурсом, через который мы расскажем о себе и своей деятельности?

Нам нужны:
— ресурсы на русском и английском языках, где бы размещалась информация о наших текущих проектах, художниках и кураторах, работающих в наших и других городах России, а также возможность размещения информации на уже существующих и известных в мировом профессиональном сообществе ресурсах (например, в e-flux), которые часто являются платными и недоступными для институций в городах России;
— возможность рассказывать о наших проектах в международном медийном поле — объединенные рассылки по зарубежным СМИ.

Вы можете подписать это письмо в комментариях на сайте «Артгида» (по кнопке «Комментарии» внизу этой страницы).

 

Публикации

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100