Сергей Беляк. Девушки партии

Весной 2005 года в московской галерее «С’Арт» открылась необычная по тем временам политическая выставка — фотопроект адвоката Сергея Беляка «Девушки партии». А конкретнее, девушки Национал-большевистской партии, которую поэт и писатель Эдуард Лимонов основал в 1993 году (а Мосгорсуд запретил в 2007-м). В качестве оммажа ушедшему из жизни 17 марта 2020 года Эдуарду Вениаминовичу Лимонову мы публикуем посвященную «Девушкам партии» рецензию Альберта Снегирева, которая вышла в журнале «Артхроника» в далеком 2005 году.

Сергей Беляк. Из проекта «Девушки партии». 2005. Courtesy Галерея С’Арт

Трудно отделить деятельность Эдуарда Лимонова в качестве лидера Национал-большевистской партии от его литературных трудов, и наоборот. Сложно сказать, является ли партийная работа затянувшейся художественно-политической акцией известного писателя или же, напротив, сегодняшние книги Лимонова — это публицистика лидера НБП.

В той же мере нелегко идентифицировать фотовыставку Сергея Беляка «Девушки партии». Казалось бы, она открылась в художественной галерее, а значит, формально проходит по ведомству искусства. Но даже в самом ее названии чувствуется сильный идеологический привкус.

Подобная амбивалентность всегда сопутствовала нацболам — артистичным в политических акциях, больше похожих на перформансы, и политически ангажированным в своем искусстве вроде литературных опусов из газеты «Лимонка» и арт-вернисажей в знаменитом «бункере» на Фрунзенской. И хотя Сергей Беляк не состоит в НБП и просто показывает снимки ее членов женского пола, он тоже оказался стилистическим заложником партии. Ее верным пропагандистом, не желая того. Он всего лишь пытался избежать авторских интонаций и как бы не претендовал на звание фотохудожника (все излишества, которые себе позволил, — жанр традиционного группового снимка, черно-белый колорит и сталинская архитектура в качестве фона), разрешив девушкам-нацболкам оставаться такими, какие они есть. Те и позировали перед камерой в соответствии со своими национал-большевистскими стандартами красоты.

Сергей Беляк. Из проекта «Девушки партии». 2005. Courtesy Галерея С’Арт

Стандарты эти существенно отличаются от навязшей гламурности топ-моделей и трогательной сентиментальности героинь сериалов о царской России. У нацболок совсем другое амплуа — «фурий и ангелов Революции», как выразился Лимонов. Девушки в кожаных куртках и длинных пальто стоят с суровыми лицами на набережной напротив Нескучного сада, сосредоточенно смотрят вдаль или смеются под портиком советского здания с колоннами. Какие-то снимки напоминают портреты террористок из немецкой RAF. Какие-то — молодых шахидок. Какие-то — героических женщин русской революции из старых учебников. В общем, канонический набор имиджей радикального сопротивления. Слишком хрестоматийный, банально-плакатный, неестественный — если бы это были лишь роли перед объективом. Но на вернисаже можно было воочию увидеть почти всех девушек, принимавших участие в съемках (кроме 19-летней Алины Лебедевой, отбывающей наказание, и Елены Воровской, скрывающейся где-то в бескрайней России). Они и в жизни точно так же выстраивают свои имиджи по революционным лекалам.

По большому счету неважно, кто на снимках — девушки или юноши. (В скором будущем галерея С'Арт планирует выставить фотографии юношей партии «в деле», то есть на митингах и демонстрациях.) Самое любопытное в сознательной попытке представить лимонов-цев в художественном пространстве — это неожиданный эффект бессознательно проступающей искусственности. Она чувствуется во всем: в одежде, в жестах, в текстах. Но крайняя искусственность эта объясняется крайней идеологизированностью радикалов-нацболов. Идеологизированностью, особенно бросающейся в глаза на фоне предельно деидеологизированной сегодняшней общественной жизни, в которой — как признаются даже прожженные политтехнологи — «не осталось места политике». А члены НБП в своих действиях руководствуются идеями политического преобразования и даже по-юношески готовы к самопожертвованию. Чистый эффект идеологии — вот что на самом деле можно увидеть на портретах нацболов. И именно она превращает их партию в одно тотальное произведение искусства, достойное галерейных стен. Не случайно Эдуард Лимонов, которого можно увидеть на любой великосветской тусовке, теперь не уступает в популярности Владимиру Сорокину, а то и Филиппу Киркорову. Взаимообратимость искусства и идеологии — главный урок выставки в С'Арте.

Сергей Беляк. Из проекта «Девушки партии». 2005. Courtesy Галерея С’Арт

При этом урок получен, кажется, по недоразумению. И даже вопреки авторской воле. Беляк просто снимал девушек из НБП, не особенно задумываясь о какой-то там политике или философии искусства. Но художник, заимствуя образность конкретной общественной силы, не может не быть ей признателен и не отдавать себе отчета в своей зависимости от политиков. Не то чтобы я обвиняю Сергея Беляка в неблагодарности и тайном расчете на славу за счет национал-большевиков, но его искусству пока ответить на такую претензию, в сущности, нечем.

Журнал «Артхроника», 2005, № 2.

 

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100