«Спаситель» пропал из Лувра: спокойствие, только спокойствие

Заметка в New York Times о судьбе «Спасителя мира» Леонардо и как ее пересказали СМИ.

Леонардо да Винчи. Спаситель мира. Около 1500. Дерево, масло. Фрагмент

31 марта 2019 года международные СМИ взорвались материалом, который, появись он днем позже, вполне можно было бы счесть первоапрельским фейком и розыгрышем. Сюжет состоял в том, что самая дорогая картина в мире, «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, непостижимым образом исчезла. Заголовки новостных статей варьировались, часто упоминался вопиющий факт, что картина пропала из Лувра. Вот некоторые из них:
 
«Пропала самая дорогая картина в мире» (Lenta.ru).
«Исчезла самая дорогая картина из когда-либо проданных на аукционе» (Радио Свобода).
«Стало известно о пропаже картины Леонардо да Винчи из Лувра» (Газета.ru).
«Картина да Винчи “Спаситель мира” пропала из музея в Эмиратах» (Федеральное агентство новостей No. 1).
«NYT узнала о пропаже “Спасителя мира” да Винчи из филиала Лувра в ОАЭ» (РБК).
«Картина да Винчи “Спаситель мира” пропала из Лувра Абу-Даби» (Коммерсантъ).

Из музея пропала самая дорогая в мире картина. Караул! Кошмар! Скандал! Преступление века! — так, во всяком случае, может показаться. Каким же образом она пропала? Украли? Или действительно исчезла мистическим образом, испарилась, растворилась? «Артгид» решил сохранить хладнокровие и разобраться, что случилось. А заодно и проследить за механизмом возникновения «нездоровых сенсаций».

Итак, источник шквала публикаций один-единственный: газета The New York Times, на которую ссылаются все СМИ. Что же там конкретно написано по поводу «исчезновения» картины Леонардо? Каковы факты? 

1. Сотрудники Лувра Абу-Даби в частном порядке сообщают, что им неизвестно местонахождение «Спасителя мира».
2. Во французском Лувре тоже не знают, где находится «Спаситель мира».

Собственно говоря, это всё. Но позвольте, как это музейные сотрудники не знают, где находится картина, которой положено находиться в музее? Ведь по крайней мере в половине заголовков сообщается, что «Спаситель мира» «пропал из музея» и конкретнее «из Лувра». И это первое «передергивание». Во-первых, французский Лувр и Лувр Абу-Даби — это два разных музея. Лувр Абу-Даби никакого отношения к «настоящему», французскому Лувру не имеет, за исключением названия (то есть использования бренда «Лувр») и того, что за примерно миллиард евро в течение тридцати лет может брать из Лувра (того, что в Париже) картины напрокат и пользоваться консультациями тамошних специалистов. Во-вторых, картина не могла пропасть из Лувра Абу-Даби по той причине, что нет никаких подтверждений, что она там действительно когда-либо находилась.

Придется вспомнить предысторию. «Спаситель мира» был продан на Christie’s за рекордные $450 млн в ноябре 2017 года. Покупатель картины остался неизвестным. Вскоре стала появляться разнообразная информация по этому поводу. По одной версии, картина Леонардо была приобретена саудовским наследным принцем Мохаммедом бин Салманом. По другой — ее купил департамент культуры и туризма Абу-Даби, о чем сам и сообщил в своем официальном твиттере, эту информацию подтвердили в Christie’s. Была даже объявлена дата, когда «Спасителя мира» покажут в Лувре Абу-Даби: 18 сентября 2018 года. Однако в начале сентября тот же департамент в том же твиттере заявил, что «Леонардо не будет», после чего ушел в глухую оборону, с того момента и по сей день наотрез отказываясь от любых комментариев.

Параллельно велись переговоры о показе картины в Лувре в Париже — ее предполагалось включить в намеченную на конец 2018 года выставку работ Леонардо, посвященную 30-летию реконструкции «Большого Лувра». Переговоры вел лично директор Лувра Жан-Люк Мартинес, однако с кем он их вел — неизвестно. «Спасителя мира» на той выставке не было.

Так откуда же взялась убежденность, что картина пропала именно из Лувра Абу-Даби и что она вообще куда-то пропала? Та же The New York Times утверждает, в общем-то, самый очевидный факт: вероятнее всего, «Спаситель мира» просто-напросто лежит (ну или висит) у своего законного владельца, который не желает ее показывать — с момента продажи на Christie’s она нигде не экспонировалась. Кто владелец — по-прежнему достоверно не известно.

Так что, в общем, да, можно сказать, что «картина пропала». Непонятно только, почему ажиотаж вокруг этого факта разгорелся только теперь. Ведь с момента ее продажи ничего не изменилось. 
 

Публикации

Rambler's Top100