«Обратно домой». Путеводитель по выставке в бывшем Музее интеллигенции в Нижнем Новгороде

До 29 октября 2017 года в Нижнем Новгороде, в опустевшем деревянном доме, где раньше размещался Музей нижегородской интеллигенции, открыта выставка, созданная на стыке современного искусства и краеведения. Куратор Артем Филатов и приглашенные им художники изучили забытые пласты истории Нижнего Новгорода и предприняли попытку дать старому дому и старому городскому кварталу новую жизнь. Вход бесплатный.

Дом Музея нижегородской интеллигенции, Нижний Новгород, улица Максима Горького, 127. Фото: сourtesy Артем Филатов

В доме на улице Максима Горького в Нижнем Новгороде, сохранившемся с середины XIX века, ровно 50 лет назад, в 1967 году, открылся музей-квартира сестер Невзоровых — революционерок, у которых в 1900 году останавливался Владимир Ильич Ульянов (Ленин) для обсуждения с нижегородскими марксистами издания революционной газеты «Искра». В экспозиции была воссоздана обстановка квартиры Невзоровых и размещены стенды, посвященные истории революционного движения в Нижнем Новгороде. В 1993 году музей-квартира был переименован в Музей нижегородской интеллигенции, в нем сохранялись обстановка и предметы быта конца XIX века. Он располагается в уникальном квартале с деревянной застройкой середины XIX века, однако большинство домов там обветшали и никак не охраняются: дом-музей — единственный, имеющий в этом квартале статус культурного объекта. Но и он обветшал и требует ремонта, и четыре года назад его экспозиция была переведена в другое здание, а опустевший дом остался без электричества и водоснабжения. Его будущее остается смутным. Вокруг здания бывшего музея собрались градозащитники, активисты, краеведы: им (как и бывшему директору музея Татьяне Казанской) квартал деревянной усадебной застройки, окруженный высотными зданиями, представляется будущим «музейным островом», но эти планы пока существуют только на бумаге.

Столовая. Вид экспозиции в Музее нижегородской интеллигенции. Фото: сourtesy Артем Филатов

Выставка «Обратно домой» стала возможностью открыть пустующее здание музея и актуализировать связанные с ним проблемы. Название выставки продиктовано впечатлениями прежних посетителей от экспозиции Музея нижегородский интеллигенции. Воссозданная обстановка квартиры разночинного интеллигента среднего достатка ощущалась гостями музея как домашняя, близкая. Вместе с исследованием истории музея на выставке «Обратно домой» представлена тема образа и места дома в человеческой жизни. Возвращение в Музей нижегородской интеллигенции, построенного вокруг бытовой культуры прежних жильцов дома, сравнимо с переездом в квартиру, в которой еще предстоит сделать ремонт. В пространстве повседневности через профанную реальность конструируются сокровенные явления и объекты, которые наделяются сакральным смыслом.

Обратно домой. Фрагмент экспозиции. 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов

Для проведения выставки мы сняли здание в аренду на четыре месяца. В нем были отключены водоснабжение, отопление и электричество, поэтому весь свет мы провели заново, не используя старую проводку.

Одна из участниц выставки — художница из Таллина Фло Касеару. С 2013 года она является директором Дома-музея Фло Касеару, расположенного в историческом деревянном здании в северной части Таллина. Большинство осуществленных там проектов связаны с переживаниями и впечатлениями в родном доме: художница иронично репрезентирует собственные работы в музее самой себя. Касеару предлагает зрителю не только увидеть жизнь художника со всех сторон, но и осознать ценность и место человека в современном мире. Представленная на выставке видеоработа художницы — авторский экскурсионный видеотур по Дому-музею Фло Касеару в 2013 году. Зритель проходит через все семь комнат музея, заглядывает на задний двор, в подвал и на чердак, пространства которых оборудованы под постоянную экспозицию. Темы Касеару — забота о доме, джентрификация, институциональная иерархия и та обстановка, в которой приходится работать художнику.

Container imageContainer image

Московский художник Иван Новиков обратился к истории встречи нижегородских марксистов с Лениным на квартире сестер Невзоровых в 1900 году — на этой встрече обсуждалось издание газеты «Искра». Для художника подобные издания прошлого являются отражением ключевых споров и проблем своего времени, подталкивающих к социальным переменам. С кризисом печатной прессы Новиков наблюдает исчезновение с ее страниц социальной полемики, которая переходит в быстро меняющееся и контролируемое виртуальное пространство. Издав собственную версию газеты («Вспышка»), художник представляет ее как музей споров и мнений, сохраняющий эфемерный дух и становящийся памятником сегодняшнему дню. На страницах газеты расположились тексты дискуссий и комментариев из социальных сетей, посты из «Фейсбука» Ильи Будрайтскиса, Олега Кашина и Андрея Кураева с комментариями к ним, твиты и посты из каналов Telegram.

Container imageContainer image

Нижегородский художник Александр Лавров создал инсталляцию под названием «Дом с приведениями», которая основана на истории пребывания Владимира Ильича Ленина в доме сестер Невзоровых в 1900 году, и дух Ленина продолжает жить в его стенах по сей день. Специально для выставки Лавров собрал подлинные предметы конца XIX — начала XX века, которые, как и прежде в музее, воссоздают мемориальную обстановку с «настоящим» Лениным. Один из мифов Музея нижегородской интеллигенции связан с кушеткой, на которой будто бы спал Владимир Ильич (к сожалению, из подлинных предметов обстановки дома Невзоровых сохранились лишь несколько сундуков, остальные были собраны работниками музея намного позже). Когда посетители заходят в комнату к левитирующему Ленину, внезапно начинает играть музыка, а зрители утверждают, что голова у фигуры начинает медленно поворачиваться в строну вошедших.

Андрей Оленев. Коридор. Фрагмент экспозиции выставки «Обратно домой». 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов

В коридоре бывшего музея расположилась тотальная инсталляция нижегородского художника Андрея Оленева. В ней автор превращает существующий коридор в пространство лабиринта. Каждая работа Оленева — это игра со зрительским восприятием, где сюрреалистические сюжеты соседствуют с нечитаемыми текстами, искусственно созданными преградами (дверцами, глазками, зеркалами) и многочисленными отсылками к искусству Средневековья и Северного Возрождения.

Яков Хорев. От пустоты. Фрагмент экспозиции выставки «Обратно домой». 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов

В световой инсталляции «От пустоты» нижегородский художник Яков Хорев обращается к своему детскому опыту. Движение сквозь тьму к свету — светящемуся в избе окошку или виднеющемуся вдалеке костру — стало для него образом, передающим процесс познания мира и конструирования собственной художественной реальности. Этот путь взросления художник воспринимает не столько как развитие, сколько как движение к истокам — как возвращение домой.

Container imageContainer image

Художница из Нижнего Новгорода Елена Топтунова создала образ детского убежища, собранного из самых разных предметов домашнего обихода. Такой шалаш являет собой, по мнению автора, первую неосознанную потребность человека в личном пространстве. Ребенок строит свое недолговечное жилище, принося туда значимые для него предметы, конструируя модель своего будущего дома. Создав укромный уголок, художница обращается к образу из детства, где таятся личные «секретики».

Container imageContainer image

Антон Мороков разместил в помещении, ранее закрытом для посетителей, серию графических работ «Случайные воспоминания о Доме». Его произведения погружают зрителя в атмосферу, где граничат юношеские и взрослые домашние впечатления. Графика растворяется в обстановке комнаты, а ее элементы создают ассоциации, пробуждающие в зрителях память о собственном родном месте.

Андрей Дружаев. Режим города. Архивная память. Вид инсталляции на выставке «Обратно домой». 2017. Фото: сourtesy Артем Филатов

Нижегородский художник Андрей Дружаев специально для выставки создал инсталляцию, частью которой стали предметы, найденные в квартале и в самом здании Музея нижегородской интеллигенции. Артефакты, связанные с прошлым музея, неопознанные объекты и ветошь превращаются в своего рода археологические находки, а художник — в археолога, открывающего заново все найденное. Находки скрупулезно размещены в архиве, где некоторые ячейки закрыты, а некоторых не хватает, так что непонятно — то ли работа над архивом не закончена, то ли он частично утрачен. Посетители могут сами знакомиться с архивом, вытаскивать ящики и изучать их содержимое — например, читать письма бывшему директору музея Татьяне Николаевне Казанской и старые приглашения от фонда Сороса (в 2015 году минюст РФ включил фонд в список нежелательных организаций) к участию в поддержке музеев, рассматривать паспорт на окраску музея от 1973 года или муляжные книжки, одна из которых выдает себя за «Материализм и эмпириокритицизм», а на самом деле является книгой «К вопросам ревматизма в Горьковской области».

Книга почетных посетителей Музея-квартиры Невзоровых в экспозиции выставки «Обратно домой». Фото: сourtesy Артем Филатов

Здесь же, в кабинете архива, находится книга почетных посетителей музея-квартиры Невзоровых, напечатанная к открытию музея в 1967 году. После многочисленных отзывов групп учащихся, посетивших музей с 1986 по 1989 год, каждый посетитель выставки «Обратно домой» может продолжить 50- летнюю традицию и оставить свою запись.

Публикации

Rambler's Top100