Art-Weekend: выставки к 100-летию русской революции. Часть 2

Сегодня мы представляем вторую часть обзора проектов, приуроченных к 100-летию русской революции. В этой публикации «Артгид» расскажет о зарубежных выставках, посвященных «десяти дням, которые потрясли мир», и событиям, последовавшим за ними.

Климент Редько. Восстание. Фрагмент. 1925. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Революционный порыв. Становление русского авангарда»
(A Revolutionary Impulse: The Rise of the Russian Avant-Garde)
3 декабря 2016 — 12 марта 2017
Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк

Из России перенесемся за рубеж. Раньше других юбилейную выставку на основе своего великолепного собрания открыл главный американский музей современного искусства. В экспозиции — живопись, графика, скульптура, графический дизайн и архитектурные фантазии, фотография и кино: с момента бурного расцвета художественных экспериментов в 1912 году, до победы социалистического реализма как единственно возможного в СССР художественного метода в середине 1930-х. 53 автора, среди которых — Михаил Ларионов и Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Любовь Попова, Александр Родченко, Эль Лисицкий, братья Стенберги, Яков Чернихов, Владимир Маяковский, Дзига Вертов, — рассказывают поучительную историю о том, как провалилась отважная попытка преобразовать жизнь искусством. Правда, открытия, сделанные в процессе, обогатили теорию и практику мирового художественного творчества на много лет вперед. Жаль только, что на родине авторов этими открытиями пользовались совсем не рачительно.

 

Валентина Кулагина. Мы будем готовы к отражению военного нападения. 1931. Плакат

«Революция каждый день»
(Revolution Every Day)
14 сентября 2017 — 14 января 2018
Музей искусств Smart Чикагского университета, Чикаго

Героиня еще одной юбилейной экспозиции в США — советская и постсоветская женщина. Группа кураторов фиксирует внимание на изменениях, которые революция принесла и закрепила в повседневной женской жизни, и рассказывает как, отряхнув прах старого мира, воспарив над бытом, женщина угодила в тенета социалистического труда, с его напряжением, самоотверженностью и героизмом. Материалом служат плакаты 1920–1930-х, включая работы Валентины Кулагиной, документальное кино советских мастеров во главе с Дзигой Вертовым, работы Ольги Чернышевой и совсем новые произведения современных художников.

 

Неизвестный автор. Ухабы. 1927. Киноафиша.Courtesy Музей Стеделейк, Амстердам

«Конструируя нового человека»
(Constructing the new man)
27 января — 30 апреля 2017
Стеделейк, Амстердам

Печатная графика и кино как мощные средства пропаганды — тема злободневная и поучительная. История их взаимодействия с новым режимом прослеживается от первого плаката-инструкции 1918 года для солдат Красной армии через знаменитые конструктивистские издания, плакаты-коллажи и фотомонтажи Густава Клуциса, Эль Лисицкого, Александра Родченко, Валентины Кулагиной к новому соцреалистическому герою сталинского времени. Бодрости и энергии в экспозицию добавляют фильмы Дзиги Вертова, Якова Протазанова и Сергея Эйзенштейна и живопись Казимира Малевича, благо музей владеет лучшей коллекцией его работ за пределами России.

 

Николай II и цесаревич Алексей. Ок. 1910.© Государственный архив Российской Федерации, Москва

«1917. Романовы и революция»
(1917. Romanovs & Revolution)
4 февраля — 17 сентября 2017
Выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам», Амстердам

На фоне выставки в музее Стеделейк экспозиция «Эрмитажа-Амстердам» звучит трагическим контрапунктом. Единственный раз в Западной Европе покажут, как выбор и решения, принятые царем под давлением исторических обстоятельств, привели к неизбежному концу правления Романовых в России. Путь от сияющей модной столицы до екатеринбургского Ипатьевского дома отмечен детскими рисунками, письмами и любительскими фотографиями, личными вещами императорской семьи, картинами и гравюрами, драгоценностями Карла Фаберже, факсимиле текста отречения от престола и даже одним из орудий убийства. Уникальные документы предоставил Государственный архив Российской Федерации. Винтовки, пулеметы и бомбометы времен Первой мировой войны и революций 1917 года — из Артиллерийского музея Санкт-Петербурга.

 

Борис Кустодиев. Большевик. 1920. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Революция. Русское искусство 1917–1932»
(Revolution: Russian Art 1917–1932)
11 февраля — 17 апреля 2017
Королевская академия искусств, Лондон

Судя по количеству и качеству выставок, настоящей столицей празднования юбилея русской революции решил стать Лондон. Трудно сказать, почему именно туда отправились 200 работ из Третьяковской галереи, Русского музея, региональных российских музеев и частных коллекций. Может быть, дома подобная экспозиция рисковала оскорбить чувства слишком обидчивого населения? Зато теперь любоваться шедеврами Василия Кандинского, Марка Шагала, Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Дейнеки, восторгаться Владимиром Татлиным, недоумевать от соседства Казимира Малевича и Исаака Бродского, оценивать революционный фарфор, ужасаться продуктовым карточкам и обживать воссозданный интерьер коммунальной квартиры предстоит в залах Берлингтон-хауса. Хорошо бы также разобраться в отношениях русского авангарда и русской революции и решить наконец, кто кого компрометирует. Для этого в рамках выставки предусмотрены встречи и конференции, в которых примут участие президент Общества Малевича профессор Кристина Лоддер, президент фонда IN ARTIBUS Инна Баженова, профессор Джон Боулт.

 

Фото: Calvert 22

«Дмитрий Пригов. Театр революционного действия»
(Dmitri Prigov. Theatre of Revolutionary Action)
12 октября — 17 декабря 2017
Calvert 22, Лондон

Лондонский фонд Calvert 22, специализирующийся на российском и восточноевропейском современном искусстве, и его директор-основатель Нонна Матеркова намерены очистить революцию от излишней романтизации в духе пастернаковского «Доктора Живаго». Годовая программа ежемесячных дискуссий, конференций и выставок, созданная в сотрудничестве с Эрмитажем, Европейским университетом в Санкт-Петербурге и Университетским колледжем Лондона, сосредоточится на экономических, социальных и гендерных изменениях, вызванных революцией. Апрельскую конференцию, посвященную вопросам существования музеев в условиях новой власти, сопроводит выставка фотографий из архивов Эрмитажа.

Гвоздем сезона обещают выставку Дмитрия Александровича Пригова. Работами поделятся Эрмитаж, архив автора и, возможно, галерея Тейт, которая недавно купила несколько произведений в свою коллекцию. Режиссер Юрий Муравицкий поставит новую версию «Переворота», музыкального спектакля по текстам Пригова.

 

Проект Дворца Советов. 1933. Архитекторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Смешанная техника. Фото: courtesy Музей дизайна, Лондон

«Представьте себе Москву. Архитектура, пропаганда, революция»
(Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution)
15 марта — 4 июня 2017
Музей дизайна, Лондон

В новом здании лондонского Музея дизайна подбираются к осмыслению русской революции через футуристическую архитектуру. «Великую утопию» олицетворяют шесть нереализованных проектов Николая Ладовского, Эль Лисицкого, Ивана Леонидова, Александра Соколова, Константина Мельникова, братьев Стенберг и Бориса Иофана. Радостное будущее жаждало переосмысления городской среды через новую символику, новые памятники, новые учреждения. Вообразить идеальный город зрителям предлагают с помощью репродуцированных чертежей из Музея архитектуры им. Щусева, моделей и подлинных артефактов — рисунков, эскизов, плакатов, фарфора и даже тканей, которыми поделились музеи и частные коллекционеры. Жители небольшого острова должны особенно оценить размах и свободу архитекторов в обращении с пространством. Осуществленное здание на выставке только одно — мавзолей Ленина. Проектам Щусева и конкурсным работам профессионалов и любителей выделен отдельный зал.

 

Д. Моор (Дмитрий Орлов). Ты записался добровольцем?. 1920. Бумага, литография. Государственный историко-мемориальный музей «Смольный», Санкт-Петербург

«Русская революция. Надежда, трагедия, мифы»
(Russian Revolution: Hope, Tragedy, Myths)
28 апреля — 29 августа 2017
Британская библиотека, Лондон

Выставка в Британской библиотеке строится в духе «истории повседневности» — новый взгляд на глобальное событие через опыт частной жизни последнего русского царя, известных политиков и самых обычных людей. Благо коллекция это позволяет. Фотографии, плакаты, письма, флаги, оружие, фильмы, звукозаписи, предметы форменной одежды создают живую плоть времени, в которой важно все — и роскошный коронационный альбом Николая II, и листовки, раскрашенные от руки фабричной работницей, и ленинский автограф на библиотечном запросе.

 

Нина Ватолина. Фашизм — злейший враг женщин. 1941. Плакат. Коллекция Дэвида Кинга

«Красная звезда над Россией»
(Red Star Over Russia)
8 ноября 2017 — 18 февраля 2018
Тейт Модерн, Лондон

Дэвид Кинг — британский художник, фотожурналист и архивист, был неутомимым собирателем образов, связанных с русской революцией. В его коллекции больше 250 000 фотографий, плакатов, рисунков и артефактов, а в послужном списке книги о Троцком, сталинских чистках и фальсификации советских документов. Работая над каталогом ретроспективы Родченко, Кинг продемонстрировал «тонкое понимание графического языка русских конструктивистов». В 2009-м он выпустил сборник «Красная звезда над Россией» — визуальную историю Советского Союза с 1917 года и до смерти Сталина в 1953-м. В прошлом году Кинг умер, и его коллекция вошла в собрание галереи Тейт. Юбилейная экспозиция, выстроенная на основе этой коллекции, переполнена редкостями и яркими именами от Эль Лисицкого и Густава Клуциса до Дмитрия Моора, Нины Ватолиной и Евгения Халдея.

 

Фото: courtesy Русский архив Университета Лидса, Лидс

«В лапах у русской революции. Британская община в Петрограде 1917–1918»
(Caught in the Russian Revolution: The British Community in Petrograd, 1917–1918)
1 марта — 31 июля 2017
Галерея Brotherton, Университет Лидса, Лидс

Русская революция резко изменила не только ход мировой истории, но и частную жизнь множества людей. Небольшой эпизод этой трагедии представляет галерея Brotherton на материалах русского архива Университета Лидса. Британская община существовала в Санкт-Петербурге чуть ли не с момента рождения города. Несколько поколений семей участвовали в городской социальной жизни, развитии инфраструктуры и торговли. Личные дневники, письма, фотографии, подлинные вещи рассказывают, как Февральская революция разрушила их мир, а Октябрьский переворот отнял всякую надежду на будущее в России.

 

Базель Бадишер. Швейцарцы, вернувшиеся на родину из-за русской революции. 1920. Швейцарский социальный архив, Цюрих

«Революция 1917 года. Россия и Швейцария»
(The Revolution of 1917. Russia and Switzerland)
24 февраля — 25 июня 2017
Национальный музей, Цюрих

Вспомнить, как рвались и устанавливались человеческие связи, как складывались отношения между странами в бурные революционные времена, предлагает проект швейцарского Национального музея, сложившийся в сотрудничестве с Историческим музеем Берлина и другими институциями, среди которых и Музей политической истории Санкт-Петербурга. Тысячи швейцарцев — бизнесменов, фермеров, учителей — жили в России накануне революции. И россияне не отставали. Швейцарию любила интеллигенция, художники, социалисты. Кто же не помнит байки о том, как Ленин в «Кабаре Вольтер», подпирая рукой «свое монгольское лицо», комментировал Тристана Тцара: «Да-да, да-да, да-да». Теперь с помощью редких архивных документов и артефактов можно узнать, как все было на самом деле.

 

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. С чего начинается родина. Фрагмент. 2006. © авторы

«Революция мертва! Да здравствует революция!»
(Die Revolution ist tot. Lang lebe die Revolution!)
13 апреля — 9 июля 2017
Художественный музей Берна и Центр Пауля Клее, Берн

Совместный проект двух уважаемых институций посвящен противоречивому взаимодействию эстетической и политической революций.

«От Малевича до Джадда»: в Центре Пауля Клее анализируют художественный дух супрематизма и конструктивизма и его всеобъемлющее влияние на искусство XX века через произведения Казимира Малевича, Владимира Татлина и Александра Родченко.

«От Дейнеки до Бартана»: Музей изобразительных искусств Берна пристально наблюдает за развитием и метаморфозами «социалистического реализма», за тем, как это искусство пропаганды, этот программный социальный проект после смерти СССР перестраивается, расстается с привычной социалистической риторикой и приспосабливает свои потерявшие смысл формулы для критики современности.

 

Николай Суетин. Супрематическая чернильница. 1920-е. Роспись по фарфору. Фото: courtesy Spielzeug Welten Museum Basel

«Малевич, Кандинский и революционный фарфор»
(Malevich, Kandinsky and revolutionary porcelain)
22 апреля — 8 октября 2017
Музей «Мир игрушек», Базель

На выставке в базельском музее «Мир игрушек» должно успокоиться сердце и горячих сторонников, и смертельных противников русской революции — в день рождения Ленина там открывается выставка российского фарфора первого послереволюционного десятилетия из анонимной частной коллекции. Милое соседство кукольных домиков и плюшевых мишек совсем не мешает рассказу, о том, как традиционная отрасль материального производства реагировала на вызовы времени. Русский фарфор использовался не только для пропаганды и агитации. Создавая современные утилитарные вещи, художники в очередной раз надеялись с помощью искусства изменить жизнь. Среди мечтателей, представленных в экспозиции, — Казимир Малевич, Василий Кандинский, Николай Суетин. Почти 300 серийных, малотиражных и уникальных образцов показывают вместе с эскизами и графикой.

 

Владимир Маяковский, Александр Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знания. 1925. Плакат. Courtesy ADAM

«Бумажная революция. Советский графический дизайн и конструктивизм (1920–1930)»
(The Paper Revolution. Soviet Graphic Design and Constructivism (1920–1930’s))
5 июня — 8 октября 2017
Музей искусства и дизайна «Атомиум» (ADAM), Брюссель

Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир Маяковский и целая команда конструктивистов как проводники идей новой прекрасной жизни. Кто-то наступает на горло собственной песне, кто-то искренен в своих порывах, но все вместе они создают яркий графический образ советской власти. Тему конструирования светлого будущего с помощью искусства подхватывает неутомимый Московский музей дизайна, который подготовил эту выставку вместе с открывшимся чуть больше года назад ADAM.

 

Петр Бендель. Да здравствует марксизм-ленинизм. 1975. Плакат. Издательство «Плакат»

«1917. революция. Россия и Европа»
(1917. Revolution.Russland und Europa)
20 октября 2017 — 15 апреля 2018
Немецкий исторический музей, Берлин

Если швейцарцы сосредоточились на истории собственных взаимоотношений с революционной Россией, то их партнеры с немецкой обстоятельностью анализируют причины и последствия русской революции для Европы в целом. Немецких историков интересуют и энтузиазм первых лет, способствовавший появлению новых моделей экономики, образования и культуры, и развитие национальных, политических и общественных движений, и ревизия традиционной системы ценностей старых европейских обществ, и такая болезненная для немецкого сознания тема, как террор и репрессии. Беспрецедентный по объему исторический и художественный материал обещает раскрыть тайны вековой давности. Может быть, и про немецкие деньги тоже. Если кто-нибудь до сих пор сомневается.

 

Петр Павленский. Угроза. 2015.Фото: Reuters / Nigina Beroeva

«Художественный бунт»
(ArtRiot)

Открытие 15 ноября 2017
Галерея Саатчи, Лондон

Завершить наш обзор хочется на бравурной ноте. 15 ноября в лондонской галерее Саатчи Марат Гельман собирается открыть выставку, посвященную юбилею революции. Она уже имеет название — «Художественный бунт» (ArtRiot), и в ней, среди прочих участников заявлены Pussy Riot, Петр Павленский, Олег Кулик, «Синие носы». На сайте галереи сведений о выставке пока нет, но уже полным ходом идет организация школ по созданию для нее креативных арт-сувениров. Среди руководства и преподавателей серьезные люди — Сергей Серов, Петр Банков, Юрий Гулитов. Успешным студентам обещаны участие в выставке и роялти от продаж. 

Публикации

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100