Картинки года. 2016
Двенадцать месяцев уходящего года в картинках со всего света.
Фото: Lux Helsinki Festival
Каждую зиму в столице Финляндии проходит фестиваль светового искусства и дизайна Lux Helsinki. В уходящем году световые изыски украшали 16 площадок в центре города. Инсталляции из света, такие как, например, эти лампы французской группы TILT — именно то, что нужно северному городу долгой и темной зимой.
Guerilla Girls дали телевизионное интервью, став гостями телешоу Стивена Кольбера на канале CBS. Анонимная феминистская группа, созданная в Нью-Йорке в 1985 году, оценила тридцатилетний путь, который прошли они сами и художественный мир в целом. Проблемы остались те же: женское присутствие в искусстве по-прежнему недостаточно, а музеям диктуют выбор богатые мужчины. Однако гораздо интереснее то, что Guerilla Girls рассказывают о собственной работе.
Джон Акомфра — главный голос африканской диаспоры в «белом мире» Европы и США — был представлен на последней Венецианской биеннале трехканальным видео Vertigo Sea. 16 января его выставка открылась в центре современного искусства Arnolfini в Бристоле. Помимо «Головокружительного моря» там впервые показали новейшее видео Акомфры — Torpikos, также рассказывающее о взаимоотношениях европейского и африканского миров, историй и сознаний.
Февраль
В центре Санкт-Петербурга, на улице Маяковского, на доме 11 появился гигантский граффити-портрет Даниила Хармса. Хармс жил в этом доме с 1925 по 1941 год. Авторы граффити — стрит-художники из Алматы Паша CAS и Павел Мокич, а сам портрет был сделан за одну ночь к 74-летию со дня смерти писателя.
Ай Вэйвэй соорудил очередную социально нагруженную работу: обернул колонны у входа в берлинский Концертный зал спасательными жилетами. На оборачивание шести колонн портика ушло около 14 000 спасжилетов, и вся инсталляция должна пробуждать в зрителях сочувствие к беженцам с Ближнего Востока, которые на свой страх и риск пересекают море, чтобы попасть в культурную Европу, и нередко гибнут в пути.
Март
Знакомьтесь: этого денди в шляпе и небрежно накинутом шарфе зовут Беренсон, он прирожденный арт-критик. А еще он робот. В парижском Музее на набережной Бранли он ходит по выставкам и выносит суждения об экспозиции и экспонатах выставки Persona: Strangely Human, одновременно сам являясь ее частью. Механического искусствоведа создали инженер Филипп Госье и антрополог Дени Видаль. Робот фиксирует экспонаты и реакцию публики на них, вычисляет «общий рейтинг», накапливает впечатления и формирует собственный вкус: при виде хорошего искусства он, как и любой профессиональный искусствовед, довольно улыбается, при виде плохого — кривится. На этом видео можно увидеть г-на Беренсона на работе. Нас всех можно увольнять.
Новая работа стрит-артиста Финтана Маджи появилась в узком переулке в деловом центре Мельбурна, Австралия. Многометровый портрет своего школьного приятеля, обнимающего дерево, Маджи нарисовал, чтобы привнести жизни и душевности в каменные джунгли бизнес-квартала.
11 марта, в День независимости Литвы, напротив бывшего здания КГБ в Вильнюсе была установлена скульптура — бюст худого мужчины с зашитым ртом. Называлась она «Я — идеальный гражданин». Ее автор, скульптор Гинтаутас Лукошайтис пояснил, что хотя он и вдохновлялся образом Петра Павленского и его первой акцией «Шов», скульптура — не памятник Павленскому, а размышление о репрессивной природе государства в целом. Простоял бюст недолго — к вечеру унесли.
Две женщины из индийского Ахмадабада — Саумья Пандья Таккар и Шакунтала Падья — возможно, даже и не слышали о стрит-арте. Они просто вышли и разрисовали пешеходные «зебры» под 3D, так что полоски стали похожи на бетонные блоки или еще что-то, загораживающее дорогу. Видя «препятствие», водитель автоматически притормаживает. Количество ДТП на «зебрах» снизилось настолько резко, что теперь такой дизайн будет использоваться на всех дорогах штата Гуджарат.
Апрель
Этот анаморфный рисунок, видимый во всей полноте только с определенной точки зрения, украсил один из трущобных микрорайонов в Каире. Автор — художник с ником eL Seed — смешивает традиционную арабскую каллиграфию и современные граффити, чтобы из рисунков, нанесенных на фасады 50 домов, сложить фразу святого Анастасия: «Кто хочет ясно видеть свет солнца, пусть сначала протрет глаза». Традиционная работа жителей этого района, этнических коптов, — сбор мусора, профессия далеко не престижная, и eL Seed привлекает внимание к жизни этих бедняков, без чьих усилий город утонул бы в своих отходах.
В Миланском районе Лоди стрит-артист под ником Biancoshock осваивает люки и уличные технические ходы под землю. Он устраивает там жилые пространства: вполне уютные, с обоями, картинками на стенках, вазочками на полочках. Сам Biancoshock говорит о своем проекте «Жизнь на грани» (Borderlife) как о социальном, призванном привлечь внимание к проблемам бездомных, часто вынужденных ночевать в подземных коммуникациях.
Домик с трубой таскает по улицам Манхэттена Марк Регельман II. То там, то здесь он устанавливает свою передвижную скульптуру над канализационными люками, из которых идет пар, — и пар начинает идти из трубы на крыше домика. Очень мило, оживляет городской пейзаж, но вряд ли возможно для постоянной установки: все же мешает уличному движению.
Май
В бывшей церкви св. Иоанна в британском городке Сканторп художница Лиз Вест создала композицию из сотен цветных отражающих дисков — все пространство бывшего строгого готического здания играет цветными лучами и бликами, вовлекает в танец света зрителей и просто радует глаз.
Фестиваль «Идеальный город» (La Cîté Idéale) проходит во Франции, в древнем аббатстве, а ныне культурном центре «Фонтевро» (Fontevraud) в долине Луары. Французы — народ веселый: две архитектурные студии объединились, чтобы сделать в аббатстве инсталляцию — огромное «вымя» в несколько «сосков», спускающееся с потолка (почти в точности повторяющее наружные контуры башен аббатства, только в перевернутом виде, и также выложенное черепицей), разливает по бокалам посетителей местное вино — белое, красное и розе, которым славится регион. Директор культурного центра инсталляцию одобрил: в былые времена, сказал он, за монастырскими стенами еще какие попойки бывали.
Июнь
7 июня парижский Версаль был отдан на откуп Олафуру Элиассону: тот устроил в самом знаменитом парке мира водопады, туманы, зеркальные и световые инсталляции — в общем, создал свой собственный мир, «Версаль своих снов». У экспозиции две части: монументальные инсталляции в парке, построенные на различных состояниях воды, и деликатные художественные вторжения в интерьер версальского дворца.
Протесты вокруг нового здания Тейт Модерн в Лондоне не утихали вплоть до его открытия 17 июня. Активисты возмущены тем, что в новую экспозицию включены работы минималиста Карла Андре и в то же время не включены имеющиеся в собрании Тейт работы Аны Мендьеты, жены Андре — ничуть не менее талантливой художницы, покончившей с собой, предположительно, из-за психологического давления со стороны мужа (есть версия, что Андре «помог» жене выйти из окна небоскреба, а суд оправдал его лишь за недостаточностью улик). Активисты считают такое построение экспозиции одобрением насилия над женщинами в арт-мире.
Известный итальянский композитор и пианист Людовико Эйнауди дал на этой неделе концерт в сердце Арктики. По приглашению Greenpeace он сыграл «Арктическую элегию» собственного сочинения на рояле, установленном на льдах Северного Ледовитого океана у ледника Валенбергбрин, Норвегия. Из-за изменений климата уровень воды у норвежских берегов в этом году резко спал, позволив установить у ледника портативную понтонную сцену с роялем. Концерт Эйнауди звучит как предупреждение о необходимости защищать экологию арктических вод.
Июль–август
Звезда-загадка Дженезис Пи Орридж — не только музыкант, но и художник. Его/ее (тут уж никогда не знаешь наверняка) выставка «Как превратить все в алтарь» (Try To Altar Everything) прошла в июле в нью-йоркском художественном музее Рубина. Орридж делает мистические инсталляции из повседневных предметов и образов, в которых читается и христианская образность, и сильное влияние Непала, и религиозное предстает как сексуальное — в общем, в музее шоу не менее закрученное, чем на сцене.
Игра Pokemon Go на этой летом была у всех на устах: православные активисты требовали, чтобы из нее изъяли локации церквей и кладбищ, петербургские казаки настаивали на том, чтобы игру вообще запретили на территории РФ, а вот музеи в замешательстве. С одной стороны, с выходом этой игры у многих музеев возросла посещаемость: музейные интерьеры входят в локации игры, и туда валом повалили игроки. С другой — стада не поднимающих взгляда от смартфона людей, которым в музейных залах нужен не Пикассо, а Пикачу — не совсем то, о чем мечтают музеи. Дирекция вашингтонского Музея холокоста посчитала свой музей не местом для веселья и потребовала убрать музейные интерьеры из игры.
Спенсер Туник организовал в Кливленде очередную акцию с обнаженными, на этот раз политически заряженную: 130 нагих женщин с зеркалами в руках позировали против выдвижения Дональда Трампа в кандидаты на президентское кресло в США. Не очень понятно, как эта скульптура из человеческих тел могла повлиять на предвыборную кампанию, но сделать эстетически состоятельную инсталляцию Тунику, как обычно, удалось.
В Великобритании запущено новое телешоу «Подделка! Вызов старых мастеров». Телевизионщики в течение всего июля и августа будут внедрять в экспозиции музеев классического искусства современные подделки. Все чин чином, тяжелые золоченые рамы, прекрасное исполнение классических сюжетов, этикетка с «годом создания» где-нибудь в первой половине XIX века, и лишь одна-две мелкие детали показывают, что вещи современные. Зрителям предлагается отыскать подделки. Самые внимательные получат призы, а задача телешоу — пестовать в любителях искусства внимательность и более детальный взгляд на картины.
Гигантская (примерно 70 × 20 м) роспись на потолке пешеходного пассажа в кампусе университета в Перте, Австралия, — творение стрит-артиста HENSE. Потолок превращен в яркую абстракцию, намекающую и на модернизм, и на традиционное искусство австралийских аборигенов.
Сентябрь
11 сентября мир со скорбью отметил 15-летие террористической атаки на Нью-Йорк. В нью-йоркском зале «Парк-авеню Армори» художница Тарин Саймон в сотрудничестве с архитектурным бюро OMA открыла проект An Occupation of Loss: в пространстве бывшего промышленного цеха она возвела 11 почти десятиметровых бетонных колодцев, в каждом из которых вершат свою работу профессиональные плакальщики. Звуки горя разносятся эхом по всему огромному залу. Проект открыт до 25 сентября.
130-квартирный жилой комплекс «Красная площадь» (Red Square) был построен в 1989 году в самом богемном тогда районе Нью-Йорка East Village. Мир приветствовал горбачевскую перестройку, и все, связанное с СССР, было суперпопулярно. Новое здание венчали две детали, сразу ставшие местными достопримечательностями: башенные часы с перепутанными цифрами и гармонирующая с названием жилого комплекса статуя Ленина. Жители квартала очень ее полюбили. И были раздосадованы, когда на этой неделе скульптура исчезла с крыши дома. Времена меняются, все проходит: жилой комплекс перешел к новому владельцу, а Ленин и советская тема давно вышли из моды. Впрочем, «в розыске» статуя числилась недолго: оказалось, что изначальный владелец, девелопер Майкл Розен, не пожелал с ней расставаться, выкупил и забрал себе. Ленин ему дорог.
Этим летом Тейт Модерн открыла новое здание. Но, как оказалось, при строительстве не учли очевидного: вокруг целые кварталы элитной недвижимости, и некоторые дома находятся всего в 20 метрах от нового музейного здания, и их жильцы недовольны, что посетителям Тейт их частную жизнь видно как на ладони. Они покупали квартиры за миллионы фунтов с панорамными окнами и видом на Темзу и центр Лондона, а теперь сами становятся бесплатным дополнением к экспозиции. Эти богатые и влиятельные люди дошли до руководства музея. В прошлую среду директор Тейт Николас Серота сделал заявление: мол, он нашел простое решение проблемы — пусть жильцы занавешивают свои окна и не вякают. Жильцы же отвечают Сероте, что пусть он сам что-нибудь себе занавесит. И что пока они дело до суда доводить не будут, но просят не будить в них зверя. Разборки миллионеров мало чем отличаются от коммунальной кухни.
Октябрь
Филипп Паррено создал грандиозную инсталляцию для Турбинного зала Тейт Модерн. «Когда угодно» (Anywhen) — это постоянно меняющаяся аудиовизуальная среда, наполненная надувными рыбами, пульсирующими ручейками цвета и света, которые то становятся ярче, то затухают, аудиорядом от Дворжака до «Битлз», кинопроекцией, фрагментами радиопередач, шумом дождя и гулом пролетающих самолетов, и все это связано между собой и — с помощью электроники — управляется растущей в зале колонией дрожжевых грибов… Короче говоря, Паррено, как обычно, создал целый мир. Выставка открылась 4 октября и будет работать до апреля 2017 года.
12 октября площадь Боливара — главная площадь колумбийской столицы Боготы — стала белой. Художница Дорис Сальседо покрыла ее многометровым (7000 кв. м) саваном из белой ткани. Саван сшит из тысяч отдельных лоскутов, на каждом из которых написаны имя и фамилия. Это имена жертв гражданской войны в Колумбии, длящейся уже 52 года. Инсталляция «Добавляя отсутствие» (Sumando Ausencias) собрала две тысячи имен, и это лишь малая часть погибших.
Группа анонимных художников Luzinterruptus считает своим холстом темноту, а своим инструментом — свет. Но они давно уже вышли за рамки чисто светового искусства. На этой неделе в Торонто участники Luzinterruptus замостили одну из улиц книгами: 10 000 книг уложили на асфальт, снабдили подсветкой, и пригласили всех желающих подходить, смотреть, читать и находить интересное. Улицу, конечно, пришлось закрыть для движения автомобилей — но в этом и заключается смысл проекта: противопоставить суете, вечной спешке и автомобильным пробкам неспешное чтение.
Ноябрь
В Петербурге арт-группа «Родина» отметила 1 ноября депрессивной демонстрацией под антипервомайским лозунгом «Война — безработица — ноябрь». Участники группы пикетировали промышленные и кладбищенские пейзажи с плакатами «Все будет плохо и никогда не кончится», «Наше будущее — алкоголизм», «Плевать», «Родился, потерпел и умер», и т. д. Один из организаторов, Вадим Лурье, так обозначил настрой акции: «Увы-парад для увы-патриотов. Слова группы “Родина”, настроение — народное». Кто видел Петербург в ноябре, тот не может не согласиться.
Японская художница Тихару Сиота (ее работа в японском павильоне прошлогодней Венецианской биеннале была одной из самых зрелищных) продолжает трансформировать пространство при помощи красных нитей. На сей раз 28 километров ниток опутали пространство Gucci Ginza Store в Токио. Марка Gucci давно ведет проект «4 комнаты» (4 rooms), предоставляя помещения своих бутиков художникам на растерзание. На этот раз побродить по «сну в Красном тереме» Сиоты можно и онлайн.
Одним из хитов Miami Art Week стал этот огромный (около 20 метров в длину) витраж, обнаруженный немцем Тило Хольцманном среди доставшегося по наследству имущества его дяди. Витраж был сделано Ричардом Отфридом Вильгельмом в 1979 году по заказу ГДРовской тайной полиции «Штази» и украшал ее штаб-квартиру в восточном Берлине, а после падения Берлинской стены не был продан за бесценок.
Весной мы писали http://artguide.com/posts/996 о том, что Джо Корре — сын продюсера панк-группы Sex Pistols Малкольма Макларена и модельера Вивьен Вествуд — намерен предать огню свою коллекцию истории британского панка. В коллекции, оцениваемой в $6–12 млн, — редкие записи, сценические костюмы, афиши, документы и много чего еще. С прискорбием сообщаем, что свое намерение Корре осуществил. 26 ноября на барже, плывшей по Темзе, состоялась публичная развеселая церемония сожжения. Сам Корре заявил, что это протест против коммерциализации и «одомашнивания» панк-культуры, превращения ее из протеста в национальное достояние. Тру панк, чё.
Декабрь
Чикагское архитектурное бюро New World Design недовольно избранием Дональда Трампа на пост президента США и уже выражает свое недовольство в проекте. По их замыслу, каждый год президентского срока Трампа они будут подвешивать на фасад небоскреба Trump Tower по одной гигантской надувной золотой свинье (которая в их представлении олицетворяет Трампа — богатого и дутого). В первый год одну хрюшку, через год еще одну… и к концу президентского срока шеренга свиней полностью заслонит на небоскребе имя Трампа.
30 ноября исполнилось 70 лет бабушке европейского перформанса Марине Абрамович. По этому случаю 8 декабря в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке состоялся грандиозный праздник (звезда отложила празднование своего дня рождения на неделю с небольшим, чтобы приглашенные успели вернуться в Нью-Йорк с Art Basel Miami Beach). Праздник прошел в полной тишине: по инструкции Абрамович всем гостям на 70 минут были выданы наушники, полностью блокирующие звук, а объясняться им предлагалось только жестами — и наслаждаться проходящей в музее выставкой Агнес Мартин.
В Амстердаме начался очередной ежегодный Фестиваль света. 35 световых работ художников, дизайнеров и архитекторов из разных стран на улицах голландской столицы — что может создать более новогоднее настроение? По центру Амстердама от инсталляции к инсталляции проложены два маршрута: один — пеший, второй — водный, по каналам.