Топ-50 самых влиятельных фигур в российском искусстве 2016 года
«Артгид» представляет ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в современном искусстве.
Иллюстрация: Алексей Иорш специально для «Артгида»
Зачем мы это делали. В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинуло большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида» и в этом году составляем ежегодный рейтинг уже в четвертый раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.
Как мы это делали. В 2013 году, когда мы делали рейтинг «Артгида» в первый раз, мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В 2014 году мы впервые сформировали три профессиональных жюри, в первое из которых вошли журналисты, во второе — культуртрегеры (в 2014 году это были главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны, в 2015-м — коллекционеры), а в третье — художники. В этом году мы попытались отойти от москвацентризма и пригласили в жюри кураторов и культуртрегеров, которые работают в регионах, охватив тем самым географию современного искусства от Владивостока до Ростова-на-Дону и от Санкт-Петербурга до Красноярска.
Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и другие, в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2016 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще, например, делал выставки), так как их влиятельность нам и без того очевидна.
Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2016 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 персон (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников), получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список. В прошлом году мы представили сводный рейтинг, полученный сложением результатов голосования всех членов жюри, в этом году мы также представляем рейтинги, полученные в результате голосования профессиональных жюри (то есть составленные отдельно — по мнению журналистов, по мнению культуртрегеров и по мнению художников). Закономерно, что четыре получившихся списка отличались друг от друга — кто-то мог попасть в один список и не попасть в другой или занять в разных списках разные места. Поэтому, обозначая для сравнения в нашем рейтинге 2016 года место, занятое деятелем или художником в прошлом году, мы указывали то место, на котором он располагался в сводном рейтинге.
- Сергей Братковхудожник
- Оля Кройторхудожник
- Николай Олейниковхудожник
- Алексей Иоршхудожник
- Евгений Антуфьевхудожник
- Петр Белыйхудожник
- Иван Горшковхудожник
- Павел Отдельновхудожник
- Таус Махачевахудожник
- Свернуть
Роман Абрамович и Дарья Жукова
(1-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Основатели Музея современного искусства «Гараж». В июне этого года вошли в топ-100 ведущих мировых коллекционеров по версии Artnet, в сентябре Дарья Жукова вошла в топ-100 самых влиятельных персон арт-мира по версии Artnet. Созданный Жуковой фонд «АЙРИС» продолжает проект «Новая Голландия: культурная урбанизация» в Санкт-Петербурге: в конце августа на острове после трехлетней реставрации открылся парк.
- Свернуть
Василий Церетели
(3-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Исполнительный директор Московского музея современного искусства, в котором в этом году были показаны выставки «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания» (кураторы Анна Карганова и Валерия Волкова), «Вертограды Михаила Шварцмана» (куратор Сергей Хачатуров), «Удел человеческий. Сессия II» (кураторы Виктор Мизиано и Елена Яичникова), «Вита Буйвид. Моя любовь не струйка дыма» (куратор Сергей Попов), «Мария Сафронова. Общее частное» (куратор Дарья Камышникова), «Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы» (куратор Маттиас Винцен), «Борщ и шампанское. Избранные произведения из коллекции Владимира Овчаренко» (экспозиционное решение Сергея Браткова и Михаила Овчаренко), «Товарищество Новые Тупые» (куратор Петр Белый) и др. В рамках V Московской международной биеннале молодого искусства музей представил популярный у критиков и публики проект «Г И П Е Р С В Я З И» (куратор Жуан Лаия).
- Свернуть
Антон Белов
(10-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Директор Музея современного искусства «Гараж». В этом году музей объявил о создании Триеннале российского современного искусства (первая триеннале пройдет с 10 марта по 14 мая 2017 года), начал прием заявок на гранты для посещения триеннале для кураторов, не являющихся гражданами России, и продолжил уникальную инклюзивную программу для людей с инвалидностью, подготовив словарь терминов современного искусства на русском жестовом языке и выставку «Единомышленники», сокураторами которой стали люди с ограниченными возможностями. Антон Белов стал «Человеком года» по версии Московской городской организации Всероссийского общества глухих. Грантовая программа «Гаража» пополнилась новыми направлениями — «ГАРАЖ.txt» и «Искусство и технологии».
- Свернуть
Виктор Мизиано
(12-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Куратор, главный редактор «Художественного журнала». В этом году в третий раз стал лауреатом премии «Инновация» в номинации «Кураторский проект» за выставку «Избирательное сродство»; стал лауреатом премии Кандинского в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» и лауреатом премии Забела. В ноябре 2016 года в ММОМА в Ермолаевском переулке открылась вторая часть проекта Виктора Мизиано «Удел человеческий» — «Удел человеческий. Сессия II. Не кажется ли тебе, что пришло время любви?».
- Свернуть
Леонид Михельсон
(6-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Коллекционер, основатель фонда «Виктория — искусство быть современным» (V—A–C). В этом году фонд по-прежнему издавал книги, поддерживал молодых художников, а также начал совместную выставочную программу с Музеем ГУЛАГа. Кроме того, Михельсон вошел в списки самых влиятельных персон арт-мира по версии Artnet и в списки важнейших коллекционеров по версии Artnet и Artnews.
- Свернуть
Бориc Гройс
(24-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Философ и куратор продолжает влиять на художественное сообщество своими теоретическими трудами и выступлениями на международных симпозиумах. В этом году принял участие в двухчастном симпозиуме «Авангардная музеология» в Бруклинском музее, Нью-Йорк. Также он написал предисловие к книге Николая Тарабукина «От мольберта к машине», переизданной тем же издательством «Ад Маргинем пресс» совместно с Музеем современного искусства «Гараж».
- Свернуть
Ольга Свиблова
(2-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Директор Мультимедиа Арт Музея, Москва. В этом году МАММ отметил 20-летие выставкой Сергея Эйзенштейна. Сама же Ольга Львовна была основной движущей силой проекта «Коллекция! Уникальный дар музею», включавшей в себя передачу коллекции современного русского искусства в 370 ед. хранения в Центр Помпиду.
- Свернуть
Алиса Прудникова
(21-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Деятельный директор Уральского филиала ГЦСИ, комиссар Уральской индустриальной биеннале. В ноябре 2016 года официально объявлено, что Прудникова возглавит дирекцию по региональному развитию РОСИЗО — то есть будет координировать деятельность существующих филиалов бывшего ГЦСИ. Также в этом году Прудникова стала членом правления Всемирной биеннальной ассоциации.
- Свернуть
Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая
(27-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Маргарита Пушкина — учредитель и директор ярмарки современного искусства Cosmoscow, Сандра Недвецкая — приглашенный содиректор выпусков ярмарки 2014 и 2015 годов, член совета коллекционеров ярмарки. В этом году ярмарка прошла в четвертый раз, представив рекордное число галерей-участников (38), на стендах которых были представлены работы более ста художников.
- Свернуть
Арт-центр «Красный»
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Молодые художники и критики Ирина Петракова, Иван Новиков, Михаил Климин, Матвей Крылов, Николай Сапрыкин, Ильмира Болотян, Лета Добровольская и Виталий Барабанов в 2015 году организовали независимую художественную и кураторскую площадку Центр «Красный». Деятельность центра сосредоточена вокруг экспериментальных форматов — так, в 2016 году в его стенах состоялась выставка-свадьба «Связанные насмерть. Равный брак» художника Яна Тамковича-Фриске, выставка Дарьи Федоровой «Первый поцелуй» (экспонент был выбран в результате open-call в социальных сетях), анонимный проект «Гениальная работа», во время которого зрители могли безвозмездно забирать себе понравившиеся работы, и так далее.
- Свернуть
Марина Лошак
(7-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Один из организаторов выставки «Грузинский авангард: 1900–1930-е» в ГМИИ им. А.С. Пушкина; член международного жюри X премии Кандинского. В этом году ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые участвовал в Салоне рисунка (Salon du Dessin) в Париже; кроме того, в музее прошел ряд крупных выставок: «Рафаэль: поэзия образа», «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII — XXI века», «Виктор Пивоваров. Потерянные ключи», «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Открылась выставка для слабовидящих и незрячих — «Видеть невидимое. Выставка для слабовидящих и незрячих». А в Париже прошла выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», в которую были включены работы из собрания ГМИИ. На 2017 год запланирована выставка Фриды Кало.
- Свернуть
Алексей Новоселов
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) В этом году заведующий выставочным отделом Московского музея современного искусства и член экспертного совета V Московской международной биеннале молодого искусства Алексей Новоселов поднялся на еще одну ступеньку карьерной лестницы, став заместителем директора музея. Новоселов один из самых преданных музею сотрудников, среди инициатив которого только в этом году стоит отметить выставки Валерия Чтака, группы «МишМаш» и Андрея Кузькина, а также один из лучших проектов года «Взаимодействия», в рамках которого куратор Елена Яичникова и 11 приглашенных художников переосмыслили не только коллекцию ММОМА, но и сам принцип музейного экспонирования как таковой.
- Свернуть
Анатолий Осмоловский
(22-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Основанный Осмоловским институт современного искусства «База» продолжает успешную работу по ковке артистических кадров. Но не только. В этом году издательство «База», главным редактором которого является (конечно же) Анатолий Феликсович, порадовало читателей переизданием знаменитой книги Александра Бренера «Мое влагалище». Сам же Осмоловский в 2016-м сосредоточился на разоблачении деятельности Марата Гельмана и художественного сообщества в целом, посвятив им многочисленные посты в «Фейсбуке».
- Свернуть
Кейт Фаул
(31-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Главный куратор Музея современного искусства «Гараж». Без Кейт Фаул Москва не увидела бы таких проектов, как инсталляция Рашида Джонсона «В нашем дворе» и «Свидетельства» (где сопоставлялись работы Франсиско Гойи, Сергея Эйзенштейна и Роберта Лонго). Но Фаул не только показывает Запад в России, но и отрывает Россию для Запада — под ее редакцией в этом году вышла книга Exhibit Russia: The New International Decade 1986–1996 (в русском издании «Открытие России. Десятилетие нового интернационала: 1986–1996»). В этом году она стала комиссаром первой Триеннале российского современного искусства музея «Гараж», которая пройдет в следующем году.
- Свернуть
Елена Селина
(8-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Соосновательница XL Галереи и XL Projects. В этом году в пространстве галереи на «Винзаводе» были показаны персональные выставки Александры Галкиной, Сергея Шеховцова, группы «Синий суп», Алексея Булдакова, Ирины Кориной и группировки ЗИП, а в галерее «Пересветов переулок» при участии XL Projects в рамках выставочной программы «Только бумага» прошли выставки Ильи Долгова, Юрия Альберта, Давида Тер-Оганьяна, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Нины Котёл, Александра Повзнера и Кирилла Кто. А летом 2016 года на ВДНХ, в самолете Як-42, под кураторством Селиной прошла вторая выставка в рамках конкурсного проекта «ВЗЛЕТ» — Nubis, на которой была показана инсталляция Дмитрия Гилена.
- Свернуть
Валентин Дьяконов
(32-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Если в прошлом году в начале биографической справки мы бы написали «арт-критик, куратор», то в этом вынуждены поменять две профессиональных ипостаси Дьяконова местами и сообщить миру, что отныне он в первую очередь куратор, а во вторую — художественный критик. В 2016 году Валентин совершил невероятный карьерный вираж, покинув газету «Коммерсантъ» и перейдя на работу в качестве куратора направления «Исследования» в Музей современного искусства «Гараж».
- Свернуть
Михаил Пиотровский
(18-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) У директора Государственного Эрмитажа в этом году вышла книга «Для музеев нет табу», в которой собраны 50 статей Михаила Борисовича, написанных им за десять лет для газеты «Санкт-Петербургские ведомости», а сам он был избран почетным членом Американской академии искусств и наук. То, что для музея действительно нет табу и музей всегда прав, Михаил Борисович весь год доказывал не словом, а делом, открыв в Эрмитаже выставки таких современных художников, как Тони Крэгг, Ли Уфан, а также скандальный проект бельгийского мастера макабра Яна Фабра, против которого ополчились защитники животных (на что Пиотровский ответил, что выставка, наоборот, является «мощнейшим призывом к бережному отношению к животным»). Также в этом году в Эрмитаже стартовал проект «Art & Science: Наука. Искусство. Музей», в рамках которого пройдет цикл лекций и семинаров, посвященных взаимодействию искусства и науки. Также впервые за 80 лет в музее можно увидеть картину Петера Пауля Рубенса «Воскресение Христа» (1610–1611). А еще в этом году Эрмитаж анонсировал расширение своей региональной и международной сети, объявив о создании центра «Эрмитаж — Владивосток», который откроется в конце 2017 — начале 2018 года, и открытии филиала музея в Барселоне в 2019-м. Впрочем, Эрмитаж — это не только коллекция, научная работа, планы по покорению мира, но и грандиозная хозяйственная деятельность. 15 июня 2016 года Государственный Эрмитаж опубликовал на своем официальном сайте заявление о том, что музей отказался принять от ЗАО «Балтстрой» в эксплуатацию отреставрированный дом № 30 по Дворцовой набережной. В декабре Эрмитаж добился возвращения полицейской охраны в полном объеме, отныне музей будут охранять 60 сотрудников Росгвардии.
- Свернуть
Тереза Мавика
(4-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Арт-директор фонда «Виктория — искусство быть современным» (V—A–C). В этом году V—A–C совместно с Музейно-выставочным объединением «Манеж» запустил исследовательский проект «Общее целое», открыл международную резиденцию для художников в рамках программы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде». Осенью в Лондоне фонд представил международную перформативную программу Live, в рамках которой в галерее Whiteсhapel была представлена серия акций под общим названием Cabaret Kultura (в ней приняли участие такие художники, как Сергей Сапожников и Евгений Антуфьев). Кроме того, фонд начал совместную выставочную и дискуссионную программу с Музеем ГУЛАГа и анонсировал пять выставочных проектов в здании Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре (этот и другие проекты станут частью программы «Карт-бланш», посвященной сотрудничеству фонда с другими институциями). 13 декабря было объявлено о том, что очередным победителем программы Present Continuous, которую фонд проводит совместно с антверпенским музеем M HKA, стала художница Саша Пирогова, работа которой войдет в коллекцию M HKA, одного из лучших европейских музеев современного искусства.
- Свернуть
Лариса Гринберг
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Куратор муниципальных галерей «Пересветов переулок» и «На Шаболовке». В этом году продолжила в «Пересветовом переулке» совместный с XL Projects успешный проект «Только бумага», показав работы Ильи Долгова, Юрия Альберта, Давида Тер-Оганьяна, Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Нины Котёл, Александра Повзнера и Кирилла Кто. Галерея «На Шаболовке» регулярно становится стартовой площадкой для студентов Школы Родченко, МАРШ, Британской высшей школы дизайна. Впрочем, ближе к концу года имя Гринберг всплыло в связи со скандалом: ООО «Галерея Гринберг», которую до ухода в муниципальные кураторы возглавляла Лариса, обратилась в суд с иском на 645 950 руб. к ООО «Попофф Арт» (оказалось, что известный московский галерист, основатель галереи pop/off/art Сергей Попов несколько лет назад взял в ООО «Галерея Гринберг» на выставку Straight Look Contemporary Photography from Eastern Europe в Берлине работы Сергея Чиликова и Николая Бахарева, продал их, но деньги галерее так и не выплатил). Суд иск удовлетворил.
- Свернуть
Зельфира Трегулова
(5-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Директор Государственной Третьяковской галереи и один из главных ньюсмейкеров 2016 года. Очередь в ГТГ на Крымском Валу (хотя теперь Третьяковка работает по субботам и вторникам до девяти вечера, а в избранные дни — до полуночи) стали обычным делом, а билеты — предметом интереса спекулянтов (с недавнего времени в целях борьбы с ними были введены именные билеты). В начале года зрители, жаждавшие попасть на выставку Серова (без очереди это удалось только главе государства), снесли галерейную дверь, в середине — галерею захлестнул девятый вал желающих попасть на ретроспективу Айвазовского, а в конце 2016-го мечтавшие купить билеты на выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» простаивали на морозе по несколько часов. Кстати, открыв «Roma Aeterna», Третьяковка уверенно заступила на территорию ГМИИ им. А.С. Пушкина и продемонстрировала новые, международные амбиции. В 2016 году ГТГ запустила несколько новых проектов — «Кино в Третьяковке», «Искусство анимации» и информационно-образовательный проект «Интенсив XX» (совместно с Московским метрополитеном). Весной Зельфира Исмаиловна получила специальный приз фестиваля «Интермузей-2016» — премию Министерства культуры России «Памяти Т.А. Кибальчич» за успешный менеджмент в музейном деле. Ну и собственно, главное: осенью Трегулова объявила о том, что новая, разработанная компаниями Event Communications и AEA Consulting совместно с сотрудниками музея, концепция развития Третьяковской галереи будет реализована до 2025 года.
- Свернуть
Зураб Церетели
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Президент Российской академии художеств.
- Свернуть
Мариана Губер-Гогова
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Галерист, соосновательница (с сестрой Мадиной, ныне постоянным представителем Карачаево-Черкесской Республики при Президенте Российской Федерации) Artwin Gallery, которая в этом году показала персональные проекты молодых звезд современного искусства Оли Кройтор, Анны Титовой и Полины Канис. Мариана Губер-Гогова и Мадина Гогова совместно с директором Австрийского культурного форума в Москве Симонов Мразом выступили кураторами выставки «Обсерватория» в поселке Нижний Архыз, в которой приняли участие российские и австрийские художники и которая стал наиболее представленной в международной прессе российской выставкой за 2016 год. Также в этом году Мариана Губер-Гогова учредила фонд поддержки молодого искусства Gogova Foundation.
- Свернуть
Мария Насимова
(42-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Главный (и очень амбициозный) куратор Еврейского музея и центра толерантности. В этом году в Музее прошли выставки «New-York’s Photo League. 1936–1951: рождение американской фотодокументалистики», «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду», «Начни сначала! Фарфор Галины Дулькиной», «Шолом-Алейхем. Писатель и его герои в искусстве, театре и кино». Но главными событиями этого года не только для Еврейского музея, но и для всей столицы, стала выставка Герхарда Рихтера «Абстракция и образ» и выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев», сделанная в тесном сотрудничестве с главой Центра авангарда, историком искусства Андреем Сарабьяновым.
- Свернуть
Петр Белый
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Художник, куратор петербургской галереи «Люда», которая под руководством Белого стала одним из самых активных некоммерческих художественных пространств Санкт-Петербурга, реализовал в этом году около 15 проектов. Среди них можно выделить две масштабных выставки-исследования — посвященную современному искусству Перми «Форму незримого» на «Винзаводе» и «Товарищество Новые Тупые» в Московском музее современного искусства.
- Свернуть
Александра Обухова
(34-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Куратор архива и организатор историко-архивных проектов Музея современного искусства «Гараж». Вошла в состав кураторской группы первой Триеннале российского современного искусства музея «Гараж».
- Свернуть
Владимир Смирнов и Константин Сорокин
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствуют.) Меценаты, коллекционеры, владельцы фонда собственного имени. В этом году фонд провел в ДК «Трехгорка» выставку «Про то, как мы стали друг другом» (кураторы Саша Бурханова и Екатерина Ковалева; параллельная программа V Московской международной биеннале современного искусства), а также поддержал выставки Алены Шаповалой, Давида Тер-Оганьяна, Виктории Кошелевой, групповые проекты «В славном городе Воронеже» (специальный проект V Московской международной биеннале современного искусства, показанный на «Винзаводе») и «Тогда нам это было неведомо» (параллельная программа V Московской международной биеннале современного искусства, арт-центр «Полиграфический цех»). В конце года в Центре городской культуры «Правда» фонд открыл собственное выставочное пространство, которое будет функционировать как открытая мастерская.
- Свернуть
Ася Филиппова
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Директор Центра творческих индустрий «Фабрика». Куратор выставки «Эмигрант» — одного из проектов параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства. В ноябре ЦТИ «Фабрика» запустил конкурс «Фабричные мастерские 2017», участниками которого могут стать художники старше 35 лет, то есть перешагнувшие рубеж, когда художник считается молодым.
- Свернуть
Леонид Бажанов
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Художественный руководитель ГЦСИ, в этом году покинувший свой пост вследствие слияния ГЦСИ с РОСИЗО и давший по этому поводу несколько пространных интервью, в которых предлагал весьма животрепещущие и острые для арт-сообщества объяснения происходящего.
- Свернуть
Екатерина Кибовская
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Комиссар прошедшей в этом году V Московской международной биеннале молодого искусства продолжит свою деятельность в качестве комиссара VI Московской международной биеннале молодого искусства. Также в 2016 году Екатерина Кибовская возглавила структурное подразделение РОСИЗО — дирекцию по специальным проектам.
- Свернуть
Дмитрий Ханкин
(9-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года (совместно с Емельяном Захаровым)). Галерист, совладелец галереи «Триумф», в этом году стал соучредителем нового художественного фонда (также среди соучредителей — галерист Наталья Ахмерова и Юлия Зазулина (Музыкантская)), который летом 2016 года заявил о своих притязаниях на бренд Московской биеннале современного искусства. При поддержке «Триумфа» в 2016-м прошло более 30 выставок — от небольших персональных экспозиций до международных групповых проектов.
- Свернуть
Елена Яичникова
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Куратор, сотрудник образовательного отдела Московского музея современного искусства, член экспертного совета грантовой программы для художников Музея современного искусства «Гараж». Самым масштабным кураторским проектом Ячиниковой в этом году стала вторая сессия масштабной выставочной программы Виктора Мизиано «Удел человеческий» — экспозиция «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» в Московском музее современного искусства.
- Свернуть
Светлана Марич
Международный директор аукционного дома Phillips и директор ЦУМ Art Foundation.
- Свернуть
Вячеслав Мизин
Руководитель Сибирского филиала ГЦСИ. В уходящем году филиал, не имеющий собственного выставочного зала, организовал ряд выставок (в том числе Константина Скотникова), лекций и мастер-классов в дружественных пространствах.
- Свернуть
Марина Гисич
Галерист, владелица галереи Марины Гисич (Санкт-Петербург). В этом году активно развивала выставочную деятельность вне пространства галереи в России и за рубежом. Галерея вошла в список 500 лучших галерей Европы по версии новостного портала о культуре и искусстве BLOUIN ARTINFO.
- Свернуть
Татьяна Волкова
Независимый куратор, модератор 5-го международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар», в этом году прошедшего в Центре творческих индустрий «ФАБРИКА». Как и в прошлом году, фестиваль пытались сорвать: вскоре после его открытия на «Фабрику» приехали полицейские и пожарные и начали эвакуировать посетителей и участников фестиваля из-за сообщения о заложенной в здании бомбе. Бомбу не обнаружили. Волкова вошла в состав кураторской группы первой Триеннале российского современного искусства музея «Гараж».
- Свернуть
Сергей Баландин
Куратор самарской галереи «Виктория» открыл этот год сразу двумя выставками: «Street art: Консервация» (совместно с Юрием Юркиным) на площадке галереи и «Тольяттинизмы» (совместно с Александрой Щербиной) в Тольяттинском художественном музее. Кроме того, в галерее «Виктория» стартовал проект-трилогия «Достояние», посвященный политическому дискурсу культуры. А в Самарском литературном музее и КЦ «Типография» в Краснодаре была развернута деятельность Лаборатории социально-ответственного реди-мейда «Явились, чтобы показать», участники которой создавали альтернативный музей «малых нарративов». Летом по инициативе Баландина между галереей и Пермским музеем современного искусства PERMM был заключен договор о сотрудничестве, а в сентябре прошла первая обменная выставка под его кураторством «Взгляд на вещи», представляющая коллекцию PERMM в Самаре.
- Свернуть
Владимир Потанин
(В рейтинге 2015 года отсутствует.) Бизнесмен, учредитель Благотворительного фонда В. Потанина, реализующего масштабные программы в сфере образования и культуры, в том числе предоставляющего гранты музеям в программе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Осенью этого года Фонд выступил главным донором выставки «Коллекция! Уникальный дар музею», все экспонаты которой (370 ед. хранения) переданы в дар Центру Помпиду в Париже. Председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа.
- Свернуть
Владимир Овчаренко
(14-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) В этом году владелец галереи «Риджина» полностью сосредоточился на еще одном своем детище — первом российском аукционе современного искусства VLADEY.
- Свернуть
Инна Баженова
(11-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Владелица международного издательского дома The Art Newspaper, коллекционер и основатель фонда IN ARTIBUS. В этом году фонд запустил новую издательскую программу «Антология искусствознания ХХ века» и показал резонансные выставки «Поздний Машков» и «Прощание с “Розовым забором”», на которой собственно «Розовый забор» Михаила Рогинского выставлен не был, поскольку это полотно Инна Баженова передала в дар Центру Помпиду.
- Свернуть
Марина Печерская
Галерист. Владелица московской Pechersky Gallery, показавшей в этом году персональные выставки Марии Агуреевой, Кирилла Гаршина, Федора Павлова-Андреевича и Евгения Антуфьева.
- Свернуть
Анастасия Шавлохова
Куратор, член экспертного совета проекта «СТАРТ» и Философского клуба на «Винзаводе», который в этом году провел встречи с такими значимыми для арт-сообщества персонами, как Роберт Пфаллер, Екатерина Деготь, Франко «Бифо» Берарди.
- Свернуть
Барт де Баре
Директор музея современного искусства M HKA в Антверпене по-прежнему входит в жюри ежегодной программы фонда V—A–C, направленной на продвижение нового поколения российских художников: каждый год фонд в рамках конкурса приобретает работу молодого российского автора, которая затем занимает место в коллекции музея M HKA.
- Свернуть
Ирина Аксенова
В 2016 году воронежский куратор сделала одну из самых успешных выставок в галерее Х.Л.А.М. (Воронеж) «Чем больше, тем больше», которая собрала в галерейном пространстве местных художников новой генерации. Кроме того, Ирина сделала камерную выставку воронежского искусства «Заветные сказки» в галерее «Люда» (Санкт-Петербург). А в рамках специального проекта V Московской международной биеннале молодого искусства выступила сокуратором (совместно с Николаем Алексеевым) выставки «В славном городе Воронеже» (Центр современного искусства «ВИНЗАВОД», Москва), где был представлен исторический срез нескольких поколений воронежских художников.
- Свернуть
Мадина Гогова
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Постоянный представитель Карачаево-Черкесской Республики при Президенте Российской Федерации, соосновательница (с сестрой Марианой) Artwin Gallery, которая в этом году — помимо выставочной деятельности в Москве — провела в поселке Нижний Архыз (Зеленчукский район Карачаево-Черкесии) выставку «Обсерватория», в которой приняли участие российские и австрийские художники и которая стала наиболее представленным в международной прессе российским экспозиционным проектом за 2016 год.
- Свернуть
Владимир Логутов
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Художник, куратор, арт-директор Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. В этом году фонд перевел свои мастерские (программа предоставления мастерских художников запущена в 2011 году) в Центр городской культуры «Правда». Новая площадка открылись выставкой «Новое пространство». В резидентской программе фонда в 2016 году приняли участие Виктория Кошелева и Леонид Цхэ.
- Свернуть
Сергей Хачатуров
(В рейтинге «Артгида» 2015 года отсутствует.) Арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, доцент кафедры истории русского искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в этом году курировал выставки «Ожившая пьеса императрицы» в Музее-заповеднике «Царицыно» и «Вертограды Михаила Шварцмана» в Московском музее современного искусства. Был членом экспертного совета премии «Инновация», однако после снятии с конкурса акции «Угроза» Петра Павленского покинул совет.
- Свернуть
Дмитрий Пиликин
Арт-критик, куратор. Старший научный сотрудник Музея современных искусств СПбГУ. В этом году был куратором основного проекта V Балтийской биеннале современного искусства.
- Свернуть
Дарья Пыркина
Искусствовед, куратор, руководитель программы «Новая генерация» в Государственном центре современного искусства.
- Свернуть
Дмитрий Озерков
(29-е место в рейтинге «Артгида» 2015 года.) Куратор, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21». Курировал выставку «Ян Фабр: Рыцарь отчаянья — воин красоты», вызвавшую очередной скандал вокруг Эрмитажа. Был членом экспертного совета премии «Инновация», однако после снятии с конкурса акции «Угроза» Петра Павленского покинул жюри.
- Свернуть
Олеся Туркина
Куратор и ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, выпустившая в прошлом году книгу «Советские космические собаки», в этом году продолжила тему космоса в искусстве и не только в статьях и лекциях. Была членом экспертного совета премии «Инновация», однако после снятия с конкурса акции «Угроза» Петра Павленского покинула совет.