Up & Down. Весна 2016

Чем хороша смена поколений в руководстве Московской биеннале современного искусства и плоха новая экспозиция в Третьяковке; а также кадровые перестановки в Минкульте, зарубежные проекты русских художников и «смена караула» в российских представительствах Christie’s и Sotheby's — заместитель главного редактора по культуре Russia Beyond The Headlines и шеф-редактор ARTANDHOUSES.RU Олег Краснов подводит итоги этой, богатой на события самого разного рода весны.

UpDown

Русские художники

Николай Полисский. Из проекта «Тон Хо». 2016. Инсталляция. Фото: courtesy автор

После относительного затишья с выступлениями российских художников на международной сцене, сразу несколько приятных новостей поступило в этом году. Началось с Николая Полисского, основателя «Архстояния»: он принял приглашение и стал участником арт-резиденции художественного фонда «Тон Хо» в провинции Мяоли на Тайване. Из винтов и швеллеров самолетов и пароходов на перерабатывающем заводе художник создал огромные инсталляции, оммаж буддизму, местной архитектуре и ландшафту. Его пагоды и лотосы станут одними из первых экспонатов строящегося там арт-кластера. В апреле участниками выставки-интервенции Museum On/Off в парижском Центре Помпиду стали Арсений Жиляев и Таус Махачева, а на грядущую «Манифесту» в Цюрихе пригласили Ольгу Чернышеву и Евгения Антуфьева. Кроме того, арт-группа Recycle усилиями своей лондонской галереи этим летом станет единственным русским участником паблик-арт проекта «Скульптура в городе» — их работа украсит исторический Лиденхолл-маркет в центре британской столицы.

Экспозиции в Третьяковке

Фрагмент экспозиции «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» с работами Александра Туманова из серии «Флирт» (вверху) и Владимира Дубосарского из серии «Последняя дань русскому концептуализму» (внизу). Фото: Екатерина Алленова / Артгид

Сразу две крупные выставки, открывшиеся весной, удивили выставочным дизайном. Первая — ретроспектива Гелия Коржева, одного из любимых художников директора музея Зельфиры Трегуловой. Тесный давящий лабиринт с окнами-прорезями в стенах вызывает лишь одно желание — поскорее покинуть выставку. Как пояснила мне директор в интервью для сайта ARTANDHOUSES: «…есть одновременное параллельное сосуществование вещей, помещенных в разных залах. Их видишь через “окна”, которые прорезаны в отдельных стенах, когда ты, глядя на более позднюю вещь, понимаешь, от чего она отталкивалась и с чем она вступает в диалог. <…> некое стесненное и частично затемненное пространство позволяет показывать одновременно живопись и графику, что очень сложно делать в обычных залах, когда горит яркий свет». Объяснение логичное, но вряд ли доступное для понимания рядовому зрителю. В аналогичных сложных пространствах уже давно делают ясные и даже «уютные» лабиринты парижский Музей Орсэ или венская Альбертина, показывая и «диалоги», и живопись и графику одновременно. Другая — новая постоянная экспозиция новейших течений «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка». Узкие длинные залы буквально напичкали недавно приобретенной коллекцией Леонида Талочкина, окрестив концепцию «кабинет редкостей». Но в совокупности с цветом стен и пола, вместо кунсткамеры получили провинциальный краеведческий музей.

Марина Лошак

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Фото: Екатерина Алленова / Артгид

Следует отдать должное последовательности нынешнего директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Марине Лошак: «своих» она не бросает. Некогда пригретые ей в недрах большого «Манежа» и изгнанные после ее ухода основатель «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко и директор Московского музея дизайна Александра Санькова вновь оказались под крылом Марины Девовны уже в музейных стенах. Смелость директора проявляется не только в «человеческом факторе». В марте–апреле Пушкинский музей впервые участвовал в знаменитом Салоне рисунка (Salon du Dessin) в Париже — абсолютно коммерческом мероприятии. Конечно, исключительно в целях популяризации своей коллекции графики.

Министерство культуры

Эмблема Министерства культуры Российской Федерации. Фото: Министерство культуры Российской Федерации

Одними из самых жестких и пока не совсем понятных стали кадровые перестановки в сфере культуры, причем инициированные как министром культуры России Владимиром Мединским, так и главой Департамента культуры города Москвы Александром Кибовским. Началось с распоряжения последнего об увольнении директора «Царицыно», а продолжилось слиянием ГЦСИ с РОСИЗО и увольнением одного из основателей Государственного центра современного искусства Михаила Миндлина. Все эти странные движения кадрового состава и насаждение на музейные должности совсем не музейных людей связаны, вероятно, в случае с Департаментом культуры — с некомпетентными советниками или подковерными интригами; в случае же с Минкультом — со «стройкой века» нового здания ГЦСИ на Ходынке, разворачивающейся на фоне скандалов, сотрясающих министерство (история с арестом замминистра и «делом реставраторов» пока не завершена). История с «Царицыно», впрочем, благополучно завершилась назначением Елизаветы Фокиной, а что будет с ГЦСИ и его филиалами, будущим музеем, премией «Инновация» и самим экс-директором Миндлиным — узнаем в ближайшее время.

Московская биеннале современного искусства

Логотип 6-й Московской биеннале современного искусства. Источник: 6th.moscowbiennale.ru

Знаменитой ельцинской фразой «Я устал, я ухожу» можно было бы сопроводить заявление комиссара Московской биеннале Иосифа Бакштейна о том, что он покидает свой пост. Один из главных менеджеров в современном российском искусстве, отметивший в прошлом году 70-летие, занимается и другими проектами — преподаванием, консалтингом и своим институтом ИПСИ. И, конечно, биеннале в этом списке — самая беспокойная ноша, которой перезагрузка требуется давно. Последнюю биеннале на ВДНХ в 2015 году можно считать провальной — увидеть ее посчастливилось немногим из-за спешного закрытия проекта. Так что свежая кровь в руководстве, будем надеяться, придаст ей новый импульс.

Аукционные дома

Справа: фото: Hiroko Masuike. Слева: фото: © Christie’s

Российские представительства крупнейших аукционных домов Christie’s и Sotheby's весной лишились своих директоров. Теперь уже бывший гендиректор представительства Sotheby’s Михаил Каменский остался в апреле фактически в «голом поле». После увольнения из аукционного дома известный менеджер не занял никакой новой позиции, а в комментариях лишь заявил о «будущем выставочном проекте с ГМИИ им. А.С. Пушкина». Впрочем, дом быстро нашел достойную замену — новым директором стала экс-замдиректора Ирина Степанова, стоявшая у истоков открытия русского офиса в Москве. Christie’s лишился Екатерины Винокуровой и замены ей пока не нашел. Дело с поиском нового директора даже стало анекдотическим, когда один из русских сайтов по подбору персонала опубликовал объявление о поиске нового директора со списком предполагаемых обязанностей и требований к соискателю.

Музей русского импрессионизма

Логотип Музея русского импрессионизма. Источник: rusimp.su

Отметая искусствоведческие споры о том, был ли русский импрессионизм и уместно ли ставить такое определение в название новой институции, можно уверенно констатировать, что любой новый музей — это хорошо. Тем более частный, в котором зритель может увидеть то, что обычно скрыто за засовами личных владений.

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100