• Художники

Андрей Филиппов

Художник, живописец, автор объектов и инсталляций, представитель московского концептуализма.

Родился в 1959 году в Петропавловске-Камчатском. В 1981 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1982-1984 был активным участником выставок московской галереи APTART.
«…квартирная галерея APTART (от английского apartment art — "квартирное искусство"; лингвистическая игра еще и в том, что их APT может читаться по-русски как наше АРТ и в итоге искусство словно бы "удваивается") возникла как дерзкий полемический ответ нового поколения неофициальных художников на установившуюся традицию подпольных вернисажей … APTART был прежде всего местом художественного дуракаваляния с искусством, исполненным по принципу "Чем хуже – тем лучше". "Роман-холодильник", весь исписанный шутливыми текстами. Портреты "мухоморцев" в виде римских кесарей. Картина с изображением кавалерист-девиц с лесбийскими наклонностями. Объекты – "тыкалки", "трыкалки" и "бодалки". Инсталляция из дикого вида советских женских прокладок. Самодельные книжки-раскладушки. И все это – густо, вперемешку, шпалерной развеской. В итоге выставки APTART походили на "тотальные инсталляции" Кабакова или декорации к какой-нибудь дадаистской или обериутской пьесе. Если "диссидентский модернизм" шестидесятников, что создали институт "квартирников", наследовал классическому авангарду с его духоподъемностью и демиургичностью, то "ньювейверство" молодых художников начала 80-х скорее опиралось на эстетику абсурдистов, а то и панков. Искусство стало игрой, в которую играли свободные, внутренне раскрепощенные, незакомплексованные и ироничные люди. Искусство стало альтернативным стилем жизни, а не площадкой для игр в поддавки с тупой и косной властью.И власть этого не простила. В феврале 1983 года на квартирах Алексеева и Рошаля КГБ провел обыск, а самих хозяев вызвали на Лубянку. Проходившую в то время в галерее выставку группы "СЗ" сотрудники органов закрыли, а часть экспонатов изъяли, хотя в шутовских работах членов группы Виктора Скерсиса и Вадима Захарова не было никаких политических подтекстов.
Но APTART не сдался. Галерея просуществовала еще больше года, проведя в общей сложности почти два десятка выставок и акций, в том числе дачно-выездных. При этом выставки уже делались как в настоящих галереях или музеях – по тематическому принципу, с оригинальной (хоть и дурашливой) концепцией. Так возникли проекты "Победы над солнцем" (посвящен сбитому корейскому самолету), "Дальние-дальние страны" (ироническая география), "Для души и тельца" (про высокое и низкое в искусстве), "Москва-Одесса" и т.д.». (Федор Ромер для газеты «Время новостей». Январь, 2005)
Андрей Филиппов также являлся одним из участников- организаторов «Клуба авангардистов» (КЛАВА, Москва). А в 2008-м он вместе с Ю. Альбертом и В. Скерсисом создал группу «Купидон» (Москва).
«Выставка Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова одна из немногих интересна тем, что три автора спаяли свои идеи в некий триплекс, где, путём диффузии, проявляются неожиданная крепость и актуальность московской школы романтического концептуализма» (Из пресс-релиза к выставке группы «Купидон» «Фрагма, прагма и энигма» в Центре творческих индустрий ПRОЕКТ_FАБRИКА, Москва, 2008)

«Андрею Филиппову принадлежала одна из самых ярких инсталляций эпохи перестройки, показанная, в частности, на эпохальной выставке "Москва—Берлин". Классическая иконография Тайной вечери была сервирована им советскими серпами и молотами, а старинный девиз "Москва — Третий Рим" обращен в игривый лозунг "Риму — Рим!". Последним из нашумевших филипповских проектов стала "Пила", предназначенная для городского пространства, но, несмотря на усилия кураторов, так и не обретшая пристанища,— остроумный монумент в виде распиливающей своими зубцами землю Кремлевской стены не нашел поклонников среди тех, кто сегодня решает вопросы монументальной пропаганды». (Милена Орлова. Газета «Коммерсантъ», №74 (4129), 24.04.2009)

Основные персональные выставки художника проходили в Германии: Two in Power Two. Krings-Ernst Galerie, Кельн, 1990; Die zehn Erscheinungen. Krings-Ernst Galerie, Кельн, 1993; The End of the Light. Altes Lampenwerk, Оберурзель, 2000; Saw It! Loft Spinnerei, Лейпциг, 2006 и в Москве, преимущественно в галерее «Е.К.АртБюро»: «Небесные лыжники – Реактивные ангелы» и «Ночь перед Рождеством» в 2003-м, «Над пропастью во ржи» в 2004-м, «Мертвое море» в 2008-м, «Свистать всех наверх!» в 2009-м, «Подражание Матросову» в 2010-м, «Местечко (подражание Звездочетову)» в 2011-м.
Помимо участия в выставках созданных им арт-групп, Филиппов активно демонстрировал свои работы на крупных выставках в России («Сообщники». Государственная Третьяковская галерея, 2005; «Осторожно, стекло». Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2006; «Коллекция и архив Вадима Захарова». Государственный центр современного искусства, Москва, 2009; «Поле действия». Фонд культуры «Екатерина», Москва, 2010 и др.) и на зарубежных выставках: In de USSR en Erbuiten. Stedelijk Museum, Амстердам, 1990; MANI Museum - 40 Moskauer Künstler. Karmeliterkloster, Франкфурт-на-Майне, 1991; a Mosca, ... a Mosca. Villa Campoleto, Геркуланум; Galleria Comunale d’Arte Moderna, Болонья, 1992–1993; Adresse provisoire pour l`art contemporain russe. Musee de la Poste, Париж, 1993; Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995. Wilhelm-Hack-Museum, Людвигсхафен на Рейне, 1995; Berlin–Moskau/Москва-Берлин 1950-2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин; Государственный исторический музей, Москва, 2003-2004; Warszawa-Moskwa/Москва-Варшава. 1900-2000; Zacheta Narodowa Galeria Sztuki, Варшава; Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2004-2005; Соц Арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Париж, 2007; Die totale Aufklärung - Moskauer Konzeptkunst. Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне, Германия; Fundación Juan March, Мадрид, 2008, а также принимал участие в крупных международных проектах —
3-й Международной стамбульской биеннале(1992), II Цетинской биеннале (1994, Черногория), Documenta (1995, Кассель, Германия), 1-й Биеннале современного искусства в Салониках (2007, Греция) в проекте Haunted Moscow Шанхайской биеннале (2012. Power Station of Art, Шанхай, Китай).

Лауреат премии Кандинского-2015 в номинации «Проект года» за инсталляцию «С колесом в голове», впервые показанную на персональной выставке художника «Департамент орлов» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в марте — апреле 2015 года.
Живет и работает в Москве.

Container imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer image

Читайте также


Rambler's Top100