Борис Гройс
Историк искусства, теоретик, преподаватель, куратор.
Родился в 1947 году в Восточном Берлине. В 1971 году окончил отделение математической логики механико-математического факультета Ленинградского государственного университета. В 1971–1976 годах работал научным сотрудником в ленинградских НИИ. В 1976–1981 — научный сотрудник кафедры структурной и прикладной лингвистики Московского государственного университета.
Автор статей по культурологии, философии и теории искусства, опубликованных в самиздатских журналах «Часы» и «Обводный канал», с 1977 года публиковался в эмигрантской прессе, в том числе в журнале «А-Я» (Париж). В 1980–1981 годах входил в редколлегию журнала «37». В 1981 году эмигрировал из СССР.
В 1988–1994 годах преподавал теорию русской культуры в Вестфальском университете им. Вильгельма, Мюнстер. В 1992 году получил там же степень доктора философии. С 1994 года — профессор факультета славистики и факультета истории искусств Университета Южной Калифорнии, Лос-Анджелес. С 1994 профессор философии и медиатеории Высшей школы дизайна в Карлсруэ, с 2001 года — заместитель ректора Венской академии художеств. С 2011 года — профессор кафедры славистики Нью-Йоркского университета. В настоящее время живет в Нью-Йорке.
Избранные кураторские проекты:
• Traumfabrik Kommunismus («Коммунизм: фабрика мечты»; совместно с Зельфирой Трегуловой, 2003, Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне, Германия).
• Privatisierungen («Приватизации»; 2004, K.W.Institute, Берлин).
• Die totale Aufklärung. Moskauer Konzeptkunst 1960–1990 («Тотальное просвещение. Концептуальное искусство в Москве 1960–1990»; 2008–2009, Schirn Kunsthalle, Франкфурт-на-Майне; Fundacion Juan March, Мадрид).
• Medium Religion («Религия как медиум»; совместно с Петером Вайбелем, 2009, ZKM, Карслруэ).
• Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия» (2011, 54-я Венецианская биеннале, павильон России).
• 9-я Шанхайская биеннале (совместно с Цю Чжицзе, Йенсом Хоффманном и Джонсоном Чангом; 2012, Шанхай).
Избранные публикации (переводы на русский):
• Утопия и Обмен (Стиль Сталин. О новом. Статьи). М: Знак, 1993.
• Кабаков И., Гройс Б., Диалоги (1990–1994). М.: Ad Marginem, 1999.
• Комментарии к искусству. М.: Художественный журнал, 2003.
• Под подозрением: Феноменология медиа. М.: Художественный журнал, 2006.
• Коммунистический постскриптум. М.: Ad Marginem, Москва, 2007.
• Политика поэтики. М.: Ad Marginem, 2012.
В 2018 году издательство «Ад Маргинем Пресс» совместно с музеем «Гараж» выпустило книгу Гройса «В потоке» (перевод А. Фоменко), посвященную влиянию на искусство социальных сетей.
Лауреат премии Андрея Белого (1978).